Интегрированный урок по теме "Архитектура города Санкт-Петербурга. Красота линий и форм. Работа с бумагой", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Познакомить со значением терминов: “архитектура”, “собор”, “монастырь”.
  2. Познакомить с архитектурой Санкт-Петербурга.
  3. Учить выполнять эскизы из бумаги.
  4. Формировать навык коллективного труда.
  5. Развивать эстетический вкус.

Учитель:

Ребята, сегодня у нас необычный урок трудового обучения. Мы отправимся на экскурсию в замечательный город России – Санкт-Петербург. Мы познакомимся с его архитектурой, сами станем архитекторами. Ещё научимся создавать эскизы оград-решёток, которые украшают этот город. На этом уроке мы создадим проект своего собственного здания.

Чтобы понятнее были важные моменты урока, я попросила наших учеников поработать с толковым словарём и уточнить значение некоторых слов.

Словарная работа (рассказывают дети)

Архитектор-специалист по сооружению зданий.

Архитектура - строительное искусство.

Монастырь - религиозная община, представляющая собой церковное хозяйство.

Собор – главная или большая церковь в городе или в монастыре.

Учитель: Город Санкт-Петербург интересен ещё и тем, что в летнюю пору там не бывает ночей. На географической широте Санкт-Петербурга летом солнце не садится за линию горизонта. И вместо ночей здесь время сумерек. Эту пору называют белыми ночами.

Чтобы вы прониклись настроением этого города-памятника, посмотрим фрагмент фильма “Белые ночи Санкт-Петербурга” авторов Елены Рябинкиной и Юрия Кочергинского. Смотрите внимательно и слушайте внимательно. Обратите внимание на памятники архитектуры и на чугунные решётки - ограды. После просмотра фрагмента фильма ответьте на вопрос:

- В честь кого этот город назвали Санкт-Петербургом? (просмотр фрагмента фильма, ответы детей на поставленный вопрос.)

Учитель: Ребята, вы посмотрели замечательный фильм об историческом городе. Ответьте на вопросы:

Какое назначение имеют ограды-решётки?

Почему ограды Санкт-Петербурга называют “чугунным кружевом”?

(Ответы учащихся на вопросы)

Демонстрация оград-решёток. (рисунок 1)

Практическая работа (вырезывание ограды).

Учитель: Сейчас мы с вами станем архитекторами и создадим эскиз решётки-ограды. Но создадим не из чугуна, а из бумаги. Вспомним правила работы с бумагой: (правила называют дети)

  1. Бумагу используй экономно, режь от края листа.
  2. Ножницы передавай кольцами вперёд.
  3. Клей наноси аккуратно.
  4. Используй подкладной лист и салфетку.

Учитель: У каждого из вас на парте есть фотография здания. Создайте эскиз ограды-решётки, дополняющий по стилю и линиям это архитектурное сооружение. Внимательно прочитайте памятку № 1. Она поможет вам выполнить этот вид работы.

Памятка № 1.

  1. Вырежи заготовку ограды (полоску).
  2. Правильно сложи заготовку.
  3. Аккуратно вырежи и наклей.

Демонстрация работ учащихся.

Динамическая пауза:

Мы с тобой построим мост.
Вознесётся он до звёзд.
Впереди - широкий двор,
В центре – каменный собор,
По краям – фонтаны,
Фонтаны – великаны.

А сейчас, ребята, мы послушаем сообщения учеников о некоторых памятниках архитектуры Санкт-Петербурга.

Ученик: (рисунок 2)

29 июня 1703 года в день именин Петра I заложили деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла. Эта церковь – предшественница нынешнего Петропавловского собора. День заложения этой церкви считается днём рождения города Санкт-Петербурга.

Архитектор Трезини построил на месте этой церкви каменный Петропавловский собор с необычайно высокой колокольней. Собор изменил весь пейзаж окрестности. Золочёный шпиль, словно гигантский сверкающий меч, вонзился в небо.

Царь Пётр торопил строительство колокольни собора. Он не дожил до окончания работ. Пётр I умер в 1725 году. Первого императора России отпевали в недостроенном Петропавловском соборе.

Ученик: (рисунок 3)

Зимний дворец – последнее творение итальянского архитектора Франческо Растрелли. Дворец играет большую роль в художественном и градостроительном решении центра Петербурга. Перед дворцом – большая парадная площадь. Дворец представляет собой красивейшее замкнутое здание. Внутри находится огромный хозяйственный двор с большими и малыми постройками. Каждая из них – выдающееся произведение искусства. Зимний дворец – венец многолетнего труда Растрелли.

Ученик: (рисунок 4)

Автором Собора Смольного монастыря (Новодевичьего) является итальянский архитектор Франческо Растрелли. Ему удавались как большие дворцы, так и миниатюрные сооружения. Собор Новодевичьего монастыря Растрелли строил по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны. Автор исполнил желание императрицы иметь пятиглавый собор. Украшено архитектурное сооружение с особой пышностью, всё сверкает обилием позолоты на фоне синего неба.

Практическая работа.

Учитель: Сейчас мы с вами создадим эскиз здания. Но сначала внимательно рассмотрите исторические памятники архитектуры.

(рисунок 5)

Стены старинных зданий Санкт-Петербурга, как правило, украшены колоннами. Крыша могла иметь различную форму. Она может быть украшена различными портиками. Может иметь форму купола или нескольких куполов. А может иметь форму шпиля.

Прочитайте памятку № 2:

  1. Продумай архитектурные особенности здания.
  2. Вырежи заготовки (прямоугольники).
  3. Правильно сложи их.
  4. Аккуратно вырежи и наклей.

Приступайте к работе. (Выполнение работы учащимися.)

Демонстрация детских работ.

(рисунок 6)

Вот такие замечательные работы у нас получились!

Ребята, не только архитекторы прославляли город Санкт-Петербург своими произведениями, но и художники, и поэты. Послушайте отрывок из поэмы “Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина.

(Читает ученик.)

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.

Итог урока.

- Что нового узнали на нашем уроке?
- Чему научились?
- Кто захотел стать архитектором?