Интегрированный урок – это междисциплинарная форма учебного процесса, который базируется, главным образом, на теории и понимания того, что поиск знания является лучшим способом междисциплинарного исследования.
Прогрессивные педагоги разных эпох – Я. А. Каменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и другие – подчёркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы “в голове ученика”, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.
Структура и логика конструирования интегрирования урока, способы организации его по реализации педагогический задач в соответствии с теми или иными принципами и условиями педагогических технологий имеют определённые функциональные назначения.
Информационное общество создаёт новые условия для развития образования. Главным здесь является создание методической системы, дидактических разработок, которые позволили бы строить свою педагогическую деятельность с использованием современных информационных технологий. Применять новые технологии можно на уроках любого цикла во всех возрастных категориях.
Мультимедиа – это возможность работы с информацией в различных видах: с графикой, текстом, видеоизображением, фотографией, анимацией, звуковыми эффектами, высококачественными звуковым сопровождением. Если в памяти сохраняется 75% полученноё информации при помощи мультимедийных приложений, то для повышения эффективности обучения следует обязательно использовать современные технологии, а именно мультимедиа.
В МОУ “Лицей №1” был проведён интегрированный урок по теме “Масштаб” в VI классе. В разработке урока, в создании компьютерной программы активное участие принимали группа учащихся 8 класса, которая должна была осуществить интегрирование знаний, умений из математики, географии, истории, информатики. Мотивация урока в части географии – расширение представлений о масштабе и интеграции одинаковых понятий в предметах разного цикла; углубление знаний по основным предметам.
Урок проводится в виде путешествия вместе со сказочным героем Гулливером, что позволило учащимся соединить теоретические знания с практическими умениями. Школьники должны были не только научиться переводить масштаб из одного вида в другой, но и усвоить основной способ измерения, увеличивать или уменьшать и наносить на лист с учетом измерений.
Краткий очерк исторических моментов, связанных с масштабом, только усиливают интерес учащихся и активизирует их на уроке.
Каждый слайд сопровождается комментариями Гулливера, задания предполагают, что позволяет ученикам переходить от реальной действительности к виртуальному общению и экскурсу во времени. Это выступает элементом эмоциональной разгрузки. А сюрприз их еще ожидает в конце, когда итоги урока подводит Гулливер; учитывая итоги каждого задания, комментирует результаты и дает советы.
Данные урока достаточно высокого уровня условия способны обеспечить школьникам получение вариативного личностно-ориентирного естественно научного образования высокого класса. Что и соответствует современным требованиям.
При проведении этого интегрированного урока в мультимедийном кабинете была продемонстрирована взаимосвязь между математическим понятием и окружающим миром, удалось активизировать воображение и внимание учащихся. Урок превратился в красочную, интерактивную творческую коллективную работу.
Творческая группа 8 класса успешно защитила свой проект по созданию компьютерной программы. Оценивался проект по следующим критериям:
- содержание теоретического материала,
- количество и уровень предложенных задач,
- эстетичность,
- оригинальность,
- использование программы в учебном процессе.
Защита старшеклассниками своего проекта при проведении интегрированного урока по теме “Масштаб” в VI классе в мультимедийном кабинете позволило осуществить интеграцию учебной деятельности, расширить кругозор учащихся, что позволило сформировать у учащихся потребность к творческой деятельности.
Интегрированные уроки должны иметь чётко сформулированные учебно-познавательные задачи, для решения которых необходимо использование знаний других предметов. Такие уроки должны обеспечить высокую активность работы учащихся и повысить интерес в применении знаний из других областей. Однако межпредметные связи не должны носить внешний или искусственный характер, они должны быть связующим звеном в понимании детьми сущности изучаемых понятий и явлений.