Задачи:
- формирование навыка осознанного чтения;
- формирование умения передавать в цвете свои чувства и настроение;
- развитие произвольного внимания на основе специального упражнения “Составь из данного слова другие слова”;
- формирование эстетического чувства;
- развитие положительной мотивации к учению.
ХОД УРОКА
I. Активизирующее начало.
1. Организационный момент.
(Положительный эмоциональный настрой на работу.)
2. Упражнение на развитие произвольного внимания “ Составь из данного слова другие слова”.
ПАЛКА – ЛАПКА
КИНО – КОНИ
ЛИСА – СИЛА
КАРЕТА – РАКЕТА
II. Повторение изученного материала.
1. Упражнение на развитие правильного дыхания “Ветерок”.
(Пособие изготовлено на картоне. Нарисовано дерево, к которому при помощи клея и ниток прикреплены листья разного цвета из бумаги. Каждый листок приклеивается к небольшому кусочку нитки, а нитка в свою очередь прикрепляется на картон к нарисованному дереву таким образом, чтобы листок был подвижен. Дети по команде учителя дуют на дерево то слабо, то сильнее, изображая ветер, листочки таким образом шевелятся.)
2. Чтение слогов и слов по подобию.
Данное упражнение проводится с целью развития правильного и беглого навыка чтения.
(У каждого ученика индивидуальная карточка с набором таких слов и слогов. Здесь используются открытые и закрытые слоги, слоги-слияния со стечением согласных.)
Дети читают хором, по рядам, друг за другом, цепочкой и т.д.
3. Проверка домашнего задания.
Работа в группах (индивидуальная и дифференцированная работа).
Выборочное чтение сказки “Хвастливая игла” Г.Х. Андерсен.
2 гр.: найди и зачитай рассказ иглы о том, как она жила у кухарки
3 гр.: прочитай по ролям эпизод, в котором действуют мальчишки.
4. Проверка и оценка.
Физкультминутка: гимнастика для глаз.
(Учитель использует тренажёр “Солнышко”, разработанный д.п.н. Ковалёвым А.Н.)
Из материала темного цвета изготавливаются 2 рукавицы с нашитыми на ладонную поверхность желтыми дисками 5 см. в диаметре. Учитель, надев рукавички-тренажер, разводит руки в стороны, находясь в поле видимости группы детей. Он сжимает ладонь одной из рук, оставляя желтый диск другой открытым взору детей. Поочередно сжимая и разжимая ладони, учитель вынуждает детей переводить взор с одного появляющегося “солнышка” на другое.
III. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа.
– Какой раздел мы изучаем? О чём он?
– Какие сказки уже прочитали?
2. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы познакомимся с произведением Л. Толстого “Праведный судья”. (Учебник для 4-го класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева, М., “Просвещение”, 2001 год.)
3. Словарная работа.
Праведный судья, нищий, калека, купец, верблюд, милостыня.
Учитель совместно с детьми разбирает значение каждого слова.
4. Первичное чтение учителем.
– Я прочитаю, а вы подумайте, что значит праведный судья?
5. Проверка первичного восприятия.
– О чём текст?
– Что значит праведный судья?
– Можно ли заменить словом “справедливый”?
6. Первичное чтение учащимися.
– Прочитайте, и карандашом подчеркните незнакомые слова.
7. Словарная работа после прочтения.
(Разбор непонятных слов на доступном уровне.)
8. Анализ произведения.
– С какой целью царь переоделся в купца?
– Расскажите о споре мясника и масленика. Как судья узнал правду?
– С чем обратились к судье царь и калека?
– Что помогло судье узнать правду о них?
– Выберите из сказки и прочитайте те места, в которых говорится о споре мясника и масленика.
IV. Закрепление.
1. Работа с акварелью.
а) Беседа.
Учитель демонстрирует различные виды смешивания красок.
– Что вы видите?
– Какое чувство вызывают эти работы?
– Какое настроение?
– Какие краски вызывают у вас радость, настраивают на добро?
А какие из этих работ у вас вызывают отрицательные, негативные эмоции?
– Какие краски вы бы использовали, чтобы изобразить доброго человека, справедливого?
– А какие – злого, лживого?
– Давайте вспомним, кто из героев данного произведения обладал такими качествами?
– Кого можно назвать справедливым, а кого лживым, злым человеком?
б) Изображение в цвете.
– Попробуйте изобразить в цвете любого из данных героев. А потом мы все вместе будем отгадывать, какого героя вы пытались изобразить, используя акварель.
V. Обобщение.
Дети демонстрируют свои работы. Совместно с учителем анализируют выполненные рисунки.
– Кто из героев вам больше понравился и почему?
– На кого вы бы не хотели быть похожими?
VI. Итог.
– С каким произведением познакомились?
– Что интересного было на уроке, что понравилось?
– Что нового узнали?