Искусство воспитания – одно из самых древних и сложных. Но начинается оно с поразительно простого и бесхитростного – принять и полюбить ученика, какой он есть.
Если урок – общение, а не просто работа, искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании, то чаще давайте спрашивать себя: зачем иду на урок? Я иду к детям! Чтобы они были лучше, добрее, гуманнее многих из нас, сильнее и мужественнее, чем мы с вами; чтобы умели выходить из любых тупиков, идя вперёд, а не пятясь назад, чтобы всякий равнялся на свою судьбу, а не завидовал чьей-то лёгкой, устроенной. Мучительно и остро задаю себе вопросы. Какую мысль ребятам оставила? Какое чувство пробудила? Людей или учеников видела в них? О чём думали они, слушая меня? Может, только делали вид, будто слышали, а думали – ни о чём? Или думали о том, чего не было на уроке, и тогда, глядя на тебя, слушали себя и думали о своём? Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, и другую – нередко более реальную – соседка по квартире, дружок по лестничной площадке, иногда отец, собственный отец, сбившийся с пути. Учитываю и отражаю обе программы. Помню о том, что нравственное в слове – правда, в поступке – справедливость.
Класс – это 30 лиц (разных, непохожих) и вместе с тем одно лицо, разглядеть которое ещё сложнее, чем лица. Знать своих учеников и знать то, что они знают и могут, знать каждого в отдельности и всех вместе, - значит быть Учителем. Я изучаю своих ребят в театре: если они хохочут над ерундой – их эстетический вкус неразвит. Помочь школьнику интеллектуально возвыситься до идеала и вместе с ним подняться на эту же высоту – занятие, достойное уроку. Чем определить меру знаний, формы, стратегию урока? Инициативой ученика! Что, как и сколько нужно ему, никто не знает лучше его самого. Стараюсь смелее использовать методическую инициативу ребят. Что будем делать? Как будем делать? Наконец, для чего будем делать? Это и значит изучать ученика, иметь возможность работать с ним не во вред себе и ему. И ещё. Чем больше и лучше готовлюсь к уроку, тем сильнее желание говорить самой, слушать себя. Сдерживаю свою “готовность”, чтобы пробудить активность класса. Стараюсь не копировать ничью манеру. Подражать – это значит продолжать. Смотрю, как ведут уроки более опытные учителя, и – учусь у себя. Я считаю, что в нашем деле, как в искусстве, ценен неповторимый, непередаваемый и в этом смысле передовой опыт. Я признаю индивидуальную манеру, но имею свою. Наше главное звено – урок. Не состоялся он – не состоялся учитель, поэтому считаю необходимым кропотливо и вдохновенно работать над каждым уроком.
Бывают и тупики. Хвалят. А ты стоишь перед самим собой, потупив голову, как виноватый, не зная, почему сделал так, а не иначе. Ждёшь на распутье своего “шестикрылого Серафима”, чтобы указал, каким быть. Сегодняшний – ты не интересен.
По-настоящему, я открыта только ребятам. Их оценка моей работы важнее любых авторитетных мнений. Давайте подумаем. Сохранить себя целым, как Лара, или, как Данко, отдать целиком? Вопрос не только философский: практический, школьный. Целым остаёшься, когда отдаёшь себя целиком. “Голой” методикой на нашем уроке ничего не вытянешь. Нужна душа! А у неё – своя методика.
В огромной массе своей школьники искренне хотят учиться, но на качественной, демократической основе. Они сами дают нам в руки метод работы с ними, отражающий глубинные процессы времени, личностные запросы – общение. Как учитель я отважилась поддержать и внедрить в практику творческую инициативу ребят, дополнив её своей инициативой: доверием и интересом к ученику.
Общение - прежде всего духовный контакт, дефицит которого остро ощущает школьник, и в не меньшей степени - учитель. Работать по старой схеме “рассказал – усвоил – проверил” становится все труднее, а то и вовсе невозможно. Общение – это урок сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок свободы, где всякий может и должен высказать себя, не подстраиваясь под кого-то. Это, наконец, урок приобщения к своему духовному “я” других; шаги навстречу, союз равных и разных. Умножать, а не только уважать человека в себе и в своих подопечных – главная функция и потребность такого урока.
