Методическая разработка урока по русскому языку. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Развить умение распознавать именительный и винительный падежи. Отрабатывать умения определять падеж существительных.

Задачи:

  1. Совершенствовать речь учащихся.
  2. Обогащать словарный запас и грамматический строй речи.
  3. Воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока.

1. Организационный момент.

“Погрейте руки”.

“Разогрейте каждый пальчик”.

“Скалка”.

“Аплодисменты”.

С каким настроением вы пришли на урок? Хочется вам работать?

Надеюсь, что ваши знания помогут решить многие трудные, но интересные задачи, дойти до истины.

2. Чистописание.

На доске

Расшифруйте слово. (шоссе)

Составьте предложение с однородными членами, используя это слово.

Вдоль шоссе растут липы, осины, клёны.

Выделите грамматическую основу.

Назовите имена существительные?

На какие вопросы отвечают имена существительные?

Как изменяются?

Повторяем падежи с дополнительным словом и вопросом.

(На доске предложение)

В золотой клубочек спрятался дубочек.

Вчера на прогулке слышала спор двух девочек. Они определяли падеж существительного клубочек.

Одна рассуждала так: что – клубочек – существительное в именительном падеже.

Вторая доказывала – что? – клубочек. Значит это существительное в винительном падеже.

Кто же из них прав?

Сегодня на уроке нам предстоит решить эту задачу.

Запишите это предложение.

3. Тема урока.

Давайте проведём исследовательскую работу.

Мы будем брать неодушевлённые имена существительные.

Что вы можете сказать об именительном падеже?

Что вы можете сказать о винительном падеже?

Именительный падеж.
Кто? Что?

Винительный падеж.
Кого? Что?

Вижу.

Подлежащее.
Второстепенный член.
Без предлогов.
С предлогами: Под, через, за, на, в.

А вот напомнит нам предлоги стихотворение Татьяны Рик (распечатанный текст стихотворения у каждого ученика).

Приложение 1.

Найдите имена существительные? Прочитайте.
На какие вопросы отвечают?
С какими предлогами употребляются? Назовите их. Запишите.

Давайте теперь определим, правильный ли вывод мы сделали?

 4. Работа с учебником. Страница 81. Чтение правила.

Ребята, обратите внимание, вот это открытие мы сегодня сделали на уроке.

Давайте решим спор двух девочек. Кто же из них прав?

5.Закрепление.

А сейчас наша задача потренироваться.

Откройте тетрадь на печатной основе. Страница 22, упражнение№33.

Прочитайте текст.

Что такое канитель?

Где вы могли слышать это слово?

Канитель – тонкая металлическая нить для вышивания.

Канительщик – медлительный человек.

Канитель – нудное дело (тянуть, разводить).

Выпишите предложение из текста, где слово канитель стоит в именительном падеже и предложение, где слово канитель стоит в винительном падеже.

-Канитель применялась в рукоделии. (Им. падеж)
-Мастера вытягивали канитель из раскалённой проволоки. (В. падеж)

Обоснуйте свой выбор. Вы согласны?

6. Физ. минутка:

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками, киваем головой,
Мы руки поднимаем
И кружимся потом.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки разведём
И побежим кругом.

7. Работа с учебником. Упражнение №153.

Спишите предложение со словом мяч по выбору.

(В.п.) Ребята играли в мяч. Он погнал мяч по дорожке. Мальчики стали догонять мяч.
(Им.п.)Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал.

Докажите правильность выбора.

-Девочки составляют одно предложение со словом берёза в именительном падеже и второе предложение- слово берёза - в винительном падеже.

-Мальчики делают это же задание со словом молоток.

Запишите, полученные предложения.

8. Итог урока. Какое открытие вы сегодня сделали?

9. Домашнее задание: повторить правило.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Т. Г. Рамзаева, Учебник. Русский язык, Дрофа, Москва, 11-е изд., 2006
  2. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: РИО “Самовар”,1994