Интегрированный урок чтения с акварельными работами по теме "Праведный судья" по произведениям Л.Толстого

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • формирование навыка осознанного чтения;
  • формирование умения передавать в цвете свои чувства и настроение;
  • развитие произвольного внимания на основе специального упражнения “Составь из данного слова другие слова”;
  • формирование эстетического чувства;
  • развитие положительной мотивации к учению.

ХОД УРОКА

I. Активизирующее начало.

1. Организационный момент.

(Положительный эмоциональный настрой на работу.)

2. Упражнение на развитие произвольного внимания “ Составь из данного слова другие слова”.

ПАЛКА – ЛАПКА

КИНО – КОНИ

ЛИСА – СИЛА

КАРЕТА – РАКЕТА

II. Повторение изученного материала.

1. Упражнение на развитие правильного дыхания “Ветерок”.

(Пособие изготовлено на картоне. Нарисовано дерево, к которому при помощи клея и ниток прикреплены листья разного цвета из бумаги. Каждый листок приклеивается к небольшому кусочку нитки, а нитка в свою очередь прикрепляется на картон к нарисованному дереву таким образом, чтобы листок был подвижен. Дети по команде учителя дуют на дерево то слабо, то сильнее, изображая ветер, листочки таким образом шевелятся.)

2. Чтение слогов и слов по подобию.

Данное упражнение проводится с целью развития правильного и беглого навыка чтения.

(У каждого ученика индивидуальная карточка с набором таких слов и слогов. Здесь используются открытые и закрытые слоги, слоги-слияния со стечением согласных.)

Дети читают хором, по рядам, друг за другом, цепочкой и т.д.

3. Проверка домашнего задания.

Работа в группах (индивидуальная и дифференцированная работа).

Выборочное чтение сказки “Хвастливая игла” Г.Х. Андерсен.

2 гр.: найди и зачитай рассказ иглы о том, как она жила у кухарки

3 гр.:  прочитай по ролям эпизод, в котором действуют мальчишки.

4. Проверка и оценка.

Физкультминутка: гимнастика для глаз.

(Учитель использует тренажёр “Солнышко”, разработанный д.п.н. Ковалёвым А.Н.)

Из материала темного цвета изготавливаются 2 рукавицы с нашитыми на ладонную поверхность желтыми дисками 5 см. в диаметре. Учитель, надев рукавички-тренажер, разводит руки в стороны, находясь в поле видимости группы детей. Он сжимает ладонь одной из рук, оставляя желтый диск другой открытым взору детей. Поочередно сжимая и разжимая ладони, учитель вынуждает детей переводить взор с одного появляющегося “солнышка” на другое.

III. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа.

– Какой раздел мы изучаем? О чём он?

– Какие сказки уже прочитали?

2. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы познакомимся с произведением Л. Толстого “Праведный судья”. (Учебник для 4-го класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева, М., “Просвещение”, 2001 год.)

3. Словарная работа.

Праведный судья, нищий, калека, купец, верблюд, милостыня.

Учитель совместно с детьми разбирает значение каждого слова.

4. Первичное чтение учителем.

– Я прочитаю, а вы подумайте, что значит праведный судья?

5. Проверка первичного восприятия.

– О чём текст?

– Что значит праведный судья?

– Можно ли заменить словом “справедливый”?

6. Первичное чтение учащимися.

– Прочитайте, и карандашом подчеркните незнакомые слова.

7. Словарная работа после прочтения.

(Разбор непонятных слов на доступном уровне.)

8. Анализ произведения.

– С какой целью царь переоделся в купца?

– Расскажите о споре мясника и масленика. Как судья узнал правду?

– С чем обратились к судье царь и калека?

– Что помогло судье узнать правду о них?

– Выберите из сказки и прочитайте те места, в которых говорится о споре мясника и масленика.

IV. Закрепление.

1. Работа с акварелью.

а) Беседа.

Учитель демонстрирует различные виды смешивания красок.

– Что вы видите?

– Какое чувство вызывают эти работы?

– Какое настроение?

– Какие краски вызывают у вас радость, настраивают на добро?

А какие из этих работ у вас вызывают отрицательные, негативные эмоции?

– Какие краски вы бы использовали, чтобы изобразить доброго человека, справедливого?

– А какие – злого, лживого?

– Давайте вспомним, кто из героев данного произведения обладал такими качествами?

– Кого можно назвать справедливым, а кого лживым, злым человеком?

б) Изображение в цвете.

– Попробуйте изобразить в цвете любого из данных героев. А потом мы все вместе будем отгадывать, какого героя вы пытались изобразить, используя акварель.

V. Обобщение.

Дети демонстрируют свои работы. Совместно с учителем анализируют выполненные рисунки.

– Кто из героев вам больше понравился и почему?

– На кого вы бы не хотели быть похожими?

VI. Итог.

– С каким произведением познакомились?

– Что интересного было на уроке, что понравилось?

– Что нового узнали?