Гражданско-патриотическое воспитание на уроках информатики

Разделы: Информатика


Цель: воспитать высоконравственных, образованных, творческих, здоровых детей, умеющих и желающих проявлять заботу друг о друге, о коллективе, о Родине с целью улучшения себя и окружающего пространства.

Задачи:

    • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
    • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
    • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
    • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
    • совершенствовать существующую систему гражданско-патриотического воспитания через обучение информатике;
    • обеспечить организационно-методическое сопровождение;
    • осуществить отбор оптимальных форм и методов работы, применение инновационных технологий;
    • формировать патриотические чувства, развивать чувство гордости за свою страну и ее Вооруженные силы, интернационализма и толерантности;
    • развивать правовое поле через уроки информатики;
    • активно использовать краеведческий материал.

Направления гражданско-патриотической работы:

    • краеведческо-исследовательское;
    • духовно-нравственное;
    • социально-правовое;
    • здоровый образ жизни;
    • трудовое и экологическое;
    • патриотическое;
    • ученическое самоуправление.

Содержание Программы

Программа включает в себя следующие направления:

1.Связь поколений.

Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

    1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
    2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
    3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

2.Растим патриота и гражданина России.

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

    1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
    2. Развивать ученическое самоуправление.
    3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
    4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

3.Мой край родной.

Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

  1. Изучать историю родного края.
  2. Воспитывать у обучающихся позицию “Моя малая Родина”.
  3. Формировать экологическое поведение.

4. Я и семья

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

    1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
    2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
    3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

    1. Знаниевый компонент, основанный на предметном начале с 7-11 классы.
    2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
    3. Систему тематических, творческих внеклассных воспитательных мероприятий по предмету.
    4. Школьное самоуправление.
    5. Участие в тематических конкурсах, выставках.
    6. Активное сотрудничество социумом и общественными организациями.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

В образе выпускника основной школы:

    • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
    • в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
    • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
    • создание информационной базы по обмену опытом между школами;
    • внедрение в учебный процесс компьютерных программ, в которых используются государственные символы России;
    • воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину; пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края, города.

Примерное планирование материала

7 класс

Тема

Вид деятельности

Содержание

Типы алгоритмов. Линейный алгоритм Домашняя работа Составить линейный алгоритм уборки кабинета
Способы записи алгоритмов (словесный, блок-схема, программа). Домашняя работа Составить блок-схему алгоритма “Проведение субботника в подшефном детском саду”
Моделирование Компьютерный эксперимент Построение информационной модели “Моя гостиная”
Ввод и редактирование текста (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текста) Практическая работа Редактирование заметки “Войди в историю, измени ее!”
Форматирование символов и абзацев. Домашняя работа Создание страницы школьной газеты “Шанс”
Создание и редактирование изображений Домашняя работа “Создание экологического плаката”

8 класс

Тема

Вид деятельности

Содержание

История развития вычислительной техники. Объяснение нового материала Российские создатели ЭВМ
История развития программного обеспечения и ИКТ. Домашняя работа Прикладное программное обеспечение в различных сферах деятельности
Табличные, иерархические и сетевые информационные модели. Практическая работа Представить в виде семантической сети систему “Школьный урок”
Информационное общество, его особенности и основные черты. Информационные ресурсы общества. Диспут “Является ли наше общество информационным?”
Построение диаграмм. Практическая работа Создание диаграммы успеваемости ученика
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, интерактивное общение. Домашнее задание Из списка телеконференций выбрать конференции на социальные темы
Поиск информации в компьютерных сетях (основные способы поиска, поисковые серверы, формулирование запросов). Интернет - марафон Вопросы для поиска структурированы по темам: “Российские спортсмены-победители Олимпиады 80”, “Герои Великой Отечественной войны”, “Символика России”

9 класс

Тема

Вид деятельности

Содержание

Построение и исследование компьютерной модели Проект Создание модели “Служба прогнозов”
Геоинформационные модели. Сюжетно-ролевая игра Работа с геоинформационной картой Приморья “Туристическое агентство “Школьник”
Образовательные информационные ресурсы. Объяснение нового материала Национальные информационные ресурсы
Правовая охрана информационных ресурсов. Конференция Проблемы защиты информации
Форматирование страницы (установка размера бумаги, полей, ориентация страниц). Практическая работа Создание текстового документа “Протокол классного собрания”
Деловая переписка, использование шаблонов. Практическая работа “Создание резюме”
Оформление учебной публикации. Практическая работа “Создание научного текста”
Использование цифрового фотоаппарата, видеокамеры, сканера при создании мультимедийных документов. Создание проекта

 

 

 

 

 

Мастер-класс

“Моя семья”, “Животный и растительный мир нашего края”, “Исторические памятники города”, “Фотографии из семейного альбома”.

“Обработка цифровых фотографий”

Создание простой базы данных. Ввод и редактирование данных. Практическая работа “Создание базы данных выпускников школы”
Компьютерные энциклопедии и справочники. Практическая работа Работа по теме “Красная книга Приморского края”

10 класс

Тема

Вид деятельности

Содержание

Защита информации. Методы защиты. Конференция “Основные направления информационной безопасности Российской федерации”
Структурирование данных. Домашнее задание Проект “Фонд собственных достижений”
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Практическая работа “Моделирование топографической карты или плана местности”, “Создать план известного исторического сражения”. “Спроектировать городской сквер”
Модель процесса управления. Цель управления, воздействие внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Объяснение нового материала Русские ученые-кибернетики. Кибернетические идеи в России.
Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы и их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы. Практическая работа Создание модели управления “Школа”, “Наблюдение за контрольно-следовой полосой на границе”, “Решение военной задачи”
Базы данных. СУБД Практическая работа Создание базы данных о крупных реках России

11 класс

Тема

Вид деятельности

Задание

Использование электронных таблиц для обработки числовых данных Практическая работа “Исследование массива температур воздуха в городе за прошедшую неделю”,

“Изменение численности биологического вида”,

Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Практическая работа Создание диаграммы “Экологические характеристики родного города”
Создание, редактирование и форматирование растровых графических изображений Домашнее задание “Создание герба школы (класса)”
Создание мультимедийной презентации”. Практическая работа Создание презентации “Город моей судьбы”
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Общение на форуме школьного сайта “Кто я после школы”, “Обсуждаем статьи школьной газеты”
Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Инструментальные средства создания Web-сайтов.

Практическая работа “Поиск информации по теме “Высшие учебные заведения нашего края”
Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов Практическая работа Разработка веб-сайта “Мой класс”, “Моя школа”, “Мой город”, “Школьный парламент”
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Диспут “Информационно-культурный человек, кто он?”

Приложения к статье:

1. Приложение1.

2. Приложение2.

3. Приложение3.

4. Приложение4.

5. Приложение5.

Литература:

  1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы//Сб. нормативных документов. Информатика и ИКТ/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. —М.: Дрофа, 2004.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Информатика и ИКТ // Сб. нормативных документов. Информатика и ИКТ / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004.
  3. Примерная программа основного общего образования по информатике и нформационным технологиям. “Информатика”, приложение к газете “Первое сентября”. — 2004. — № 32. — С. 19—26.
  4. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. - № 7.
  5. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: “Учитель”, 2006.