Цель:
- расширение и актуализация информационного поля выпускников.
Задачи:
- познакомить учащихся с результатами диагностики профессиональных предпочтений;
- познакомить учащихся с направлениями профессиональной деятельности и основными типами профессий;
- рассказать об основных ошибках в выборе профессии
Участники:
учащиеся 9-х, 11-х классов.
Продолжительность: 40-45 мин.
Подготовительная работа:
- провести диагностику профессиональных предпочтений учащихся 9-х, 11-х классов;
- подготовка презентации классного часа на тему «Четыре ошибки в выборе профессии»;
Оформление:
- мультимедийная система;
Ход работы
Организационный момент | 1 мин. |
Знакомство с результатами диагностики
(в целом по классу) |
4 мин |
Информационное сообщение о профессиональной направленности на предмет труда |
20-28 |
Информационное сообщение
о возможных ошибках при выборе профессии |
10 мин |
Заключение. Подведение итогов занятия. | 1-2 мин |
Содержание работы:
(Приложение 1. Слайд 1.)
Ведущий (вступительное слово):
Наша с вами сегодняшняя встреча построена на результатах диагностики ваших профессиональных предпочтений (Приложение 1. Слайд 2).
Валидность диагностики, т.е. ее достоверность составляет 70 – 80 % и это в зависимости от вашей искренности при ответах на вопросы анкеты.
В целом по классу получилась следующая картина
(Приложение 1. Слайд 4 – 12 в зависимости от присутствующего класса).
Естественно у многих из вас возникнут вопросы: что такое «человек – человек» или «человек – природа» и т.д.?
Теперь каждое направление профессиональной деятельности мы рассмотрим отдельно (Приложение 1. Слайд 3).
Начнем с направления «человек – человек» (Приложение 1. Слайд 13).
Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и т. д.).
Общие требования к работникам: высокие моральные качества; доброжелательность; вежливость; психологическая сдержанность; воспитанность; выдержка.
Цели труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, оказывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.
Орудия труда: функциональные средства человека (голос, жесты, мимика и др.), ручные орудия, машинное оборудование.
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.
Вопрос:
Как вы думаете какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы учащихся (приблизительные):
Учитель, воспитатель, врач, медсестра, юрист, менеджер, официант, продавец, проводник, библиотекарь.
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: тренер, экскурсовод, следователь, психолог, стюардесса.
Следующая направленность "человек - знаковая система" (Приложение 1. Слайд 14)
Предмет труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.
Общие требования к работникам: дисциплинированность; пунктуальность; стойкая работоспособность; аккуратность; оперативная память; устойчивое концентрированное внимание; способность оперировать представлениями.
Цели труда: разбираться, проверять, обрабатывать, оказывать воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.
Орудия труда: ручные; автоматизированное и механическое оборудование, функциональные средства человека.
Условия труда: микроклимат бытового помещения, повышенная моральная ответственность.
Вопрос:
Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы учащихся (приблизительные):
Редактор, машинистка, делопроизводитель, переводчик, экономист, кассир, конструктор, чертежник, закройщик, стенографист, телефонист
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: корректор, программист, штурман, лингвист, радист.
Следующая направленность "человек - природа" (Приложение 1. Слайд 15)
Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различные живые организмы и биологические процессы.
Общие требования к работникам: любовь к животным и растениям; физическая выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициативность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; хорошее воображение; оперативное наглядно-образное мышление.
Цель труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы, конструировать, распознавать, различать, оценивать, разбираться, проверять, преобразовывать, обрабатывать, оказывать воздействие, перемещать.
Орудия труда: ручные, механические, и автоматизированное оборудование.
Условия труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помещениях с микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышенной моральной ответственности.
Вопрос:
Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы учащихся (приблизительные):
Зоотехник, цветовод, садовод, биолог, эколог, ветеринар, овощевод, птицевод.
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: агроном, агрохимик, ветеринар, микробиолог, садовод.
Следующая направленность "человек – художественный образ" (Приложение 1. Слайд 16)
Предмет труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.
Общие требования к работникам: впечатлительность; эмоциональность; трудоспособность; оперирование средствами эстетического воздействия; художественные способности.
Цели труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воздействовать, находить новые способы и варианты.
Орудия труда: ручные, функциональные средства человека, механизированное оборудование.
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового типа, необычные условия, на открытом воздухе.
Вопрос:
Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы учащихся (приблизительные):
Художник, скульптор, журналист, писатель, композитор, парикмахер, закройщик-портной, дизайнер, актер.
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: художник, скульптор, модельер, ювелир, актер.
Следующая направленность "человек – техника" (Приложение 1. Слайд 17)
Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.
Общие требования к работникам: физическая и психологическая выносливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хорошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание; достаточно высокое интеллектуальное развитие.
