Цели урока.
Образовательные:
- Сформировать понятие об экологическом типе хозяйства и способах его ведения.
- Дать представление о противоречиях между хозяйственной деятельностью человека и природой, найти способы их устранения.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, логическое мышление, воображение и речь в процессе формирования представления об экологическом хозяйстве.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, учить работать в группах.
Оборудование.
- Учебник “Человек и природа” А.А. Вахрушев.
- Мультимедиа приставка.
- Телевизор, видеомагнитофон.
- Дидактический и иллюстративный материал.
- Поделки из промышленных отходов.
- Детские экологические журналы.
- “Волшебные линеечки”
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
План урока.
1. Организационная часть (1 мин)
-вступительное слово учителя.
2. Постановка цели урока и мотивации учебной деятельности учащихся (1 мин)
-самооценка собственного уровня знаний учащихся об экологическом хозяйстве.
3. Актуализация базовых знаний учащихся (4 мин)
-воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
4. Восприятие и первичное осознание нового материала (совместное открытие знаний) (15 мин)
-беседа,
-инсценировка,
-работа с учебником.
5. Обобщение, первичное закрепление полученных знаний (3 мин)
-сообщения “юных корреспондентов”.
6. закрепление и систематизация знаний (самостоятельное и творческое применение полученных знаний) (15 мин)
-творческая работа в группах,
-проверка способов самостоятельного применения
знаний.
7. Подведение итогов работы (5 мин)
-обобщающая беседа,
-рефлексия полученных знаний
-оценивание работы учащихся.
8 Домашнее задание (1 мин).
Ход урока.
I. Организационный момент.
1.1 Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, юные исследователи!
Серьезные проблемы будем решать.
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
“Экологическое хозяйство-это важно или нет?”
2. Постановка цели урока и мотивации учебной деятельности учащихся.
-Ребята, вы можете сейчас сказать, что называют
экологическим хозяйством? Как нужно вести это
хозяйство? Важно ли оно для человека?
-Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что
называют экологическим хозяйством и выяснить
способы его ведения.
-Попытаемся разобраться, что означает слово
“хозяйство”?
-С какой наукой связана эта деятельность?
2.1 Самооценка собственного уровня знаний об экологическом хозяйстве.
-Как вы считаете, на каком уровне находятся ваши знания об экологическом хозяйстве? Перед вами “волшебные линеечки”, отметьте на них, пожалуйста, где вы сейчас находитесь, а в конце урока мы вернемся к этим линеечкам, чтобы посмотреть насколько ваши знания стали глубже и шире.
Начало урока | Конец урока | ||
Знаю все | Знаю все | ||
Знаю, но не все | Знаний стало больше | ||
Не знаю | Знаю, но не все | ||
Хочу узнать | Не знаю |
-Скажите, на каком уровне вы сейчас находитесь.
3. Актуализация базовых знаний.
3.1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
-Чтобы разобраться, что же такое экологическое
хозяйство, вспомним, что уже знаем.
-Что такое экосистема?
- Как называются природные экосистемы?
-Угадайте, какая экосистема показана на экране.
-Расскажите, какие “профессии” живых
организмов вы знаете?
- Какова их роль в экосистеме?
-Объясните, как происходит круговорот веществ в
экосистемах.
4. Восприятие и первичное осознание нового материала (совместное открытие новых знаний).
4.1. Беседа.
-Экосистемы появились намного раньше человека
на планете и существовали самостоятельно.
Человек появился на планете через миллионы лет.
-Как человек был связан с природой?
-Такое хозяйство, когда человек присваивает себе
готовые природные богатства, называется присваивающим.
-Как жили люди дальше, борясь за существование?
-Какие качества человека стали главной его силой?
-Такое хозяйство, в котором люди сами производят
для себя пищу, называется производящим.
-Производящее хозяйство стало искусственной
экосистемой. Какие искусственные экосистемы вы
знаете?
-Чем отличается искусственная экосистема от
естественной экосистемы?
-Человек научился играть роль любой
“профессии” в экосистеме. Человек начал
переделывать биосферу. Человек стал брать из
природы больше, чем она может дать, а взамен
ничего не возвращал.
-Вследствие этого, что произошло с круговоротом
веществ в экосистеме?
4.2. Инсценировка.
-Иногда слышишь “Человек-царь природы”, но кто поставил человека над природой? Сам человек. А кто человек без природы? Представить себе это невозможно…без воздуха, воды, пения птиц... Все это нам щедро дарит природа, а взамен просит только бережного отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А если бы могли? Давайте пофантазируем. Предлагаю вам побывать в роли судьи, Тура-обвинителя, собаки-защитника.
Судья: Прошу внимания! Судебное разбирательство над человеком начинается. Слово - главному обвинителю.
Тур: Мне трудно говорить, потому что многих видов растений и животных уже давно не существует на свете. Я боюсь, что еще многие растения и животные исчезнут так же, как исчез мой вид. Я не могу понять одного: ведь человек сам - творение природы, он не имеет права выносить смертный приговор тем живым существам, которые, по его мнению, вредны или опасны. Он не понимает, что в природе нарушается равновесие, которое восстановить очень трудно, иногда просто невозможно.
Я обвиняю человека в том, что он истребил некоторые виды животных, уничтожил многие растения.
