Интегрированный урок (география + экология) по теме "Природа России. Климат и человек"

Разделы: География, Экология


Цели:

  1. Выявить зависимость климата от человека и человека от климата, конкретизировать представление о влиянии климата и погоды на здоровье человека и хозяйственную деятельность.
  2. Совершенствовать умение сопоставлять, выявлять закономерности устанавливать причинно- следственные связи.
  3. Формировать приёмы работы с опорными схемами.
  4. Воспитывать экологическую направленность учащихся при изучении вопросов охраны атмосферного воздуха, возможности прогноза и предупреждения опасных природных явлений (засухи, суховеи, ураганы, туманы.)

Ход урока

I. Введение. Сообщение темы и задачи урока.

«О воздухах, водах и местностях» - так назывался трактат Гиппократа, в котором «отец медицины», сформировал бесспорную для него зависимость здоровья от климатических условий.

Гогенгейм сказал: «Тому, кто изучил ветры, молнии и погоду, известно происхождение болезней».

Задача: выявить, как элементы климата влияют на болезнь человека.

II. Работа над основным материалом.

1. Климат на человека.

  • Определите, какие климатические условия принято называть благоприятными и какие неблагоприятными для жизни и деятельности человека (благоприятные, которые не нарушают здоровья, не мешают в хозяйственной деятельности человека, вызывают положительные эмоции у человека; неблагоприятные, которые вызывают болезненное состояние у человека, при котором самочувствие человека изменяется в худшую сторону, нарушают хозяйственную деятельность человека)?
  • Какие изменения состояния здоровья человека могут вызывать эти элементы климата?

    Дополнительный материал (опережающее задание для учащихся):

  • Резкое повышение влажности вызывает одышку у больных людей, учащённое сердцебиение, разбитость, апатию. При высокой относительной влажности воздуха человеку холоднее, чем при низкой.
  • Отмечено, что пониженное атмосферное давление на 10-12мм может привести к сосудистым катастрофам - это одна из причин смертности.
  • На человека особенно влияет смена температуры, перепады температур, ухудшается самочувствие человека, сокращаются возможные сроки пребывания его в этих условиях. Длительное пребывание людей в условиях низких температур, и особенно при сильном ветре, приводит к серьёзным нарушениям деятельности внутренних органов: изменяется глубина и частота дыхания, снижается скорость кровотока, снабжение кровотока, снабжение кислородом тканей и клеток, и как следствие этого нарушается обмен веществ. При сильных морозах трудоспособность человека резко снижается, и происходит обморожение.
  • Высокая влажность и температура развивает усталость, снижает успех школьных занятий, на производстве много травм, несчастных случаев.
  • Прохождение атмосферного фронта регулируют функции человека, например, свойства крови, свёртываемость её ускоряется перед самым прохождением фронта, изменяется функция эндокринных желёз, содержание в крови сахара, кальция, фосфора, магния.
  • В зависимости от солнечного излучения изменяется состав крови. Всплески солнечной активности несут отрицательно заряженные ионы, способные заживлять раны, повышают общий тонус, а положительно заряженные ионы вызывают головную боль, быстрое утомление.
  • Сильный ветер способствует попаданию частиц почвы в лёгкие и в пищеварительный тракт.
  • Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач. Однако нельзя забывать о том, что положительное действие солнечных лучей на организм возможно только при определённых дозах солнечной радиации. Солнечный ожог – это воспаление кожи. При продолжительном действии солнечных лучей может быть солнечный удар и онкологические заболевания.
  • При ветре организм расходует больше энергии, чем в безветренную.
  • Атмосферные осадки во многом определяют характеристику климата. Они действуют на состояние почвы, и всё это прямо оказывает влияние на больных сердечно- сосудистыми заболеваниями. Дождливая погода ведёт к депрессиям, к нарушениям психики. Крупный град тоже находит жертвы.

    Вывод: Можно утверждать, что здоровье и самочувствие человека зависит от климатических и погодных условий.

    2. Коллективная работа (использовать доску).

    В чём разница между понятиями климат и погода?

    Выделите типы погод с точки зрения влияния их на здоровье человека?

    Необходимо помочь организму в неблагоприятные дни.

