Цель:
- Ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью Дмитрия Ивановича Менделеева, русского ученого, патриота России, научный интерес которого распространяется на различные области знаний.
На сцене:
- портрет Д.И. Менделеева,
- химический знак элемента 101Мd,
- таблица «Периодическая система химический элементов»,
- бумажные модели химической посуды,
- надпись «Дмитрий Иванович Менделеев»,
- картина И.Е. Репина и Н.А. Ярошенко,
- мультимедийный проектор, экран.
Проходит время, сменяются события, но остается память о человеке, о подвиге, о судьбе. До тех пор, пока человека помнят, он с нами.
Много великих имен на планете.
Их уважают за подвиг и труд.
Сегодня мы вспомним ярчайшее имя на свете:
Дмитрий Иванович Менделеев – потомки забыть тебя не дадут.
Уважаемые ребята! Мы приглашаем Вас на мероприятие, посвященное 175-летию со дня рождения русского ученого, патриота России Дмитрия Ивановича Менделеева. Давайте перелистаем страницы жизненного и научного пути этого ученого, работы которого относятся к химии, физике, геологии, метеорологии и другим наукам.
Страница 1. Становление ученого.
Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 году в городе Тобольске в семье директора гимназии. После окончания гимназии он поступил в Петербургский педагогический институт, который окончил с золотой медалью. Ещё будучи студентом, Д.И. Менделеев опубликовал свои первые научные работы. Вскоре после защиты диссертации, получив научное звание «магистра», Д.И. Менделеев уехал за границу в двухлетнюю научную командировку. После возвращения в Россию он был избран профессором сначала Петербургского технологического института, а спустя два года – Петербургского университета, в котором он в течение 23 лет вел научную и педагогическую работу. |
Страница 2. Научная деятельность Д.И. Менделеева.
«Посев научный взойдет для жатвы народной» -
таков был девиз всей деятельности ученого.
В научной деятельности ученый видел, по его словам, свою «первую службу Родине». Круг интересов Д.И. Менделеева был весьма разнообразен. И какой бы проблемой в области науки или практики он ни занимался – всюду находил новые, оригинальные решения сложных задач.
Основные труды, по свидетельству самого Д.И. Менделеева, составили ему известность ученого: изучение упругости газов; понимание растворов как ассоциаций; периодический закон; книга «Основы химии».
«Химическая составляющая» творчества Менделеева.
Пусть зимний день с метелями Не навевает грусть Таблицу Менделеева Я знаю наизусть. Зачем её я выучил? Могу сказать зачем. В ней стройность и величие Любимейших поэм. Без многословья книжного В ней смысла торжество. И элемента лишнего В ней нет ни одного. В ней пробужденье дерева И внешних льдинок хруст. Таблицу Менделеева Я знаю наизусть. |
Открытие Д.И. Менделеевым в 1869 году Периодического закона и создание периодической системы химических элементов принесло ему всемирную славу и признание многих ученый мира; это явилось величайшим достижением его творческой деятельности. Политический деятель XIX в. Ф. Энгельс назвал открытие Д.И. Менделеевым периодического закона и предсказание на его основе неизвестных элементов «научным подвигом».
Д.И. Менделеев был глубоко убежден, что должна существовать естественная связь между всеми химическими элементами, как сходными по свойствам, так и несходными. Целью его поисков было найти закономерность, которая объединяла бы все элементы в единую систему. В качестве основы для систематизации химических элементов ученый выбрал атомный вес (относительную атомную массу) элементов, считая, что атомный вес (относительная атомная масса) является главной характеристикой химического элемента. Д.И. Менделеев пришел к открытию периодического закона в результате сопоставления свойств и относительных атомных масс элементов разных естественных групп. В то время было известно шесть таких групп (щелочные металлы, щелочноземельные металлы, галогены, группа кислорода, группа азота, группа углерода). Ученый располагал естественные группы так, чтобы элементы каждой из двух соседних групп имели близкие значения относительных атомных масс. В результате им была оформлена таблица. Д.И.Менделеев дополнял и достраивал первоначальную таблицу и включил в нее все известные в то время 63 элемента. Кроме того, он выявил закономерности, которые прослеживаются по всему ряду всех элементов, расположенных в порядке возрастания их атомных весов (относительных атомных масс). По мере возрастания атомного веса (относительной атомной массы) элементы сначала имеют всё новые изменчивые свойства, а потом эти свойства вновь повторяются в новом периоде и в той же последовательности, как и в предшествовавшем ряде. На основе этого Д.И. Менделеев сформулировал закон периодичности, что свойства элементов, а потому свойства образуемых ими простых и сложных тел стоят в периодической зависимости от их атомного веса (относительной атомной массы).
