В нашей Прогимназии уже несколько лет существует экспериментальная площадка по теме “Язык как ключ к пониманию культуры”. Активно участвуя в работе площадки, мы основной задачей ставим освоение родного языка, как основного средства общения между людьми. На любом уроке литературного чтения есть возможность общения детей друг с другом на тему, которая интересна детям. В процессе обсуждения темы дети в коллективе учатся правильно выражать свои мысли, желания, чувства, отстаивать свою точку зрения, выслушивать своих одноклассников. Если в разговоре дети допускают ошибки в произношении слова или построении фразы, то замечания и исправления делаются в основном самими ребятами в непринуждённой, привычной для них манере, а при необходимости и учителем, который тоже является полноправным участником этого творческого процесса. Практически с самого начала нашей работы темы для обсуждения предлагают сами ученики, что мотивирует их на активное участие в обучении. Вы понимаете, с каким огромным желанием учитель готовится к уроку и проводит его, если видит огонь в глазах детей, которые с удовольствием участвуют в этом творческом процессе?
Ниже я привела пример такой работы на уроке внеклассного чтения с рассказом В.Драгунского “Что я люблю… И чего не люблю”. Материал данного произведения очень близок ребятам, так как в образе главного героя Дениски Кораблёва каждый из них видит себя, и желания героя совпадают с их желаниями. Поэтому они охотно высказываются на уроке и с энтузиазмом пишут письмо Дениске дома. Всё это способствует развитию как устной, так и письменной речи. К этому уроку самими учащимися был оформлен фото-стенд “Страна нашего детства”, куда были помещены самые любимые фотографии ребят. Каждый из них на этот урок принёс свою любимую игрушку, и мы сделали выставку.
Урок внеклассного чтения в 3-м классе.
Тема: В.Ю.Драгунский “Денискины рассказы”.
Цели урока:
- Расширять литературоведческие знания (познакомить с термином “герой-рассказчик”).
- Развивать умение анализировать содержание литературного произведения.
- Расширять словарный запас учащихся.
- Прививать интерес и любовь к художественному слову.
- Продолжать работу по формированию навыков чтения.
Оборудование:
- Мультимедийные слайды (с портретом писателя, кроссвордом и записью определения понятия “герой-рассказчик”).
- Аудио-кассета с плавной, мечтательной музыкой.
- Фото-стенд “Страна нашего детства”.
- Выставка любимых игрушек.
- Карточки для групповой работы с отрывками текстов из произведений В.Ю.Драгунского.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
- Мы сегодня заглянем в страну детства. Помогут нам в этом наши любимые герои. Кто из вас знает, каким годом объявлен 2007 год? Правильно, Годом ребенка.
- А сейчас необычное задание: мы с вами послушаем музыку и попытаемся представить себе…закройте глаза… что вы представляете, когда слышите слово “детство”? (Звучит приятная тихая музыка).
- Теперь поделитесь с нами тем, что вы представили, только, пожалуйста, будьте кратки, потому что хочется выслушать больше ваших высказываний. (Звучат короткие рассказы детей).
- Спасибо за интересные рассказы; все это частички вашего детства. А сейчас давайте вспомним произведения для детей, ведь тема детства всегда главная для взрослых: и для родителей, и для учителей, и для писателей, и для всей нашей страны. Сначала предлагаю разгадать кроссворд и вспомнить героев ваших любимых детских книг.
Кроссворд
По вертикали:
- В каком городе жил герой, имя которого намекает на то, что он ничего не знал? (Цветочный, герой Незнайка))
- Кличка котёнка, который спрятался под шляпой и напугал двух мальчиков. (Васька)
- Имя героя рассказа Л.Н.Толстого, который очень хотел учиться, но его не брали в школу, потому что он был ещё маленький. (Филиппок)
- Что украли мальчики из колхозного огорода в рассказе Н.Носова? (Огурцы)
- Как звали главного героя рассказов В.Ю.Драгунского? (Дениска)
По горизонтали:
3. Проверка домашнего задания. Групповая работа (расследование).
(Дети сидят по 5-6 человек за сдвинутыми вместе партами).
- А теперь наступило время расследования. Знаменитые сыщики Шерлок Холмс и доктор Ватсон предлагают нам задание. Один ученик читает для своей группы отрывки из рассказов (см. приложение). Ваша задача – после обсуждения назвать фамилию автора и название произведения. Работаем в группах.
На столах учеников имеются рабочие листы, на которых напечатаны отрывки из произведений В.Ю. Драгунского.
Дети после чтения и обсуждения в группе отвечают по 1 человеку от каждой группы.
- Кто герой всех этих рассказов? Какой Дениска в них, как вы думаете? Кто же автор? (СЛАЙД с портретом В.Ю.Драгунского)
4. Физминутка (“Гроза”)
Данная физминутка была выбрана потому, что важно было не разрушить воцарившееся в классе лирическое настроение смешными или ритмичными спортивными упражнениями, из которых обычно состоят паузы для отдыха детей на уроке. Обращение к своему опыту общения с природой как нельзя лучше подходило для данного случая, поддерживая положительный эмоциональный настрой; в то же время упражнение давало возможность напрягать и расслаблять разные мышцы: рук, спины, ног, шеи.
- Давайте сейчас немножко отдохнем, а сделаем это …в лесу, да-да, не удивляйтесь, мы попали в лес…(Учитель показывает движения, не называя их). Над лесом встает солнышко (руки плавно поднимаются вверх и в стороны, голова запрокидывается вверх, плечи расправлены, лицо улыбается), легкий ветерок колышет листочки на деревьях (руки покачиваются вверху из стороны в сторону), но вот на небе показалась тучка (руки опускаются вниз, лицо хмурится, плечи поднимаются вверх), и постепенно, сначала медленно, а потом все быстрее… (дети легко постукивают пальцами по партам) начинается дождик, он усиливается (стук все сильнее), превращается в ливень (стучат всей ладонью), и вдруг слышится раскат грома (не переставая стучать по партам, стучат 3-4 раза ногами по полу), но гроза быстро проходит, и дождь постепенно ослабевает (стучат все тише и реже по партам), падают последние редкие капли (стучат двумя пальцами), вот он совсем закончился (стук прекращается), и снова на небе сияет яркое солнышко (руки снова плавно поднимаются вверх и в стороны, голова запрокидывается вверх, плечи расправлены, на лице улыбка).
- И мы снова в классе, продолжим нашу работу?
5. Чтение рассказа В.Ю. Драгунского “Что я люблю… И чего не люблю!”
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением В.Ю.Драгунского, а название его прочитаем на доске:
На доске запись: “Что я люблю… И чего не люблю!”
Дети читают произведение.
6. Работа с текстом: ответы на вопросы по прочитанному, введение нового литературного термина.
- Понравилось вам произведение?
- Какой эпизод понравился больше всего? (Дети читают небольшие понравившиеся отрывки).
- Кто знает, кто такой Канчиль*? (Это олень очень маленького роста). Кто читал про него сказку? Это очень интересная индонезийская сказка об олененке, который обманул множество злобных крокодилов, советую прочесть её.
- Как вы думаете, от чьего лица ведётся рассказ?
- А кто думает иначе? Может быть, от лица самого автора В.Ю.Драгунского? Чем вы можете это доказать?
Вывод: Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “Я”. Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведет не сам автор, а герой. Кто этот герой? И называется такой герой – герой-рассказчик.
- А как объясняется это понятие в словаре литературных слов, прочитаем. (Читает ребенок).
СЛАЙД. На слайде появляется надпись: Герой-рассказчик – неравноценный автору персонаж, от имени которого рассказывается произведение. Он является действующим лицом этого произведения.
- Начиная с сегодняшнего дня, мы уже будем обращать внимание на то, от чьего лица ведётся повествование.
7. Повторное чтение произведения.
- Давайте теперь перечитаем этот рассказ и выберем, что же именно любит и чего не любит Дениска.
Дети читают выбранные отрывки из рассказа, выходят к доске и прикрепляют к ней заготовленные учителем карточки в два столбика.
Люблю: |
Не люблю: |
читать сказки про Канчиля | когда папа с мамой уходят в театр |
посмеяться | когда у меня выигрывают |
строгать и пилить | играть в “каравай” |
ходить в зоопарк | мазать палец йодом |
ужей, ящериц, лягушек и т.д. | когда ребята задаются |
играть в шашки, шахматы и домино | |
гостей |
- Посмотрите, пожалуйста, на доску и, глядя на любимое и нелюбимое Дениски, попробуйте охарактеризовать этого мальчика - нашего героя-рассказчика. Какой он?
(Ответы детей: Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать, любит животных, хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый…)
- Он похож чем-то на ваших друзей? А на вас? Конечно, вы тоже любите….., и не любите…
(Обращаю внимание детей на фотостенд “Страна нашего детства”, где помещены их детские фото и выставку любимых игрушек).
8. Итог урока.
- О рассказах какого писателя мы говорили сегодня? Какой новый рассказ читали?
- Кто герой этих рассказов? Нравится он вам? Чем? (Попробуйте ответить кратко.)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Кто же такой “герой-рассказчик”?
9. Домашнее задание.
- Попробуйте написать письмо Дениске Кораблёву о том, что вы любите и чего не любите. Наверное, ему будет интересно.
А это одно из тех писем, которое было написано Дениске:
Привет, Денис!
Меня зовут Надя. Мне восемь лет. Я учусь в Прогимназии № 1754. Мы с классом на уроке внеклассного чтения читали твой рассказ о том, что ты любишь и не любишь. Он мне очень понравился, и теперь я тебе хочу написать о себе.
Итак, что я люблю?..
Я люблю своих родителей. Мама у меня очень красивая, добрая, ласковая, а папа смелый, сильный. Он - выдумщик, сочиняет для меня интересные сказки и стихи. Очень люблю читать, танцевать, играть в разные игры: в компьютерные, настольные, подвижные и другие, люблю выходить в Интернет.
А чего не люблю, так это когда я болею. Не люблю пить таблетки, они очень горькие. Не люблю лежать на кровати и бездельничать. Мне не нравиться есть мясо, потому что оно невкусное. Терпеть не могу ос, пауков и змей.
Ну вот, Дениска, теперь ты знаешь, что я люблю и чего не люблю.
Пиши мне! До свидания! Надя.