    • Какой тип погоды чаще всего встречается в нашей местности?
    • Как вы на своём организме испытываете погодные изменения?
      (пожилые люди при неблагоприятной погоде чувствуют следующие изменения: давление, болезнь костей, болят суставы.)
    • Мы живём в средних широтах северного полушария, для которого характерна сезонность. Какие чаще всего заболевания встречаются зимой?

    Дополнительный материал: для зимы и лета характерны дерматиты, кожаные заболевания. Для районов с континентальным климатом (Сибирь) февраль – март – сердечно-сосудистые заболевания. К холоду наиболее чувствительны худощавые люди: плохое самочувствие, упадок сил, пониженная работоспособность. Для тучных людей хуже жаркая погода, они испытывают удушье, учащённое сердцебиение, повышенную раздражительность.

    Итог: «Живя в погоде» человек испытывает влияние на свой организм гигантские космические и планетарные силы. Наука биометеорология и занимается изучением зависимости самочувствия от погоды, влияния её на человека.

    3. Медико-климатическая оценка территорий России.

    Мало установить зависимость между погодой и болезненным состоянием, его надо предупредить. Кто помогает нам в этом? Метеорологический прогноз, а исходные данные дают синоптики – люди, умеющие по снимкам, картам определять изменения в погоде и донести до нашего сведения.

  • Людям каких профессий это необходимо? Какой недостаток у нашей метеорологической службы?

    Ученик: не удовлетворяет запросы медицины, отсутствуют многие параметры, среди них напряжение ультра - фиолетовой радиации, концентрация озона.

    Учитель: при оценки влияния метеорологических условий обычно учитывают какой то один или два компонента, забывая, что действие ветра, атмосферного давления, температуры, чаще всего создают такое сочетание условий, которое может оказаться опасным для здоровья человека. Сейчас создаётся медико-метеорологическая служба информации и прогноза. Задачи её: медико-климатическая оценка территории на основе многолетних наблюдений, для правильной организации климатозакаливания.

    Однако коренное население во всех районах нашей страны хорошо приспособилось к местным климатическим условиям: к жаре и холоду, постоянной влажности или сухости воздуха. Об этом говорит большое число долгожителей не только в горах Кавказа и Алтая, но и в районе «полюса холода» - Оймяконе, который считается с одной стороны здоровой зоной, т.к. низкие температуры убивают микробы, при низкой влажности.

  • Зная, что благоприятно для здоровья, что неблагоприятно, выделите климатические районы здоровья.

    Наиболее благоприятные: побережье Азовского моря, Каспийского моря, западная часть Европейской части России.

    Благоприятные: юг Сибири, горы юга Сибири, Северный Кавказ, юг Урала, средняя полоса Центральной России. Континентальный климат Сибири.

    Малоблагоприятные: Карелия, север, Европейской части, средняя Сибирь.

    Неблагоприятные и крайне неблагоприятные: вблизи северного полярного круга и за ним. Климат высокогорий. Районы, где К>1.

    Учитель: (дополнительный материал). Поскольку пасмурная погода – это положительные условия для развития туберкулёзной палочки, при облачной погоде – недостаток солнечного сияния – развитие рахита у детей (недостаток витамина Д), исключение составляют сосняки, дубово-липовые и берёзовые, которые выделяют фитонциды, убивают микробы. Северная зона нездорова из-за нехватки кислорода. Континентальный и резко-континентальный климат при наличии сухой и безветренной погоды благоприятен, а при наличии влажности способствует возникновению хронических бронхитов, переходящих в пневмонию. Средняя полоса умеренно-континентального климата благоприятна для здоровья и для организации курортов, отдыха, особенно нам жителям Санкт- Петербурга. Климат на разных высотах в горах неодинаково влияет на здоровье человека. Низкогорья и среднегорья до 2500м представляют большую ценность для отдыха и туризма и даже лечения некоторых заболеваний. Выше 2500м климат высокогорий требует сильного напряжения: сказывается кислородный режим, резкие колебания температур.

    Итог: но курортные зоны у нас в России созданы во всех климатических зонах: и в таёжной зоне Западной Сибири, Восточной Сибири, в Забайкалье, в горном Алтае, в Европейской части, в Архангельской области, на севере и на Дальнем Востоке, в Ленинградской области (Зеленогорске, Сестрорецке, Репино и т.д.)