Цели труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться, организовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.
Орудия труда: ручные, машины, автоматы.
Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом воздухе.
Вопрос:
Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы учащихся (приблизительные):
Автослесарь, водитель, инженер-конструктор, швея-мотористка.
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: радиомонтажник, наладчик, токарь, автослесарь, инженер – конструктор.
Ведущий:
У каждого из вас на столе лежат результаты диагностики ваших профессиональных предпочтений. Познакомьтесь с ними.
Кто согласен с результатами? Кто не согласен?
Вы прослушали и чуть больше узнали о направлениях профессиональной деятельности, изменилось ли ваше мнение о результатах диагностики сейчас? (ответ выражаем поднятием руки).
Вопрос:
А если бы не изменилось ваше мнение после прослушанной информации?
Ответы учащихся (приблизительные):
Мы бы совершили ошибку.
Ведущий:
Давайте попробуем поучиться на чужих ошибках, чтобы избежать своих (Приложение 1. Слайд 18)
Ошибка 1: НЕДОСТАТОЧНАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ (Приложение 1. Слайд 19).
На сегодняшний день насчитывается более 40 тысяч профессий, и где-то там, среди этого моря, затерялась ваша. Но вы об этом даже не подозреваете и выбираете привычную, традиционную, находящуюся на виду. Как же найти ту область деятельности, в которой вы себя сможете реализовать наиболее полно? Читайте специальные журналы, ходите на дни открытых дверей, – и вы определите свое место под солнцем. Я как, психолог, со своей стороны постараюсь осветить как можно больше интересующих вас вопросов.
Ошибка 2: ВЫБОР ПОД ВЛИЯНИЕМ (Приложение 1. Слайд 20).
Вместе весело шагать? Конечно, хорошо, если в институт вы пойдете дружной компанией, и если есть в компании сильный и уверенный лидер, он ведет всю группу, а вам одному неуютно и страшно. Помните что это ваша судьба и ваша жизнь.
Так что, выбирая свое будущее, прислушивайтесь к своей интуиции, ведь ваша будущая профессия – это, прежде всего, ваш собственный выбор, а не выбор ваших друзей или родителей.
Ошибка 3: НЕПРАВИЛЬНАЯ САМООЦЕНКА (Приложение 1. Слайд 21).
Как это не обидно, но часть старшеклассников, не надеясь пройти по конкурсу, бояться подавать документы на престижные факультеты. И наоборот. Многие молодые люди представляют себя на фоне выбранной профессии, а не на фоне нее. «Я хочу» - главный аргумент. «Смогу ли я»? приходит гораздо позже.
Не поленитесь, еще до подачи документов в вуз пройти тестирование у психолога или классного руководителя. А уровень знаний заранее можно определить, пройдя контрольную диагностику, пробную контрольную и т.д., которые предлагают многие колледжи и вузы. Тогда вступительные испытания не станут для вас временем неприятных открытий.
Ошибка 4: ПОГОНЯ ЗА ПРЕСТИЖНОСТЬЮ И ВЫСОКОЙ ЗАРПЛАТОЙ (Приложение 1. Слайд 22).
Если на вопрос, чего вы ждете от будущей профессии, вы без промедления отвечаете: «Славы и денег», - тогда вам нужны самые престижные направления. Но и здесь есть свои подводные камни. Не только для вас это главные критерии. Чтобы пробиться хотя бы в «золотую середину», придержаться выдержать немалую конкуренцию. Классический пример с юристами: в наши дни редкий вуз не имеет юридического факультета. Сколько, по вашему мнению, нужно специалистов стране? Предложения давно превысили спрос. А машина подготовки все работает и работает. И многие продолжают выбирать эту профессию, забывая, что востребованным юристом может стать только одаренный человек.
Ошибка многих абитуриентов заключается в непонимании сути многих профессий. Будущие студенты смотрят на них поверхностным взглядом. Если финансист, то обязательно директор банка и т.д. а ведь практическая деятельность в любой сфере начинается с «Отнеси эту бумажку шефу, да смотри, не потеряй по дороге». То есть с азов и элементарной практики.
Вы готовы 2-3 года перекладывать документы из одной папки в другую, потом 5-6 лет дежурить в нотариальной конторе, ждать, когда освободиться место попрестижней?
А знаете, в каком направлении бум только начинается? Где зарплаты растут как на дрожжах? На строительные специальности медленно, но верно конкурс увеличивается уже который год… Но не каждого инженера с дипломом престижного вуза возьмут на должность прораба крупной стройки.
Подводиться итог занятия.
Отвечаем на вопросы учащихся
(Приложение 1. Слайд 23)Спасибо за внимание! (Приложение 1. Слайд 24)
Литература:
- Степанова Е.Н. Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе. Технологии подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа. Творческий центр. Москва 2002 г.