Сейчас по всем действующим программам начальной школы отдельный урок развития речи не предусматривается. На уроках русского языка обычно изучаются элементы лексикологии, синтаксиса; дети учатся писать изложения и сочинения (в основном, повествование), но работа эта, на мой взгляд, достаточно фрагментарна и объем ее невысок, в результате чего добиться у большинства учащихся высокого результата не удается.
С 2004 года у нас в Прогимназии в экспериментальном порядке ведутся уроки развития речи по программе Г.И.Банщиковой (1 час в неделю) На этих уроках мы имеем возможность более подробно поговорить и о порядке слов в предложении, и о логическом ударении, и о важных по смыслу словах и их месте в предложении в устной и в письменной речи, систематически расширять и углублять словарный запас детей, постепенно и более часто учиться писать сочинения разного вида (в том числе, рассуждение, с которым по все другим программам предусматривается только ознакомление; обычно дети в начальной школе пишут всего 1-2 подобных сочинения). При введении специальных уроков развития речи учащиеся пишут сочинения постоянно (и дома, и в школе); такая работа по развитию связной речи проводится не только при изучении тем “сочинение-повествование”, “сочинение-рассуждение” и “сочинение-описание”, но и при изучении лексики (“синонимы”, “антонимы”, “многозначные слова”, “омонимы”), и при изучении предложения. Общее количество сочинений, написанных учащимися при изучении данного курса, в десятки раз больше, чем раньше. И результат получается более высокий.
В качестве примера приведу работу на одном из уроков по теме “Синонимы” во 2 классе. Он посвящен изучению синонимов “Родина”, “Отечество” и “Отчизна” (и, конечно, в комплексе с ним и развитию связной речи). Задание на дом такое: написать сочинение на темы “Что я представляю, когда слышу слово “Родина” или “С чего начинается родина?” (на выбор). Эти названия тесно связаны со стихотворениями, изучающимися на данном уроке.
Сначала учащиеся сами пробуют определить и значение слов “Родина” и “Отечество”, и их происхождение, и делают это довольно точно. Сложнее со словом “Отчизна”, но и оно определяется детьми как произошедшее от слова “отче”, которое некоторые знают, и делается вывод, что все три слова – синонимы, только “Отчизна” - слово более редко употребляемое, более торжественное, чем слово “Родина”.
Затем проводится работа с известным текстом К.Паустовского, из которого хорошо видна связь однокоренных слов с корнем –род; списываем текст и выделяем корень в родственных словах. Далее находим в тексте синонимы: это слова “льется” и “течет”, причем акцент делается на разведении понятий “однокоренные слова” и “синонимы”.
Затем мы читаем три стихотворения о Родине (З.Александровой, В.Степанова и М.Пляцковского), проводим небольшую словарную работу (переносный смысл выражения “березка-скромница”).
Материал стихотворений дает также прекрасную возможность обратить внимание детей на визуальный или аудиальный характер изображения природы разными авторами (в стихотворении М.Пляцковского много слов, связанных со звуками: “слышишь песенку ручья”, “слышишь голос соловья”, “звон дождей и шум ветвей”, а у З.Александровой и В.Степанова, наоборот, все слова обращены к зрительному воображению: “старый дом”, “толстый тополь”, “ромашковый бугор”, “степь, от маков красная”, “золотая целина”, “солнце в небе голубом”, “золотистый хлеб”). Такая работа увлекает детей, она для них в новинку, и, может быть, впервые они задумаются над тем, как интересно устроен наш язык, позволяющий с помощью слова и видеть, и слышать, и чувствовать запахи.
Представленные ниже сочинения написали дома ученики 2 класса. Можно смело утверждать, что как устная, так и письменная речь детей наиболее интенсивно развивается тогда, когда тема, предложенная для высказываний и сочинений, близка детям, и им действительно хочется поделиться чем-то своим, важным для них. Хотя эти сочинения и были написаны дома, в преимущественной степени это делалось самостоятельно; помощь родителей, на мой взгляд, была минимальной. Это было видно и по высказываниям детей на уроке, когда они охотно говорили о своей семье, друзьях, родной природе, и по отдельным шероховатостям стиля в письменных работах, и из сопоставления уровня сочинений конкретных детей и их уровня развития устной речи. (Сочинения, где с большим пафосом говорится об огромных просторах, полезных ископаемых и великих подвигах, специально здесь не представлены именно потому, что, скорее всего, не могут быть продуктом истинно детского творчества).
На уроке у детей возникли интересные вопросы, что может служить достоверным показателем вовлеченности учеников в тему. Например, что является родиной, если человек родился не в России, а в другой стране; может ли быть у человека две родины; является ли слово “держава” синонимом к слову “родина”; какую страну считать Родиной, если дедушка белорус, мама родилась на Украине, а ребенок – в России. Каждый из этих вопросов мы обсудили, привели примеры, и дети с интересом слушали учителя и друг друга.