Где бы не появился человек, он всегда что-нибудь разрушал или кого-нибудь убивал. А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: вы становитесь жертвами своего непонимания или недопонимания. Отравлены воздух, реки. Оглянитесь, остановитесь, подумайте!
Судья: Предлагаю посмотреть видеоматериалы, доказывающие вину человека.
(Просмотр отрывка видеофильма.)
Судья: После того, что мы увидели, что же нам делать с человеком?
Собака: А я хочу вот, что сказать. Да, то, что сделал человек с природой ужасное преступление. Но ведь только человек может что-то исправить в создавшейся ситуации. Ребята, ищите пути решения проблемы и предлагайте свои решения.
4.3. Работа с учебником.
-Откроем учебник и причитаем, какие способы ведения экологического хозяйства предлагаются.
Экологическое хозяйство – хозяйство будущего, когда человек научится полностью перерабатывать отходы своей жизнедеятельности, и круговорот веществ в природе снова будет замкнутым.
Что для этого нужно сделать?
*Ограничить изъятие природных богатств.
*Повторно использовать уже изъятые природные
богатства.
*Остановить загрязнение среды.
5. Обобщение полученных знаний.
5.1. Сообщения юных корреспондентов.
-Ребята, мы живем в районе, который
называется…(“Заводской”).
-О чем говорит название?
Готовясь к сегодняшнему уроку, я связалась с редакциями детских экологических журналов “Свирель”, “Муравейник”, “Юный натуралист”. “Юные корреспонденты” журналов попытались узнать, как ведет экологическое хозяйство один из крупнейших заводов нашего района ОАО “Саратовский нефтеперерабатывающий завод”
Корреспондент 1. С основания завода было накоплено более 300 тысяч тонн нефтеотходов. Сейчас применяется нефтесборное устройство “Скиммер” на поверхности прудов отстойников. Работает установка, производящая отделение нефтепродукта от воды и механических примесей, с возвратом нефтепродукта в переработку. Работает единственная в России установка, которая перерабатывает нефтесодержащие шпаты в компонент котельного топлива.
Корреспондент 2. Для обеззараживания очищенных стоков, сбрасываемых в Волгоградское водохранилище, на заводе используется установка ультрафиолетового обеззараживания. Она заменила старую установку, которая обеззараживала стоки жидким хлором, который губительно действует на все живое.
Корреспондент 3. На заводе работает санитарная лаборатория, которая осуществляет наблюдение за состоянием окружающей среды. На базе автомобиля “Газель” создан единственный в Саратовской области передвижной экологический пост для решения задач по непрерывному мониторингу качества сточных, грунтовых вод, атмосферного воздуха рабочей зоны предприятия.
-Спасибо! Мы видим, что человек не бездействует и это хорошо.
6. Закрепление и систематизация знаний (самостоятельное и творческое применение полученных знаний).
6.1. Творческая работа в группах.
-Предлагаю поработать в группах и попытаться самостоятельно решить вопросы ведения экологического хозяйства.
(Каждая группа получает задание, выполняет его коллективно и командир группы докладывает о пути решения проблемы.)
1 группа.
Оцените следующие ситуации, скажите, что сделано правильно, а что - не правильно.
- Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее мусор, который появился после их отдыха.
- На земле валялась бумага, прозрачные пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики, оставшаяся каша от ужина, другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли в костре.
2 группа.
- Придумайте подписи к иллюстрациям, на которых изображены правила поведения в природе.
- Нарисуйте свой знак, который призывает правильно вести себя в природе.
3 группа.
- Представьте себе, что вы занимаете пост мэра города. Какие меры по охране воздуха, воды, атмосферы от загрязнения вы применили бы в первую очередь?
4 группа.
- Используя макеты, постройте город, в котором вы хотели бы жить.
- Свое решение аргументируйте.
5 группа.
Соедини начало фразы с ее окончанием и получите правила бережного отношения к природе.
Сберегая продукты, | ты экономишь горючее и сберегаешь воздух от загрязнения. |
Выключая свет, | ты бережешь чистую воду. |
Из сортированного мусора | ты бережешь плодородие земли и труд людей. |
Починив подтекающий кран, | можно снова сделать полезные вещи. |
Изучая природу | ты бережешь чистый воздух. |
Оберегая растения, | ты знаешь, как ее сберечь. |
(Работа проверяется с помощью слайда 11.)
6.2. Проверка способов самостоятельного применения знаний.
-Все, о чем мы сегодня говорили, не по силам выполнить ребенку, но каждый из вас станет взрослым, кто-то станет химиком, экологом, нефтяником и эти знания вам обязательно пригодятся.
7. Подведение итогов работы.
7.1. Обобщающая беседа.
-Что такое экологическое хозяйство?
-Какие выводы вы для себя сделали?
Берегите землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
Ястреба, палящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю, берегите!
7.2. Рефлексия полученных знаний.
Вернемся к нашим “волшебным линеечкам”, отметьте, на каком уровне вы находитесь в конце урока. Стало больше знаний по этой теме?
7.3 Оценивание работы учащихся на уроке.
8. Домашнее задание.
-Прочитать текст в учебнике на с.67-71, ответить на
вопросы;
-Прочитать дополнительную литературу и
предложить свои варианты помощи природе (по
желанию);
-Нарисовать знаки, призывающие к правильному
поведению в природе (по желанию).