Я часто спрашиваю себя, на каком уровне общаться: писателя, учителя, ученика? Отвечаю: на трех уровнях сразу.
Моя творческая позиция – общаться через знания и получать значения через общение. Оно дает школьнику право на свой темп, свой путь и свой потенциал возможностей и …возвращает его на урок духовного равноправия, где воспитывается творческая личность. С классом работаю, как с книгой: ищу яркого ученика, как в тексте яркую деталь. С ним и от него, подключая себя и остальных, по сути, и выстраиваю урок. У каждого урока – свой ученик! Но чтобы найти “одного” притом “яркого” и всякий раз “разного”, надо видеть и знать каждого(!), а не двух – трех в безликой массе. Ученик – наипервейшая ценность.
Ученики пристально вглядываются в нас: обогащаемся ли мы в общения с ними? Если нет, то какой прок в уроке и в нас самих? Значит обе стороны надо обеспечить равными правами. Нет, дистанция между учителями и учеником нужна. Но это не барьер и не стена, которую нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую должны подняться ученики. Отношения с учеником не строю по принципу: ты меня понимаешь – достаточно! Тебе со мной интересно – чего же еще! Ко мне на урок идешь охотно – прекрасно! А понимает ли учитель ученика? Интересно ли ему с учеником и учителями?
Так ли охотно он идет к ним, как они к нему?
Повести за собой всех, а за кем-то, вдруг опередившим тебя, пойти самому, т.е. энергичнее продвигаться к истине, - не в том ли смысл нашей работы?
С чего следует начинать учение? В прежнее время ответ на этот вопрос был очень легок: с чего же, как не с азбуки? Но современная рациональная педагогика при решении этого вопроса обращает внимание на детскую природу. И замечает, что чем моложе ребенок, тем менее способен он к постоянству деятельности в каком-нибудь одном направлении, тем быстрее устает он ходить, сидеть, держать в руках самую легкую вещь. Но что тот же ребенок, перемешивал всевозможные роды деятельности и, по-видимому, вовсе не отдыхал, резвился целый день и удивляет взрослого своей неутомимостью. То же самое замечается и в душевной деятельности: чем моложе дитя, тем менее, способно оно к постоянству какой бы то ни было душевной деятельности в одном направлении, тогда как, разнообразя свои занятия, может работать довольно долгое время.
Конечно, способность к постоянству умственной деятельности в одном направлении есть одно из важнейших условий всякого учения. Но способность эта развивается мало-помалу, постоянно; а преждевременными чрезмерными усилиями можно только подорвать это развитие. И заметите, что дитя не только перестанет идти вперед, но как бы подвинется назад, будто в душе его лопнула какая-то слишком натянутая струна. Потому приучаю ребенка к постоянству деятельности в одном направлении, но приучаю осторожно понемногу. Чем разнообразнее будет мой урок, и чем разнообразнее деятельности, которые я требую от детей, тем более успеваю. Если дети и почитают, и попишут, и порисуют, и попоют…, то сумму приобретенного ими за месяц, но и то, что они приобрели в каждом отдельном знании и умении, будет больше того, чем могли бы приобрести они, занимаясь, все это время одним только этим знанием или умением.
На основании вышеизложенного физиологического и психологического закона современное первоначальное обучение открывается не одним, а несколькими предметами: наглядное обучение, письмо, рисование, детские работы, чтение, счет…, пение заменяют друг друга и поддерживают в ребенке телесную и душевную бодрость и свойственную этому возрасту веселость…
Конечно, сделав занимательным свой урок, мы можем не бояться наскучить детям, но помнить надо, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть скучные вещи, и должны быть. Нужно приучить ученика делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает,- делать ради удовольствия, исполнить свою обязанность. Осознаю, что готовлю ребенка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны, и если до 10 лет буду учить играючи, то приготовлю ему страшную муку, когда встретится он с серьезными учебными обязанностями.
