Проблемы урока привлекают к себе большое внимание, однако учащихся нужно научить творчески мыслить. Радость и удовлетворение они испытывают от нестандартной работы на уроке, которая позволяет им открыть и проявить себя, самоутвердиться. Такие уроки поддерживают у учащихся интерес к изучаемому предмету и сохраняют высокую активность обучения. Это особенно эффективно в подростковом возрасте, когда формируются интересы к школьным предметам. Большую роль в этом играют игры или игровые ситуации, которые увлекают учащихся и включают в работу без приложения усилий. Они способствуют развитию внимание, сообразительности, чувства состязательности и усвоению учебного материала, повышению качества знаний, а также развитию умственной деятельности обучаемых.
Цели урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания по теме “Десятичные дроби”;
- повторить и закрепить навыки выражения метрических систем мер; распознания геометрических фигур;
- решать задачи, используя известные действия с дробями.
Развивающие:
- развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении задач на дроби; доказывать, сравнивать;
- совершенствовать умение применять имеющиеся знания в разных ситуациях.
Воспитательные:
- установление межпредметных связей; повышение интереса к предмету;
- создание творческой эмоциональной обстановки;
- воспитание внимательности, аккуратности при вычислении.
Оборудование урока: изображения животных; карточки с заданиями; кроссворд; карточки с загадками.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня на уроке мы будем не только решать, считать, но и узнаем много нового о животных живущих на Земле.
II. Обобщение и систематизация полученных знаний
На устном счете мы познакомимся с самым крупным наземным животным – африканским слоном (рис.1). Слоны живут в Африке, Южной и Юго-Восточной Азии.
1. Давайте найдем в среднем длину и высоту тела африканского слона, и его массу (рис. 2).
2. Масса новорожденного слоненка в 60 раз меньше массы взрослого животного. Найдите массу слоненка.
6000 кг : 60 = 100 кг = 0,1 т
3. На сколько масса слона больше массы слоненка?
6 т – 0,1 т = 5,9 т
4. Вычислите рост новорожденного слоненка, зная, что он меньше взрослого слона на 3,5 м.
5. Пища слонов – ветви, листья, корни, частично плоды. Слонам требуется большое количество воды и пищи.
Отправимся из Африки в Россию. О каком животном сейчас пойдет речь?
Выполнив действия, сопоставьте полученному результату букву (рис. 3), и вы расшифруете название животного, о котором мы и поговорим.
45 : 18 = /2,5/
2100 : 15 = /140/
2,55 : 1,02 = /2,5/
3,6 : 0,8 = /4,5/
Водяные мастера,
Строят дом без топора.
Дом без хвороста и тины
И еще плотину.
В нашей стране водится много бобров. Бобр – крупный грызун России, ведет полуводный образ жизни, обитает на реках, где по берегам растут деревья (рис. 4). Строит из ветвей и ила хижины, поперек реки сооружает плотины длиной 5 – 6 метров. У бобров очень сильные передние зубы – резцы, которыми осину толщиной радиусом 5см перегрызают за 2 – 3 минуты.
1. Узнать длину тела бобра (дм) поможет магический квадрат.
5,9 |
6,3 |
3,6 |
2,3 |
2,7 |
0 |
3,7 |
4,1 |
1,4 |
Из первой строки выберите наименьшее число, из второй – наибольшее, из третьей – среднее. Запишите все эти числа и выполните сложение.
3,6 + 2,7 + 3,7 = 10 (дм)
2. Решите примеры (рис. 5), вписав в геометрические фигуры найденные значения и наименьшее число в ответах, и будет средней массой бобра (кг). Как называются геометрические фигуры?
3. Дома бобры строят очень интересно и умно. Вход в хатку обязательно из воды, на глубине 1–2 метра, затем нора идет вверх, выше уровня реки, куда-нибудь под корни крепкого дерева. Если берега пологие, то вход все равно под водой, а хатка на берегу. Крупные хатки имеют высоту до 3 метров, а окружность у основания до 16 метров.
4. Если вы впишите в кроссворд названия чисел 900, 600, 1000, 500 то в выделенном столбце прочтете, сколько минут бобр может находиться под водой.
Выполнив действия, сопоставьте полученному результату букву и расшифруете название животного, о котором дальше пойдет речь (рис. 6 и рис. 7).
1) 13 • 7 + 5 = 96 (Д)
2) (8,7 – 0,6) : 0,9 = 9 (Е)
3) 1,2 • 8 + 0,6 = 10,2 (Л)
4) (1,52 – 0,02) : 0,5 = 3 (Ь)
5) (8,8 – 0,4) : 1,4 = 6 (Ф)
6) 4 • 23 + 5 = 97 (И)
7) (118 – 6) : 70 = 1,6 (Н)
Правда дети, я хорош,
На большой мешок похож.
По морям в былые годы
Обгонял я пароходы.
1. С какой скоростью плавает дельфин? Решите пример, и вы узнаете его скорость
(246535 – 85897) : 1306 – 73 =
2. Найдите значения выражения, и вы найдете:
а) масса самого большого дельфина (кг)
(49 • 65 + 1815) : 10 =
б) длина самого крупного дельфина (м) 9630 : 9 –
1066 =
Размеры самого крупного дельфина длина 4 м и масса 500 кг.
Отгадайте загадку о ком это?
Живет спокойно, не спешит
На всякий случай носит щит.
Отгадайте это кто,
Ходит в костяном пальто. (Черепаха)
Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда спешить тому,
Кто всегда в своем дому? (рис. 8)
Черепахи бывают сухопутные, морские, и живущие в пресных водоемах. Есть черепашки – крошки, которые больше 12 см не вырастают, а есть гиганты – тяжеловесы. Они такой величины, что дети могут кататься, сидя у них на спине. Название самой крупной черепахи – кожистая (дермохелис), длина ее панциря достигает 2 м, а размах ласт – 3 м.
Решите уравнения, и вы узнаете, сколько лет может жить черепаха и массу ее тела:
а) 0,8 х + 368,3 = 528,3 б) 0,8 х – 368,3 = 111,7
х = 200 лет живет черепаха х = 600 кг масса черепахи
На островах Галапагосского архипелага, что в Тихом океане, живут крупные представители семейства сухопутных черепах – галапагосские слоновые черепахи и сейшельские черепахи. В 18 веке, когда еще не было холодильников и не умели делать консервы, для моряков черепахи были прекрасной пищей, которая не портилась месяцами, поэтому моряки набивали трюмы черепахами. Мясом и яйцами черепах питаются люди. Из панциря черепах делают украшения и щиты.
III. Подведение итога урока. Выставление оценок и их комментирование.
Вот и закончилось наше путешествие в мир животных, но мы познакомились лишь с некоторыми животными и в дальнейшем продолжим знакомство с животным миром Земли.
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки и беседует с учащимися.
- Что понравилось на уроке?
- Что бы вы хотели изменить?
- Что нового вы узнали?
- О каких животных вы бы хотели еще узнать?