Такую конференцию, я организую в конце третьей четверти или учебного года. Готовят и проводят ее ученики X-XI классов, а всех остальных школьников они приглашают на конференцию в качестве участников. Сразу же после зимних каникул вывешиваю в вестибюле школы объявление о конференции, плакат с ее девизом, обращение к учащимся проанализировать, какова экологическая обстановка в нашей местности, и подумать, какие надо принять меры для ее улучшения. Рядом помещаю ящик типа почтового, чтобы собрать мнения и предложения ребят.
Девиз конференции: Здоровье нашей планеты – главнейшая из забот современного человека”.
Цели конференции:
- Рассмотреть антропогенное воздействие человека на окружающую среду.
- Оценить экологическую ситуацию в п. Москаленский и наметить пути решения экологических проблем.
- Составить возможные сценарии выхода из экологического кризиса.
Оборудование: презентация конференции; презентация “Загрязнение окружающей среды канцерогенными веществами автотранспорта”; презентация “Шумовое загрязнение среды”; презентация “”; учебные электронные издания “Экология”; “Экология 10-11-е классы” Дрофа, 2004 г.; “Экология. Общий курс” издательство мультимедиа “Образ”, 1998 г.
Программа конференции:
- Вступительное слово учителя.
- Чтение статьи из научного журнала “Global” от 21 октября 2083 года.
- Чтение писем учащихся об экологической обстановке в нашей сельской местности.
- Просмотр видеофрагментов
- Выступление исследовательских групп.
- Решение экологических задач.
- Решение экологического теста “Возможные сценарии выхода из экологического кризиса”.
- Рефлексия.
Учитель: Мы приветствуем всех участников физико-экологической конференции “Мы в ответе за нашу планету”. Девиз нашей конференции: “Здоровье нашей планеты – главнейшая из забот современного человека”. (Слайд 1 презентации “Конференция”)
Просмотр слайда 2 презентации “Конференция” под музыку Вивальди.
Учитель: “У человечества было 40 тысяч лет для разбега и осталось 40 лет для торможения перед пропастью”.
Просмотр 3 слайда презентации “Конференция”.
Цели конференции:
- Рассмотреть антропогенное воздействие человека на окружающую среду.
- Оценить экологическую ситуацию в п. Москаленский и наметить пути решения экологических проблем.
- Составить возможные сценарии выхода из экологического кризиса.
Учитель: читает статью из научного журнала “Global” от 21 октября 2083 года.
“Наступил 2083 год. Планете Земля угрожает необратимая катастрофа. Из-за теплового и химического загрязнения атмосферы и гидросферы среднегодовая температура планеты 220С, хотя норма – 150С, а критическое значение – всего 190С.
Начинают таять вечные льды Арктики и Антарктики. Уже затоплена значительная часть прибрежной зоны. Под водой оказались Нью-Йорк и Петербург, Сидней и Лиссабон, Лос-Анджелес и Рио-де-Жанейро.
В мире царит хаос. Люди бегут вглубь континентов. Политическая и экономическая стабильность, с трудом установленная за последние десятилетия, подорвана. В Африке вновь стал обычным явлением голод, о котором давно никто не помнил. В некоторых регионах свирепствуют эпидемии забытых болезней.
Человеческая цивилизация пожинает плоды бесконтрольного потребления энергии. Выступления многих учёных в течение нескольких десятилетий никто не хотел слышать. На первое место всегда ставилось благо человека, а природе нужно было терпеть. Но терпение кончилось, и человечество летит в глубокую пропасть, выбраться из которой будет очень непросто.
Вопрос: “Возможна ли такая кризисная ситуация на Земле или это фантастический бред писателя? И какие антропогенные воздействия человека на окружающую среду могли привести к таким глобальным изменениям на Земле?” В чем сущность экологического кризиса?
Ученик: сообщение “Сущность экологического кризиса” (Приложение1)
Просмотр слайда 4 презентации “Конференция”.
Просмотр видеофрагмента из электронного учебного издания “Экология” Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.