На уроке должна царствовать серьезность, допускающая шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а зачатки дурных наклонностей, приобретенные, может быть, прежде, понемногу изгладятся…
Способствовать развитию устной речи есть, без сомнения, одна из важнейших обязанностей учителя. Никто, конечно, не сомневается, что устная речь развивается единственно от упражнений. Следовательно, учитель, дав задания должен руководить. Это – едва ли не главная его обязанность и потому, наконец, что устная речь основана на мышлении: следовательно, учитель обязан дать детям упражнения, возбуждающие мысль и вызывающие выражения этой мысли в слове. Но чем можно возбудить мысль ребенка и вызвать из него самостоятельное слово, как не показом ему какой-нибудь предметной картинки? Вот почему я помещаю наглядное обучение в число обязанностей учителя и ставлю это занятие прежде двух других - обучение письму и чтению, хотя все эти занятия, конечно, должны идти одновременно…
Приведу простой пример. Учу ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам, а он будет долго и напрасно мучиться над ними: но связываю с картинками двадцать таких слов и – ребенок усвоит их налету. А разве не случалось в вашей практике такого: вы объясняете очень простую мысль, а ребенок вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картинку, и он все понимает быстро? А попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному – по картинкам, другому без картинок, - и вы оцените тогда все значение картинок для ребенка.
Показывание картинок и рассказы по ним - лучшее средство для сближения с детьми.
Ничем мы не можем так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого человека от детей, и в особенности учителя от ученика, как показ картинок. Когда мне трудно входить в класс, трудно добиться от ребят слова – начинаю показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно, непринужденно, что, конечно, необходимо для выучки детей к чтению, письму и орфографии.
К.Д. Ушинский сказал: “Я вижу в педагогике не науку, а искусство: но убежден, что в теории этого искусства есть очень много такого, что совершенно необходимо узнать людям, берущимся за практику воспитания и учения”
Понимать и жить сложнее, чем жить не думая. Последнее проще. Зачем же мы стремимся все-таки понять? Как сделать процесс обучения доступным и увлекательным, эффективным и творческим? Каждый учитель ищет ответы на эти вопросы. Мучают они и меня. Когда сегодня говорят о катастрофическом падении интереса к русскому языку, думается, выход из этого положения в поисках и использовании нетрадиционных форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка, основа которых закладывается в начальных классах.
Мои отношения с учащимися начинаются со слова. Поэтому диалог, живое общение, языковая коммуникация, опора на эстетическое в жизни ребят являются ля меня учебным фундаментом, на котором будет расти, развиваться мой ученик.
Я – за коммуникативный подход в обучении, основная характеристика которого “учиться общению общаясь”.
Свою деятельность строю на продуманной мотивационной основе, ясно представляя конечныё цели. В результате творческого поиска и осмысления научные идеи обогатились собственными подходами, методическими решениями с учетом личных профессиональных способностей и возможностей, мотивации обучения, а также с учетом особенностей мыслительной деятельности моих учащихся.
Хочу подробнее остановиться на основных направлениях развитии речи младших школьников, рассматривая конкретные формы и методы обучения, связанные, прежде всего с развитием детского творчества.
Первое направление – игра (принцип коммуникативного обучения легко осуществляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых действий).
Приведу примеры.
“Эстафета – рассказ”.
Провожу эстафету двух команд: кто за определенное время удачнее напишет коллективный рассказ. Каждый участник игры имеет право добавить только одно - два предложения к уже написанному. Тема рассказа определяется учителем или учащимися, например: “Что скажем мы о доброте”. “Это было недавно, это было давно”… и т.д. Цель данной игры – активизировать спонтанную речь детей; перед играющими же ставится отвлекающая, неучебная цель – добиться победы команды, причем победы, которую можно завоевать языковыми средствами.