Сейчас в обществе ведется дискуссия о том, каким образом школа должна прививать юным гражданам любовь к родине. Среди других есть и предложение включить в учебный план специальный урок патриотизма, где, начиная с начальных классов, следует изучать с детьми символы государства, биографии президентов, историю патриотических войн и так далее. Я считаю, что эффекта от такой идеи для воспитания патриотизма не будет, так как дети очень чувствительны к фальши взрослых. Формальное изучение вещей, конечно, важных, но не воспитывающих истинную любовь к родине, скрытый призыв к резонерству могут принести больше вреда, чем пользы.
Настоящий патриотизм воспитывается не на специальном отдельном уроке, а тогда, когда тема любого урока (в данном случае это был урок развития речи), вызывает у детей яркий отклик и большое желание высказаться, а говорят они в возрасте 8 лет обычно искренне, заражая друг друга своим чувством радости, любви и даже гордости. И все это, заметьте, без малейшего нажима со стороны взрослого, поддерживающего любые детские высказывания (в том числе, и про толстого кота, который для ребенка тоже является частичкой родины, и в этом есть своя правда!)
Когда в начале следующего урока желающие читали свои домашние сочинения, дети внимательнее, чем обычно, слушали друг друга, а когда им особенно нравилось чье-то сочинение, они, не сговариваясь, начинали аплодировать (без стимулирования учителем). Примечательно, что и учителю больше нравились именно эти сочинения, хотя он одобрял все работы, из чего следует, что дети уже в этом возрасте проявляют задатки литературного вкуса.
Сочинения учащихся 2-го класса о Родине
Бобошко Надя
Когда я слышу слово “Родина”, я представляю ребенка, который стоит рядом с мамой, показывает на свой старый дом и произносит: “Вот наша Родина”. А иногда у меня в памяти вырисовываются картины из моей жизни: то я вижу мою квартиру на улице Дружбы, и как мои подружки играют во дворе, то мою колыбельку, и вообще я вспоминаю все, что было после моего рождения. Поэтому и слово “Родина” понимается так: Родина – это там, где ты родился. Может же быть так: один человек родился в России, и это его родина, а другой в США, и его родина – Америка.
Моя Родина – Россия, огромная и красивая, у нее есть и холодная зима, и жаркое лето, и прекрасная золотая осень. Я люблю свою Родину и не хочу никуда уезжать (только в туристическую поездку)!
Каминская Илона
Слово “Родина” необычное. С одной стороны, Родина у нас одна – Россия. Это наша большая Родина. С другой стороны, родина у каждого своя – семья, дом, школа. Это наша маленькая родина. Моя маленькая родина любит меня, учит, оберегает. Моя большая Родина огромна, красива, богата, крепка и отважна. Ведь люди России победили в страшной войне.
Я люблю свою маленькую родину и горжусь своей большой Родиной.
Минько Альвина
С чего начинается Родина? Наверное, со стука колес поезда на Украину. Родина – это то место, где я родилась и прожила полгода. Где мама меня впервые кормила. Где у меня есть друзья, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и мой любимый дядя, который меня всегда щиплет и играет со мной. И еще в Харькове я собираю “ЛЕГО” с моей соседкой Настей. А когда я приезжаю на дачу, ко мне бегут мои друзья! А на Новый Год ко мне приходит один и тот же Дед Мороз и всегда мне дарит какое-нибудь платье! А в последний раз он мне подарил куклу Бэби-Бон. Я всегда мечтала о ней. В Харькове в доме не всегда работает лифт, но мы живем на третьем этаже, и я бегаю пешком, даже когда он работает. Дома у меня есть кот Филя, он такой тяжелый и толстый, что я его еле поднимаю! Что может быть лучше всего, ну, конечно же, Украина!
Батюхнов Никита
Родина для меня начинается с моего дома. Мой дом – это моя семья, мои самые близкие люди, которые меня любят. Именно здесь, рядом с родными людьми, мне тепло, уютно и спокойно.
Моя Родина начинается с красавицы яблони под окном на даче, с куста смородины, листочки которой так вкусно пахнут. Родина – это поле с огромным небом над ним, где мы пускали воздушного змея и любовались радугой. И лес, где так сильно пахнет земляникой и хвоей. Разлитый, как молоко, туман, в котором можно спрятаться…
Наверное, с этого начинается для меня Родина.
Макеева Марина
Что такое Родина?
Может, это спелая смородина,
Или сломанный велосипед,
Или девочка, которой девять лет?
Или все эти дремучие леса?
Или рыжая и хитрая лиса?
И синее море, и теплый ручей,
И много отзывчивых, добрых людей!