    Нигде на территории нашей страны климат не служит непреодолимым препятствием для жизни и хозяйственной деятельности человека. Даже в суровом климате тундры и лесотундры выросли и развиваются такие города и посёлки как Норильск, Воркута, Тикси. И к суровости и к знойности климата человек привыкает, адаптируется.

    4. Опережающее задание: адаптация – акклиматизация.

    Чем больше отличаются климатические условия жизни переселенцев от климата предыдущего места жительства, тем труднее протекает адаптация. Поэтому жители средней полосы легче привыкают к жизни на крайнем севере, чем жители пустынь, легче адаптируются они к жизни в пустыне, чем северяне. Это необходимо учитывать при освоении новых территорий. В районах Сибири и крайнего севера ведутся исследования по адаптации человека к новым для него условиям. Интенсивно занимаются этим медицинские институты Иркутска и Новосибирска. Реакции, происходящие внутри живого организма в ходе акклиматизации, служат единой цели - сохранению целостности и известной независимости организма от среды его обитания, а также приспособлению его к изменению климатических условий. Люди, проживающие в различных климатических условиях, подвергаются разного типа стрессам, которые могут привести к состоянию шока и ситуациям, которые приводят к преждевременному старению, способствуют возникновению болезни. В каждой группе риска есть группа риска – лица, на которые эти условия действуют, прежде всего. Выделить такую группу – это значит наметить план борьбы за здоровье и трудоспособность в экстремальных условиях.

    • Для чего необходимо знать климатические условия отдельных территорий?
      (Чтобы не допускать резкой смены условий, знать, где отдыхать.)
      Резервы организма тренируемы. Можно приспособиться к любым условиям, если тренировать свой организм из года в год в связи с климатическими условиями, со сменой времён года.
    • Какие ещё неблагоприятные опасные атмосферные явления следует отметить, которые влияют на здоровье и хозяйственную деятельность человека?

    5. Человек на климат.

    «Воздух не только жизнь хранит, но и здравие наблюдает», как рыба в воде, человек живёт постоянно окружённый другой жидкостью – воздухом. Воздух – уникальное средство закаливания. Могучим средством обеспечения работоспособности человека, его здоровья является атмосферный воздух, насыщенный от вредных примесей.

    Человек, в результате своей хозяйственной деятельности отрицательно воздействует на атмосферу.

    Опережающее задание: конкретные примеры отрицательного и положительного влияния человека на атмосферный воздух.

    Представляя свои примеры, одновременно составляется опорная схема с помощью опорных слов знаков, рисунков.

    Примеры отрицательного влияния:

    • Широкое использование нефти и газа. ТЭС при сжигании топлива выбрасывают в атмосферу сернистый газ, при взаимодействии с парами воздуха превращается в сернистую кислоту, с ней связаны кислотные дожди. Сжигая органическое топливо, человек сжигает кислород и увеличивает количество углекислого газа в атмосфере.
    • Воздух промышленных городов запылён в 10 – 50 раз больше, чем чистый воздух. На долю автотранспорта приходится 40% всех загрязнителей. В выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания содержится не менее 200 вредных для здоровья веществ.
    • Самолёты, особенно летящие на высоте 12 -15км выбрасывают пар и другие вещества, разрушающие озон, но в то же время самолёты, летящие ниже 12км, дают прибавку озона. Вообще в тропосфере и, особенно, в приземном слое воздуха человечество производит очень много озона. В городах он – один из основных составляющих фотохимического смога. Именно от него чаще всего першит в горле и ест глаза в грязном воздухе городов.
    • В районах, где распространяются крупные металлургические предприятия, чаще наблюдаются катар верхних дыхательных путей, бронхит, злокачественные опухоли лёгких. В промышленном городе люди чаще заболевают раком легких. 80% заболеваний происходит из-за загрязнения атмосферного воздуха. Ижорский завод загрязняет атмосферный воздух никелем, хромом, сульфатами. В Красном Бору Ижора хранит вредные отходы. На одного жителя СПб приходится 200кг вредных веществ, содержащихся в приземном слое воздуха.
    • На уровень загрязнения воздуха влияют: скорость ветра, осадки, туман.
    • К загрязнению атмосферы относится и радиоактивность, при выработке электроэнергии на АЭС, обеспечивается защита атмосферы от радиоактивного заражения, всё же в мире известны случаи опасного повышения радиоактивности. В результате аварии на Чернобыльской АЭС увеличилось количество заболеваний щитовидной железы, особенно у детей, анемии, заболевания верхних дыхательных путей, органов зрения, лейкемии, 425тыссмертей от рака.
    • Если человечество будет теми же темпами воздействовать на природную среду и концентрация углекислоты будет повышаться, то уже на рубеже тысячелетий ср. температура на поверхности Земли повысится на один градус, а к середине следующего столетия на 3%.