Ученый был абсолютно уверен в правильности закона и без опасения использовал его. Обобщая свою работу, Менделеев сказал: «Будущее периодического закона не грозит разрушением, а только надстройку обещает». Об одном из таких фактов его биографии интересно рассказано в книге Е. Ефимовского «След колесницы»:
Вот как-то раз узнали ученые всех стран:
Металл чудесный галлий (в честь Франции назвали) открыл Буабодран.
Довольный и счастливый рассматривал металл,
Но писем из России никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел его.
«От русского ученого?!
- Ошибся я! Слыхали?! – француз был удивлен:
- В глаза не видел галлий, а свойства знает он!
Вес высчитал удельный точней, чем я, стократ
Какой-то Менделеев еще пять лет назад!»
Глаза его сверкали, топорщились усы,
Но вот металл свой галлий он кинул на весы!..
Ответ в Россию мчится:
«Прекрасная таблица! Я вами восхищен!
Проверен мной практически
Закон периодический,
И я категорически приветствую закон!»
У химиков переполох!
Ведь галлий был один из трех, предсказанных заранее…
И следом, как из-под земли, вдруг Скандий в Швеции нашли,
На свет германий извлекли (естественно, в Германии).
Потом дополнилась таблица.
Узнали новые частицы.
Прославят, подтвердят закон
Открытья будущих времен.
На основе периодического закона Д.И.Менделеева стало возможным:
- уточнить относительную атомную массу некоторых элементов, например бериллия, осмия, урана (впоследствии экспериментальные исследования подтвердили правильность мнения ученого);
- при построении периодической таблицы Д.И.Менделеев оставил многие клетки свободными для элементов, которые пока неизвестны; а для некоторых из них подробно описал свойства (германий, скандий, галлий);
- изучать строения атома;
- получать вещества с заданными свойствами, открывать ранее неизвестные и синтезировать новые химические элементы;
- строить гипотезы о рождении и превращении химических элементов во вселенной, в недрах Солнца и звезд.
Также Д.И. Менделеев разработал гидратную теорию растворов (1887 г.), которая сыграла значительную роль в формировании физико-химической природы растворов.
«Физическая составляющая» творчества Менделеева.
С полным основанием его можно отнести к крупнейшим русским физикам второй половины XIX в. К числу крупнейших работ Д.И. Менделеева относятся исследования в области состояния газов (в 1874 г. вывел обобщенное уравнение состояния идеального газа на основе уравнения французского физика Б. Клапейрона – ввел в уравнение универсальную газовую постоянную), теплоты сгорания топлива. Ученый-экспериментатор провел глубокие исследования свойств разреженных газов (упругость газов). Он открыл критическую температуру кипения, выше которой вещество не может находиться в жидком состоянии.
«Сам удивляюсь – чего только я ни делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно» - так на склоне лет прокомментировал великий русский ученый Д.И. Менделеев свою работу по созданию в 1873 году оригинального физического прибора – дифференциального барометра, или высотомера. Он устанавливает зависимость изменения атмосферного давления с высотой.
Менделеев привел в систему разрозненные сведения об изоморфизме, и это сыграло свою роль в развитии геохимии; изучал воздухоплавание, метеорологию, измерение температуры верхних слоев атмосферы.
Будучи
управляющим Главной палаты мер и весов, совершенствовал технику
измерений, уделял большое внимание изготовлению и сверке эталонов массы
и длины, много сделал для развития науки об измерениях - метрологии
(ныне НИИ метрологии имени Д.И.Менделеева). Д.И. Менделеев предложил теорию неорганического происхождения нефти, разработал технологию изготовления бездымного пороха. Научное наследие Д.И. Менделеева: общее число научных работ – 431, в том числе химических – 40, физико-химических – 106, физических – 99, экономических – 36, геодезических – 22, проблемам народонаселения, воспитания и другим темам – 29. |
Страница 3. Педагогическая деятельность Д.И. Менделеева.
Вторая
служба ученого – педагогическая деятельность. Выдающимся трудом ученого
является учебник «Основы химии», который выдержал 13 изданий (при жизни
автора 8 изданий) и не раз переводился на иностранные языки. Научное и
педагогическое наследие Д.И. Менделеева огромно – полное собрание
сочинений составляет 25 томов. Это настоящая энциклопедия химических
знаний. Д.И. Менделеев преподавал во многих учебных заведениях Петербурга. «Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность», - писал ученый на склоне лет. За выдающиеся заслуги в науке Д.И.Менделеев был избран почетным членом многих зарубежных академий наук, был почетным доктором ряда университетов и почетным членом многочисленных научных обществ (более 70). Д.И.Менделеев – один из инициаторов создания Русского химического общества (ныне – Российское химическое общество имени Д.И.Менделеева). |
Страница 4. Вклад ученого в развитие промышленности и сельского хозяйства.
Многогранной и полезной была «третья служба Родине» - на ниве промышленности и сельского хозяйства. Здесь Менделеев проявил себя подлинным патриотом, заботившимся о развитии и будущем России. В своем имении Боблово он ставил «опыты по разведению хлебов». Детально изучал способы добычи нефти и дал много ценных рекомендаций по их усовершенствованию. Он постоянно вникал в насущные нужды промышленности, посещал фабрики и заводы, рудники и шахты. Авторитет Менделеева был настолько высок, что его постоянно приглашали экспертом для решения сложных экономических проблем. Незадолго до смерти он опубликовал книгу «К познанию России», в которой наметил обширную программу развития производительных сил страны. |
Страница 5. Д.И. Менделеев – общественный деятель.
Д.И.
Менделеев был страстным борцом за развитие народного образования,
сторонником женского равноправия. Как прогрессивный общественный деятель
Д.И. Менделеев часто оказывался в оппозиции чиновников царского
правительства. В 1880 г он выдвигался в академики Петербургской академии
наук, но был забаллотирован из-за своих прогрессивных взглядов.
Отклонение кандидатуры ученого вызвало резкий протест общественности. Во
время студенческих волнений Д.И. Менделеев пытался заступиться за
студентов перед царским министром просвещения и в знак протеста против
притеснения студенчества ушел в отставку из Петербургского университета,
в котором он проработал 33 года. Д.И. Менделеев был человеком разносторонних интересов. Он глубоко интересовался литературой и искусством, собрал огромную коллекцию репродукций картин художников разных стран и народов; любил заниматься ручным трудом: клеил шкатулки, переплетал книги. |
Страница 6. Признание ученого.
В честь Д.И.Менделеева в нашей стране в 1962 г. утверждена золотая медаль – она присуждается за выдающиеся работы по химии. Его именем названы минерал, кратер на Луне, подводный горный хребет, город Менделеевск в Татарстане, заводы, учебные заведения, научно-исследовательские институты, общества. Памятники ученому установлены в городе Тобольске и в Санкт-Петербурге около Института метрологии.
В 1955 г. американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название «менделевий» (Мd) – в знак признания заслуг выдающегося русского ученого.
Одновременно портрет Д.И. Менделеева писали два известных художника – И.Е. Репин и Н.А. Ярошенко (изображен в мантии доктора Эдинбургского университета); портреты находятся сейчас в Третьяковской галерее.
Страница 7. Родословная Д.И.Менделеева
Семья
Менделеевых была многочисленной. Дмитрий был семнадцатым ребенком. Отец
– Иван Павлович Менделеев был директором городской гимназии. Мать –
Мария Дмитриевна – происходила из старинной купеческой семьи. Она
управляла небольшой стеклянной фабрикой. Как бы ни был Менделеев погружен в свою многообразную деятельность, он всегда находил время для детей. Они составляли главное для него «богатство». У Д.И. Менделеева было шестеро детей. По-разному сложились их судьбы. Двое – от первого брака (с Феозвой Никитичной Лещевой) – Владимир (1865-1898; морской офицер и талантливый инженер) и Ольга (1868-1950; написала книгу воспоминаний «Менделеев и его семья»), четверо – от второго (с Анной Ивановной Поповой) – Любовь (1882-1939; осталась в памяти поколений прежде всего как жена поэта Александра Блока, актриса), Иван (1883-1936; работал в Главной палате мер и весов, заведовал лабораторией низких температур), близнецы Василий (1886-1922; конструктор) и Мария (1886-1952; заведующая Музеем-архивом Д.И.Менделеева при Петербургском университете). В доме Д.И. Менделеева традиционно проходили литературно-художественные «среды» и научные «пятницы». Дмитрий Иванович был интересным человеком. Он любил розыгрыши, любил удивлять людей. На «пятницах» очень часто выступал в роли фокусника – показывал эффектные химические опыты. |
Демонстрация опытов:
- «Вулкан на столе» (асбестовая сетка, штатив с лапкой, дихромат аммония, спиртовка, спички)
- «Разноцветное пламя» (горение 4 бесцветных растворов: 1 – спирт + нитрат калия – фиолетовое пламя; 2- спирт + борная кислота и хлорид аммония – зеленое; 3 – спирт + хлорид стронция – красное; 4 – спирт + ацетат калия – синий)
- «Несгораемый платок» (носовой платок, вода, этиловый спирт, спички)
- «Минеральный хамелеон» (нагревание малинового раствора KMnO4 с концентрированной водной щелочью – выпадают зеленые кристаллы – зеленый раствор – становится розовым, а затем малиновым)
Заключение.
… И каждый знак её взлелеяв,
Суровым гением своим
Поведал миру Менделеев
В природе понятое им …
А. Чивилихин
(стихотворение помещено на изображении таблицы элементов на стене дома у памятника Д.И. Менделееву)
Да, талант Менделеева многогранен. Одно слово – ГЕНИЙ… Гений? Услышав однажды, как кто-то из его учеников произнес это вслух, рассердился всерьез, замахал руками и крикнул сварливо: «Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гений …» Нет, всё-таки гений!
Нашей стране нужны свои Менделеевы – великие, способные двинуть её вперед такими же гигантскими шагами, как это сделал в свое время Менделеев.
Список литературы:
- Энциклопедический словарь юного химика. /Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо/ – М.: Педагогика, 1990.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. – М.: Аванта+, 2000.
- Энциклопедия для детей. Том 23. Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Аванта+, 2003.
- Л.С. Гузей, В.В.Сорокин, Р.П. Суровцева «Химия. 8 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 1998.
- Н.С. Ахметов «Неорганическая химия. Ч.1»: учебное пособие для учащихся 8-9 классов школ с углубленным изучением химии – М.: Просвещение, 1992.
- С.А. Калядина «О физическом приборе Д.И. Менделеева» /Журнал «Физика в школе» № 5/ – М.: Педагогика, 1989.
- За страницами учебника химии. Изучение жизни и деятельности Д.И. Менделеева вот внеурочное время (методические рекомендации). Составители Р.П.Суровцева, С.В.Софронов. – М: 1989.
- Е. Ефимовский След колесницы
- А.А. Макареня «Д.И. Менделеев о радиоактивности и сложности элементов». – М.: Атомиздат, 1975.
- Журнал «Химия в школе» № 5, 6 -2002, № 9 – 2003
- Газета «Химия» - приложение к газете «Первое сентября» № 39 – 1994, № 24 – 1995, № 11, 20, 40, 43, 46, 48 – 1996, № 5, 14, 27 – 1997, № 10, 22, 28, 43 – 1998, № 20 – 2001