Урок-игра "В мире животных" по теме "Действия с десятичными дробями", 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Проблемы урока привлекают к себе большое внимание, однако учащихся нужно научить творчески мыслить. Радость и удовлетворение они испытывают от нестандартной работы на уроке, которая позволяет им открыть и проявить себя, самоутвердиться. Такие уроки поддерживают у учащихся интерес к изучаемому предмету и сохраняют высокую активность обучения. Это особенно эффективно в подростковом возрасте, когда формируются интересы к школьным предметам. Большую роль в этом играют игры или игровые ситуации, которые увлекают учащихся и включают в работу без приложения усилий. Они способствуют развитию внимание, сообразительности, чувства состязательности и усвоению учебного материала, повышению качества знаний, а также развитию умственной деятельности обучаемых.

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания по теме “Десятичные дроби”;
  • повторить и закрепить навыки выражения метрических систем мер; распознания геометрических фигур;
  • решать задачи, используя известные действия с дробями.

Развивающие:

  • развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении задач на дроби; доказывать, сравнивать;
  • совершенствовать умение применять имеющиеся знания в разных ситуациях.

Воспитательные:

  • установление межпредметных связей; повышение интереса к предмету;
  • создание творческой эмоциональной обстановки;
  • воспитание внимательности, аккуратности при вычислении.

Оборудование урока: изображения животных; карточки с заданиями; кроссворд; карточки с загадками.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы будем не только решать, считать, но и узнаем много нового о животных живущих на Земле.

II. Обобщение и систематизация полученных знаний

На устном счете мы познакомимся с самым крупным наземным животным – африканским слоном (рис.1). Слоны живут в Африке, Южной и Юго-Восточной Азии.

1. Давайте найдем в среднем длину и высоту тела африканского слона, и его массу (рис. 2).

2. Масса новорожденного слоненка в 60 раз меньше массы взрослого животного. Найдите массу слоненка.

6000 кг : 60 = 100 кг = 0,1 т

3. На сколько масса слона больше массы слоненка?

6 т – 0,1 т = 5,9 т

4. Вычислите рост новорожденного слоненка, зная, что он меньше взрослого слона на 3,5 м.

5. Пища слонов – ветви, листья, корни, частично плоды. Слонам требуется большое количество воды и пищи.

Отправимся из Африки в Россию. О каком животном сейчас пойдет речь?

Выполнив действия, сопоставьте полученному результату букву (рис. 3), и вы расшифруете название животного, о котором мы и поговорим.

45 : 18 = /2,5/
2100 : 15 = /140/
2,55 : 1,02 = /2,5/
3,6 : 0,8 = /4,5/

Водяные мастера,
Строят дом без топора.
Дом без хвороста и тины
И еще плотину.

В нашей стране водится много бобров. Бобр – крупный грызун России, ведет полуводный образ жизни, обитает на реках, где по берегам растут деревья (рис. 4). Строит из ветвей и ила хижины, поперек реки сооружает плотины длиной 5 – 6 метров. У бобров очень сильные передние зубы – резцы, которыми осину толщиной радиусом 5см перегрызают за 2 – 3 минуты.

1. Узнать длину тела бобра (дм) поможет магический квадрат.

5,9

6,3

3,6

2,3

2,7

0

3,7

4,1

1,4

Из первой строки выберите наименьшее число, из второй – наибольшее, из третьей – среднее. Запишите все эти числа и выполните сложение.

3,6 + 2,7 + 3,7 = 10 (дм)

2. Решите примеры (рис. 5), вписав в геометрические фигуры найденные значения и наименьшее число в ответах, и будет средней массой бобра (кг). Как называются геометрические фигуры?

3. Дома бобры строят очень интересно и умно. Вход в хатку обязательно из воды, на глубине 1–2 метра, затем нора идет вверх, выше уровня реки, куда-нибудь под корни крепкого дерева. Если берега пологие, то вход все равно под водой, а хатка на берегу. Крупные хатки имеют высоту до 3 метров, а окружность у основания до 16 метров.

4. Если вы впишите в кроссворд названия чисел 900, 600, 1000, 500 то в выделенном столбце прочтете, сколько минут бобр может находиться под водой.

Выполнив действия, сопоставьте полученному результату букву и расшифруете название животного, о котором дальше пойдет речь (рис. 6 и рис. 7).

1) 13 • 7 + 5 = 96 (Д)
2) (8,7 – 0,6) : 0,9 = 9 (Е)
3) 1,2 • 8 + 0,6 = 10,2 (Л)
4) (1,52 – 0,02) : 0,5 = 3 (Ь)
5) (8,8 – 0,4) : 1,4 = 6 (Ф)
6) 4 • 23 + 5 = 97 (И)
7) (118 – 6) : 70 = 1,6 (Н)

Правда дети, я хорош,
На большой мешок похож.
По морям в былые годы
Обгонял я пароходы.

1. С какой скоростью плавает дельфин? Решите пример, и вы узнаете его скорость

(246535 – 85897) : 1306 – 73 =

2. Найдите значения выражения, и вы найдете:

а) масса самого большого дельфина (кг) (49 • 65 + 1815) : 10 =
б) длина самого крупного дельфина (м) 9630 : 9 – 1066 =

Размеры самого крупного дельфина длина 4 м и масса 500 кг.

Отгадайте загадку о ком это?
Живет спокойно, не спешит
На всякий случай носит щит.
Отгадайте это кто,

Ходит в костяном пальто. (Черепаха)

Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда спешить тому,
Кто всегда в своем дому? (рис. 8)

Черепахи бывают сухопутные, морские, и живущие в пресных водоемах. Есть черепашки – крошки, которые больше 12 см не вырастают, а есть гиганты – тяжеловесы. Они такой величины, что дети могут кататься, сидя у них на спине. Название самой крупной черепахи – кожистая (дермохелис), длина ее панциря достигает 2 м, а размах ласт – 3 м.

Решите уравнения, и вы узнаете, сколько лет может жить черепаха и массу ее тела:

а) 0,8 х + 368,3 = 528,3 б) 0,8 х – 368,3 = 111,7

х = 200 лет живет черепаха х = 600 кг масса черепахи

На островах Галапагосского архипелага, что в Тихом океане, живут крупные представители семейства сухопутных черепах – галапагосские слоновые черепахи и сейшельские черепахи. В 18 веке, когда еще не было холодильников и не умели делать консервы, для моряков черепахи были прекрасной пищей, которая не портилась месяцами, поэтому моряки набивали трюмы черепахами. Мясом и яйцами черепах питаются люди. Из панциря черепах делают украшения и щиты.

III. Подведение итога урока. Выставление оценок и их комментирование.

Вот и закончилось наше путешествие в мир животных, но мы познакомились лишь с некоторыми животными и в дальнейшем продолжим знакомство с животным миром Земли.

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки и беседует с учащимися.

  • Что понравилось на уроке?
  • Что бы вы хотели изменить?
  • Что нового вы узнали?
  • О каких животных вы бы хотели еще узнать?