“Игра мимики и жестов”
Предлагаю произнести слово или фразу с разной эмоциональной окраской. Для выполнения такого игрового задания необходимо создать речевую ситуацию помогающую вызвать нужное эмоциональное состояние, например, дети произносят фразу Я восхищаюсь, представляя себе следующие ситуации:
а) вам преподнесли подарок, выразите
свое удовольствие;
б) вы на берегу реки, окрестности очень красивы,
вы очень рады, что попали в эти места, выразите
свою радость;
в) вы видите котенка, он еще беспомощный, очень
милый и вызывает к себе чувство нежности,
выразите это чувство.
Можно предложить детям произнести слово, фразу, сопровождая их разными жестами, например: Все было очень хорошо:
а) приложите руку к сердцу (подтекст:
“Спасибо”);
б) приложите обе руки к груди (подтекст: “Я говорю
это от всей души, искренне”).
Можно попросить учащихся произнести слова (фразу, текст) с разной целевой установкой:
а) сообщите новость шепотом на ухо
своему соседу (по секрету);
б) объявите новость на собрании и т.д.
Сюда же можно отнести и ролевые игры (диалоги, инсценировки, драматизацию), предлагающие исполнение различных ролей в воображаемых, но обязательно приближенных к коммуникативной практике ситуациях. Большой эффект дает такая форма работы, когда учащимся приходится изменять реплики, быстро отвечать на неожиданные вопросы, самим формулировать их. Можно предложить заменить фамильярные (разговорные) обращения вежливыми, официальными, ввести новых действующих лиц. Предлагаю провести конкурс инсценировку (такие конкурсы вносят оживление в учебный процесс, позволяют детям раскрыть свои актерские данные) возможного вежливого диалога (дети сами определяют речевую задачу). Здесь же проводится работа над постановкой голоса учащихся, мимикой, жестами с использованием элементов театральной педагогики. Думаю, что применение коммуникативных заданий с игровыми моментами является надежной основой обучения речевой деятельности и обеспечивает коммуникативный творческий подход к обучению.
Второе направление – творческое сочинительство.
Выбор методических решений, направленных на развитие творческих возможностей, формирование чувства слова у младших школьников определяется представлением учителя (моим) о слове с человеческой точки зрения (эстетической).
Слово в моем представлении – это живое существо. Оно, подобно человеку, может радоваться, грустить, обижаться. Слово может быть или добрым, или злым, т.е. внутри себя (отталкиваясь от лексического значения), содержать или положительный, или отрицательный заряд. Выражаясь языком математики, слово может со знаком или “+”, или “-”. После объяснения этого говорю: “ Ребята, произнесите любое слово. Ответьте, доброе оно или злое. Определите его знак.… А теперь представьте себе, что это слово выступает в качестве магнита. Назовите возможные слова способные притягиваться к исходному (данному) слову (по принципу: доброе притягивается к доброму)”. Подумав, дети называют. Образуется своеобразное магнитное поле слов (у каждого свои варианты), происходит непроизвольное наращивание лексики, мотивированной внутренними мыслительными ассоциациями ребенка. На основе этого следует задание: составить текст, определить его тип (можно с дальнейшим языковым анализом)
Слово война (“-”): зло, взрыв, страх, кровь, блокада, орудия, фашизм, конфликт, бой, победа, поражение, солдат, командир, агрессия, партизан, слезы, плен, стоны, смерть.
Текст.
Что такое война? Война – это зло. Взрывы, страх, кровь и смерть несет она. С чего начинается война? Со ссор и конфликтов людей, целых государств. Война всегда жестокая и беспощадная. Она приносит много горя и бед человеку. Люди порой не задумываются, почему началась война. Они бесчеловечно убивают друг друга. Это я называю войной.
Слово мир (“+”): солнце, счастье, смех, радость, небо голубое, дружба, мама.
Текст.
Все люди на земле мечтают о мире. Мир – это голубое небо, доброе солнце, дружба народов. Это счастье людей, смех ребенка, счастливое детство и материнство.
Необходимо сказать, что успех выполнения (возможны варианты индивидуального группового) подобных заданий обеспечивается систематической целенаправленной, словарной работой на каждом уроке, высоким уровнем владения теоретическим материалом, не предусмотренным программой начальных классов. Младших школьников очень привлекает и радует такая работа, ибо она пробуждает их творческую мысль, рождает буйств фантазии и вдохновения, а главное является эффективным средством, побуждающим к высказыванию.