Учитель: Слово “экология” вам знакомо; вы часто его слышите, встречаете в газетах, книгах. В переводе с греческого оно означает дом, жилище. Так что не случайно этим словом называют ныне науку об отношениях растительных и животных организмов, в том числе людей, а также образуемых ими сообществ, с окружающей средой – тем “домом”, в котором живет человечество. Чтобы жить в нем без страха за свое здоровье, радоваться красотам природы, нужно беречь этот дом, иначе вообще можно погибнуть, так как человек – часть природы и ее разрушение грозит ему множеством бед. Мы просили вас подумать о том, как вы представляете себе местную экологическую ситуацию и что нужно сделать для того, чтобы сохранить нашу природу. Сейчас мы зачитаем фрагменты ваших размышлений из полученной почты.
Ученик: Пожилые люди рассказывают, какой красивой была природа нашего края. В речке текла чистая, прозрачная вода, в ней водилось очень много рыбы; в лесах обитали разные животные и птицы. Особенно много было зайцев, лис, волков, встречались глухари, лоси и др. На лугах росли травы, цветы, ягоды, причем трава была высокая и ярко зеленая. В совхозе было много овец, лошадей, кур, коров и других домашних животных. Но сейчас речка стала грязной, на некоторых улицах села можно увидеть кучи мусора. В лесах тоже встречается всякий бытовой хлам, выжженные места от костров. Настал час задуматься, как не допустить дальнейшего ухудшения окружающей нас среды. Мне кажется, все мы должны начинать с себя: не мусорить в лесу, на поле, улице, берегу реки, не ломать веток, не рвать зря цветов, особенно редких, и т.п.
Учитель: Какие экологические проблемы можно обозначить на территории нашего поселка?
Просмотр слайда 5 презентации “Конференция”.
Учитель: На протяжении всего года группа ребят исследовали экологическую ситуацию на территории п. Москаленский. И сегодня на конференции они поделятся своими наблюдениями, выводами и результатами исследования.
Проблема 1. “Загрязнение атмосферы” CD- диск “Экология. Учебное пособие 10-11 классы”. Дрофа, 2004. (галерея демонстраций №35).
1 группа исследователей с проблемой “Загрязнение окружающей среды канцерогенными веществами автотранспорта” (Приложение 2, Презентация 1).
Проблема 2. “Шумовое загрязнение среды” CD- диск “Экология. Учебное пособие. 10-11 классы”. Дрофа, 2004.(виртуальная экскурсия “Шум и его влияние на здоровье человека”).
2 группа исследователей с проблемой “Шумовое загрязнение среды” (Приложение 3, Презентация 2).
Проблема 3. “Почвенные ресурсы, их использование и охрана”, CD- диск “Экология. Учебное пособие 10-11 классы”. Дрофа, 2004. (галерея демонстраций №38).
3 группа исследователей с проблемой “ Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами” (Приложение 4).
Проблема 4. “Рациональное использование и охрана водных ресурсов”, CD- диск “Экология. Учебное пособие 10-11 классы”. Дрофа, 2004. (галерея демонстраций №36).
Решение экологических задач (Презентация “Экологические задачи”).
Тест “Возможные сценарии выхода из экологического кризиса” (Приложение 5).
Учитель: Итак, наша конференция подходит к концу. Главный из нее вывод: каждый человек в ответе перед будущим за состояние земной природы. Если не думать о последствиях своей деятельности, то можно нанести ей невосполнимый ущерб, а то и вовсе погубить природу, а значит – и жизнь на Земле. Поэтому в заключении я вам прочту пусть не совершенные, но искренние и выражающие суть всех сегодняшних выступлений стихи:
Наше время настало ребята,
Родную природу беречь и любить.
Ведь для каждого очень важно,
Как на нашей планете жить.
Нам, как радость, нужны и понятны
Шум лесов и ручьев хлопотливая речь.
Так давайте же вместе ребята,
Родную природу беречь!
Рефлексия: Ребята отметьте на листочках, какое выступление вам особенно понравилось. Поставьте оценку нашей работе на конференции.