Цели:
- Развивать умение сопереживать;
- Формировать гуманность;
- Расширять кругозор учащихся.
Оборудование:
1. Оформление доски:
- Цитата – “Добро не терпит промедленья – Назавтра может опоздать” (Б. Щеглов);
- Пословицы и поговорки о добре;
- Кроссворд.
2. Мяч;
3. Разделение класса на три зоны, каждая из них подписана:
- ДА;
- НЕТ;
-МОЖЕТ БЫТЬ.
4. Раздаточный материал – кроссворд.
Ход занятия.
І. Организационный момент.
Отгадать зашифрованное слово.
Д - - - О |
….. всегда побеждает зло!
ІІ. Вводная беседа:
“Добрые чувства появляются у людей в детстве: это человечность, доброта, ласка, внимательность, доброжелательность, сочувствие. Они рождаются в труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира. Если ребёнок мучает в детстве животных, можно со стопроцентной гарантией утверждать, что позже он будет мучить и людей, только по-другому.
Древнегреческий философ Демокрит сказал: “У людей зло вырастает из добра, когда не умеют им управлять и надлежащим образом пользоваться”. Доброта без разума пуста. Недаром поэт С.Я. Маршак призывает: “Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет”.
“Добрый, добрый... Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно. Это непросто. Не хвалитесь добротой, не делайте хотя бы зла!” (В.М. Шукшин). Да, добрые дела делаются не для себя, а для кого-то, значит, человеку надо уделить внимание, потратить время и силы.
Для того, чтобы узнать, что такое добро и на сколько вы добры, мы проведём занятие на тему: “Добро не терпит промедленья…”.
ІІІ. Основная часть.
1. Разбор пословиц и поговорок:
- Добро не лихо, бродит по миру тихо;
- Добро не умрёт, а зло пропадёт;
- Доброе дело само себя хвалит;
- Доброта без разума пуста;
- Добрые чувства – соседи любви;
- Добрый гость всегда в пору;
- Добрым словом и бездомный богат;
- Добро помни, а зло забывай;
- Доброго чти, а злого не жалей;
- От добра добра не ищут.
2. Чтение стихотворения (двое учащихся):
Доброта.
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы порой не изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев
3. Игра с мячом.
Дети становятся кругом. Ребёнку предлагается кинуть мяч другому человеку в круге и произнести добрые слова (ласковые), пожелания, поздравления.
Игра-практикум.
Педагог выдвигает различные утверждения, и соответственно своему мнению учащиеся занимают позиции (ДА; НЕТ; МОЖЕТ БЫТЬ).
Согласны ли вы с утверждением, что:
- Добро всегда побеждает зло!
- Самого главного глазами не увидишь.
- Доброе слово и кошке приятно.
Заняв выбранную позицию, ребёнок аргументирует свой выбор.
ІV. Итог.
Закрепление полученных знаний.
- Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.
- Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.
- Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
- Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
- Пожелание добра.
- Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.
- Близкие отношения, основанные на доверии.
Зашифрованное слово – ДОБРОТА – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.