Цель:
- познакомить учащихся с особенностями климата Африки.
Задачи:
Образовательные
- углубление знаний по теме “Климат”;
- формирование представлений о климатических факторах и климатических поясах Африки;
- формирование умений составлять опорные карты.
Воспитательные
- продолжить формирование умений индивидуальной и групповой работы;
- воспитание толерантности.
Развивающие
- углубление умений:
- делать сравнительную характеристику карт;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- читать климатограммы;
- продолжить формирование научного мировоззрения.
Метод обучения:
- по традиционной классификации - словесный и видеометод и сопутствующие им практический и работа с книгой;
- по характеру познавательной деятельности - эвристический (частично-поисковый).
Тип урока - комбинированный.
Оборудование
- ТСО (компьютер, экран, проектор);
- настенные: карта Африки и контурная карта мира;
- учебные атласы и контурные карты;
- макет рельефа (горст и грабен).
План урока.
1.Организационный момент.
2.Целевая актуализации пройденного материала.
3.Изучение нового материала:
-Факторы, влияющие на климат Африки.
- Знакомство с климатическими поясами Африки.
-Создание опорной карты.
4.Этап рефлексии.
5.Итог урока: домашнее задание и анализ работы класса.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Создание ситуации внутренней и внешней готовности к уроку.
Учитель:
“Меняется все: времена, нравы, даже ход светил. Неизменным остается одно - бесконечная любознательность человека”
Таков девиз Географического Общества школы, где я работаю.
Участие в сегодняшнем заседании 3 экспедиций по Африке убеждает меня в том, что вам любознательности не занимать.
У нас на заседании присутствует совет мудрейших, я думаю, что в случае крайней необходимости разрешу каждой экспедиции обратиться к ним за помощью по одному разу.
II. ЦЕЛЕВАЯ АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО АФРИКЕ.
Итак, среди других материков Африка занимает особое положение на планете.
Только она почти посередине…
(пересекается экватором)
Из этого следует, что ее крайние точки на севере и юге удалены от экватора примерно одинаково.
Напомните мне их (работа с компьютером: практикум № 1)
Береговая линия изрезана слабо. Некоторые составляющие я подписала, прошу оценить мою работу.
Мадагаскар
Красное море
Средиземное море
Гвианский залив (Гвинейский залив)
Панамский канал (Суэцкий канал)
А теперь внимание в глубь материка.
- каковы особенности рельефа? (преобладают равнины 200-1000 м)
- по преобладающим высотам рельеф подразделяется на две части. Какие? (северная и западная – низкая, восточная и южная высокая. По возможности подробнее)
И.Гончаров “Фрегат,,ПАЛЛАДА”:
“Эта гора похожа на стол, но она похожа и на сундук, и на фортепиано, но и на стену – на что хотите, меньше всего на гору”.
- О чем речь? (на экране – столовая гора).
- Где Гончаров мог увидеть такое? (южное побережье, Капские горы).
- Как такая гора образовалась? (ученики показывают на макете горст).
Назовите высшую точку Африки, покажите. (Вулкан Килиманджаро)
На экране возникают изображения трех вулканов
- Какой из них Килиманджаро? Почему Вы так решили? (Снежная вершина, а у подножия экваториальная растительность)
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
А теперь прошу продолжить фразу, которая непременно была произнесена при первом знакомстве с Африкой.
Внимание!
Африка – самый … (жаркий материк).
И сегодня мы попробуем доказать, что это утверждение верно.
В тетради записывается тема: “Климат Африки”.
- А что такое климат? (изменения в состоянии погоды, повторяющиеся в данной местности из года в год)
- Так почему материк самый жаркий? Для начала вспомним, какие факторы влияют на климат (географическая широта, рельеф, влияние ветров, течений, близость к океану)
- Какой из факторов самый важный? (географическая широта)
На экране возникает схема, а ученики перерисовывают ее в тетрадь. Комментарии следуют при одновременной работе с контурной картой и атласом..
1. Главный фактор – географическая широта. Африка, в основном, расположена между тропиками в жарком поясе освещенности.
2.
- Равнинный рельеф на севере обеспечивает беспрепятственное прохождение воздушных масс.
- В горах наблюдается изменение климата с высотой.
- Важно направление горных хребтов.
3. Формирование СВ пассатов над Аравийским полуостровом способствует образованию сухого климата части Сахары.
- Противоположно воздействие на климат ЮВ Африки пассатов с Индийского океана.
4. Большая протяженность Африки с запада на восток в тропическом поясе северного полушария: чем дальше вглубь материка, тем суше.
5.
- Течения теплые (мыс Игольный – воздух насыщен влагой, теплый. Отсюда –на побережье влажный климат.)
- Течения холодные (например, Бенгальское – воздух холодный, тяжелый, нисходящие токи воздуха, в итоге – осадков нет.)
КФ, как правило, влияют на климат в совокупности. В результате мы имеем … Посмотрите на карту климатических поясов и продолжите…
(1 экваториальный,
2 субэкваториальных,
2 тропических,
2 субтропических, так как материк расположен по
обе стороны от экватора)
Далее - отчет экспедиций по климатическим поясам с последующим заполнением опорной карты:
1 экспедиция - иллюстрированный рассказ об экваториальном климате
2 экспедиция - субэкваториальный климат в художественной литературе
3 экспедиция – рассказ о тропическом климате символами и значками
Ученики выбирают: какой способ эффективнее, а какой интереснее.
Анализ климатограммы Средиземноморского побережья
IV. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ
На основе созданной карты ответьте на следующие вопросы:
- установите соответствие (КОМПЬЮТЕР: практикум № 2).
пояс | ВМ летом | ВМ зимой |
экваториальный | ЭВ (ЭВ) |
ТВ(ЭВ) |
субэкваториальный | ЭВ(ЭВ) |
ЭВ(ТВ) |
тропический | ТВ(ТВ) |
УВ(ТВ) |
субтропический | ТВ(ТВ) |
ТВ (УВ) |
- Почему на побережье Атлантического океана возникла одна из самых суровых пустынь мира, где единственный вид увлажнения – это роса? (тропический климат и холодное течение)
- Почему на вулкане Камерун преобладает рекордное для Африки количество осадков 9000 мм? (экваториальный климат и теплое течение)
- Почему Сахара - самая большая пустыня в мире? (величина территории, Канарское течение и СВ пассаты)
V. ИТОГ УРОКА.
Анализ работы учеников
Домашнее задание: № 26, анализ климатограмм, закончить опорную карту (по индивидуальной необходимости) и начать групповую работу с памяткой по климату (ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ).