Цель урока:
- показать смысл художественного приёма - олицетворение – используя анализ поэтического и художественного образа.
Задачи урока:
- Ввести понятие олицетворения;
- Воспитывать чувства взаимопонимания и
взаимоуважения;
- Развивать чувство восприятия прекрасного.
Оборудование урока:
- учебник В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой
“Литературное чтение. 2 класс”,
- текст стихотворения М. Лермонтова “Утёс”,
- репродукции картин М. Чюрлениса “День”, Н.
Рериха “Стражи ночи”,
- листы для коллективной творческой работы детей.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
1) Чтение детьми стихотворения Д. Кедрина “ Осенняя песня”.
2) Найдите строчки, в которых видно, что предметы, о которых рассказывает поэт, - живые существа.
3. Работа над новым материалом:
- Я прочитаю вам стихотворение М. Ю. Лермонтова “Утес”. Послушайте внимательно и скажите о чём оно - о природе или о людях.
Учитель читает стихотворение. Затем идут высказывания детей (одни говорят о природе, другие - наоборот).
- Правы и те и другие ученики. У поэзии есть одна важная, почти волшебная особенность. Поэт произносит слова, которые живут одновременно двойной жизнью. Например, мы можем увидеть и пейзажную зарисовку, очень красочную и достоверную, и одновременно угадываем в ней рассказ о сложных человеческих отношениях. [1]
Обсудить прочитанное стихотворение, обнаруживая в нём сначала только описание реальных природных особенностей, разгадывая только пейзажные (естественнонаучные) тайны. Затем обнаружить олицетворения (старый и мощный живой утёс, легкомысленная резвая молоденькая тучка) и расшифровать все метафоры (на груди утёса-великана, влажный след в морщинке и т. д.), называя все образы олицетворениями, подчёркивая, что у оживших природных есть душа, то есть лицо; [2]
Обнаружить вместе с детьми другой, лирический смысл стихотворения, образность поэтического языка; показать, что речь идёт о взаимоотношениях старости (прикованной к месту, мечтающей об общении, о том, чтобы защищать кого-то, отдать свою нежность, мудрость) и молодости (с её неусидчивостью, подвижностью, легкомыслием, страстью к новым впечатлениям);[2]
- Сейчас мы и рассмотрим данное стихотворение с этих двух сторон. Откройте страницу учебника 26 и прочитайте шёпотом стихотворение. Мы начинаем исследовать это произведение.
Дети читают стихотворение шёпотом, затем 2 -3 ученика читают вслух.
- Посмотрим на стихотворение как на удивительно красивый пейзаж. Если бы нас попросили нарисовать иллюстрацию к нему, чтобы вы изобразили на своей картине?
- Давайте разгадаем все пейзажные тайны стихотворения. Для этого нужно к выделенным другим шрифтом строчкам поставить вопрос “почему?” и попробовать ответить на него. Ведь настоящий исследователь всегда “почемучка”.[3] В этом нам поможет наука естествознание.
Дети работают с текстом.
- Почему тучка золотая? - Цвет заката,
заходящего солнышка.[1]
- Почему ночевала на груди утёса-великана? Что за
грудь у утёса? -Утёс большой, высокий, на вершине
склон. Тихая, безветренная погода. Тучка
остановилась на этом склоне.[1]
- Почему утром она умчалась в путь рано, играя? - Её
снесло ветром, а поскольку она небольшая, то
ветер подхватил её и понёс, всё время меня
траекторию.[1]
- Что значит по лазури? - По ярко-синему небу.[1]
- Почему у утёса морщина влажная? - Это ложбинка,
трещинка. За ночь часть тучки превратилась в
капельки воды - конденсат.[1]
- Почему утёс тихонько плачет? - Влага под лучами
солнца стала медленно испаряться. [1]
- Мы сейчас так безжалостно расшифровали образный язык стихотворения М. Ю. Лермонтова.[1] Но согласитесь, что это помогло нам представить огромный утёс, стоящий в одиночестве в пустыне, лучи заходящего солнца, окрашивающие золотом маленькую игривую тучку.
Но речь здесь идёт не только об этом.
- Как автор называет главную героиню? - Тучка –
значит маленькая.
- Только ли речь идёт о её размере? - Нет, ещё и о
возрасте: тучка юная, молоденькая,
легкомысленная, игривая, постоянно в движении,
ищущая новых впечатлений).[1]
- Этим она похожа на вас. Как называет поэт
другого действующего героя? Утёс-великан.
- Только ли важен размер утёса? - Нет. Поэт
называет его старым, у него морщины, он прикован к
месту, неподвижен, не может двигаться, у него нет
собеседника, он одинок, от этого страдает,
переживает случайные яркие впечатления.[1]
- Этим утёс похож на дедушек и бабушек, с их опытом, способностью и желанием помочь, защитить, уберечь от неприятностей близких и дорогих им людей, но часто остающихся наедине с одиночеством.
Поэт видит в неживом предмете черты человека - он создаёт олицетворение.
5) - Почему я стихотворение прочитала с разной интонацией, разным темпом? Первое четверостишье - неугомонная, быстрая тучка, второе четверостишье - медленный, уставший от возраста и одиночества утёс.
- Прочитайте с нужной интонацией слова, относящиеся к тучке, к утёсу. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Далее идет опрос 2-3 учеников, исправление ошибок.
6) - Может ли живописец воспринимать мир неживой природы?
Рассмотрите репродукции картин М. Чюрлениса “День” и Н. Рериха “Стражи ночи”. Что вы видите? Можно ли назвать образы, созданные художниками олицетворением? [3]
Выслушиваются ответы детей.
Рассмотреть вместе с детьми случаи использования приёма олицетворения :купы деревьев и облака приобретают человеческие очертания (М. Чюрлениса “День”), горы похожи на монахов в капюшонах (Н. Рерих);[2]
4. Творческая работа учащихся.
- Сейчас мы попробуем создать свои произведения, оживив предметы неживой природы [3] или предметы, окружающие вас, используя приём олицетворения.
Для этого разделимся на творческие группы. Решите, какой предмет будете оживлять, очеловечивать, нарисуйте его, наделив качествами живого существа, придумайте небольшой рассказ о нём.
Каждая группа рисует предмет, о котором будет составлен рассказ. Затем один ученик от группы выходит к доске и представляет работу своего коллектива - рисунок и устное мини-сочинение.
5. Домашнее задание:
- Выучить стихотворение наизусть, подготовить рисунок к тексту.
6. Итог урока.
- С каким художественным приёмом познакомились вы сегодня на уроке? Кто пользуется этим приёмом?
Список использованной литературы:
- Чуракова Н. А. Литературное чтение. Методический комментарий к учебнику для 2 класса. М., 2004.
- Малаховская О. В. Литературное чтение. Тематическое планирование. 1-2 класс. М., 2001.
- Свиридова В. Ю., Чуракова Н. А. Литературное чтение. Учебник для 2 класса (1-4), 1 часть. 2-е изд., перераб. и доп. Самара, 2002.
- Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. - Самара, 2005.