    Как такое повышение отразится на жизнь? Зимы станут в северном полушарии слякотными. В целом увеличится объем осадков, потому что с поверхности океанов будет испаряться больше влаги. Но, если в лесостепных зонах дождей будет больше, то ближе к экватору станет, наоборот, суше, пустыни пойдут в наступление, кроме того, начнут подтаивать льды Арктики, в конечном случае начнёт подниматься уровень Мирового океана. Это катастрофически отразиться на жизни народов населяющих берега морей.

    В результате выступлений появляется опорная схема. (на доске, в тетради по усмотрению учителя)

    Вывод: Человек, сам, оказывая воздействие на окружающую среду, является причиной своих болезней.

    Работа с экологической картой и картами врезками в учебнике.

    Учитель:

    Приспосабливаясь к климатическим условиям, человек смог пережить различные колебания климата, но современные изменения его происходят настолько быстро, что приспособление становится невозможным и быстро распространяются заболевания среди населения, вызванные в первую очередь загрязнением атмосферы. Во многих городах нашей страны экологическая обстановка в результате загрязнения атмосферы выбросами предприятий стала критической. ( работа с таблицами в конце учебника.)

    Загрязнение атмосферы воздействует на человека очень медленно и сначала малозаметно. Поэтому на ранних стадиях большинства заболеваний трудно с уверенностью установить, что причина их именно в загрязнении. Так в частности пневмонию, обычно являющуюся вирусным заболеванием, в последнее время медики связывают с повышенным содержанием металлов в воздухе.

    Какие меры необходимо принимать по охране воздуха? (учащиеся приводят свои примеры)

    • Лесные насаждения, которые поглощают углекислый газ и выделяют кислород – пыли становится меньше в 8-10 раз меньше.
    • Очистка топлива до сжигания, это обходится дешевле и идёт работа по использованию экологически чистых источников энергии: солнца, ветер, биогаз, получение при переработке коммунально-бытовых и с\х отходов.
    • Уменьшение и полное прекращение выбросов загрязнённых веществ можно достигнуть улучшением технологии производства и сжигания топлива, устанавливать пылеулавливающее оборудование, налаживание двигателей внутреннего сгорания. Большое значение имеет контроль и наблюдение.
    • Высокоэффективный способ – перевод городского транспорта на газообразное топливо. Газобаллонный автобус при холостой работе двигателя выбрасывает в атмосферу воздух всего 0,1% ядовитых веществ при норме 2%. Таким образом, газификация автотранспорта значительно оздоравливает атмосферный воздух городов.

    III. Итог урока:

    1. Вывод: Самочувствие человека зависит от климатических условий, погоды. Необходимо знать эти условия, чтобы знать причины заболеваний. Человек, сам, оказывая воздействие на окружающую природу является причиной своих болезней. Здоровье природы и здоровье человека неразделимы.
    2. Самостоятельное впечатление и суждение: что вызывает жуткое чувство? Что внушает опасения? На что тратятся огромные деньги? Что дорого старикам? Что редко встречается? В чём видна невоспитанность? Что грустно видеть? Что человек не замечает? Что вселяет уверенность?

    IV. Домашнее задание

    Вопрос: влияние стихийных явлений на здоровье человека, (используя учебник и дополнительный материал).

    Список литературы:

    1. Т.В. Кучер, И.Ф. Колпащикова, Медицинская география. М. Просвещение, 1996.
    2. Под. ред. д.м.н. В.П.Иванова, Экология человека. СПб, СПбГМА 1997.
    3. Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова, Экология России. М. А.О. МДС Юникам 1995,