Развитие связной устной и письменной речи детей, развитие их речевого творчества обеспечивается и при выполнении разнообразных типов речевых задач.
Простором для речевого творчества учащихся является работа с творческими тетрадями, которые мы назвали “Тетрадь любви, добра и света”. Данная деятельность предусматривает свободное сочинительство (стихи, песни, загадки, частушки юмористические рассказы) и его художественное оформление. Именно через эту работу шаг за шагом открывают свои творческие эмоциональные способности.
Вот лишь некоторые примеры сочинений учащихся 1-го класса.
Сочинение.
“Если бы я был волшебником”.
Мы живем в мире, где много зла. Это война. Она уносит много жизней. Это голод и болезни. Если бы я была волшебником, то сделала так, чтобы все зло исчезло с Земли. Я бы сделала так, чтобы все мои родственники были здоровы и жили долго-долго. Еще я училась бы очень хорошо и не огорчала родителей и учителей. Как хочется, чтобы во всем мире было бы много счастья и добра.
Баркова Ольга
Сочинение.
“Распрекрасная Баба Яга”.
В лесу стоит избушка. В избушке живет старушка. Старушка не простая, у нее нога костяная. Зовут ее Баба-Яга. Но она совсем не злая. Распрекрасная Баба-Яга. Волосы у нее соломенные завитые. Платье у старушки из березовых сережек. На шее бусы рябиновые. На голове венок маковый. Туфли из березовой коры. Вот такая распрекрасная Баба-Яга!
Шадрин Миша
Сочинение.
“Моя мама”.
У каждого человека есть мама. Все мамы любят своих детей. И каждый человек любит свою маму. Она дарит нам любовь и тепло. У меня мама очень добрая. У нее шелковистые волосы. Еще у нее добрые глаза. Ее доброты хватает и для меня, и для моего маленького братика. В нашей семье не бывает ссор. И это благодаря нашей маме. Наша мама - очень веселый человек. У нее добрая и светлая улыбка.
Моя мама самая лучшая на свете. Я ее очень люблю.
Гупалов Женя
И все же особо важное место в системе развития речи школьников занимает сочинение. Ему в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребенка, требующая от него высокого напряжения, особенно на начальной ступени обучения.
Бесспорно, что для учителей именно сочинение позволяет в полной мере определить эффективность методики по развитию речи школьника. Отмечу, что тематика творческих работ определяется целевой установкой учителя (моей): победить к рассуждению, выражению позиции ребенка, его точки зрения.
Конечно, невозможно остановиться подробнее на всех вопросах преподавания русского языка и речевой культуры с использованием нетрадиционной методики, которая легла в основу моей работы.
Показателем эффективности действия любой методической системы является результативность учащихся в ее различных аспектах. Четырнадцать лет содружества и сотворчества с младшими школьниками позволяют сделать некоторые выводы.
Речь детей обогатилась новыми словами, расширился их лексикон – дети усвоили в начальной школе ранее известные или речевые обороты, выражения, задумалась над целесообразностью их применения в той или иной ситуации. У многих пробудилась потребность познания родного слова в процессе работы со словарем, справочными материалами.
Положительные промежуточные итоговые результаты по предмету (“5” получили 10 учеников, “4” - 4, “3” - 3). Повышение познавательных способностей младших школьников, беседы с ними и их родителями, данные ученических анкет, проявление особого внимания к урокам русского языка и речевой культуры, овладение навыками самоконтроля и самоуправления. Все это приводит к мысли, что методическая система обучения родному языку, давшая им дополнительные психологические стимулы в своем развитии, привлекательна, интересна и в дальнейшем целесообразна.
“Первое, неоспоримое право ребенка – высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и сам скажет, в чем его право, загадок и ошибок станет меньше”
Януш Корчак
И еще:
“Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках” В.А. Сухомлинский.