Исследовательский проект "Экологоразвивающая среда классного помещения"

Разделы: Начальная школа


Учащиеся начальных классов нашей школы в классной комнате пребывают в основном с 9 часов утра до 14 часов, это 5часов, почти 1/5 часть суток, т.е. классная комната для них – часть окружающей среды. Плохое проветривание, температура и влажность воздуха в классе, несоответствующие санитарно-гигиеническим показателям, снижают работоспособность, способствуют возникновению простудных заболеваний, обострению хронических.

Учащиеся нашего класса считают, что могут внести посильный вклад в улучшение экосреды класса.

Задачами исследовательского проекта “Экологоразвивающая среда классной комнаты” являются:

  1. изучить основные факторы окружающей среды;
  2. выяснить их соответствие общепринятым санитарно-гигиеническим нормам;
  3. разработать и осуществить меры по улучшению окружающей среды классного помещения;
  4. предложить администрации школы систему мер, направленных на создание благоприятных условий для здоровья и развития учащихся.

Для изучения состояния основных условий и сравнения их с санитарно-гигиеническими показателями классного помещения была составлена программа.

          1.Изучение микроклимата классной комнаты:

а) температурный режим,

б) качество проветривания.

2. Анализ качества проветривания классного помещения:

а) определение количественного и видового состава растений класса;

б) происхождение некоторых видов комнатных растений, их историческая Родина;

в) оценка состояния растений, правильности их размещения;

г) роль комнатных растений в улучшении экосреды, влиянии на здоровье человека.

Введение

Учащиеся начальных классов в классной комнате пребывают в основном с 9.00 часов утра до 14 часов, это – 5 часов, почти 1/5 часть суток, т.е. классная комната для них – часть окружающей среды. Плохое проветривание помещения, температура и влажность воздуха в классе несоответствующие санитарно-гигиеническим показателям снижают работоспособность, способствуют возникновению простудных заболеваний, обострению хронических.

Учащиеся нашего класса считают, что могут внести посильный вклад улучшения экосреды класса.

Задачами проекта “Экологоразвивающая среда классной комнаты” являются:

1.Изучить основные факторы окружающей среды.

2.Выяснить их соответствие общепринятым санитарно-гигиеническим нормам.

3.Разработать и осуществить меры по улучшению окружающей среды класса.

4.Предложить администрации школы систему мер, направленных на создание благоприятных для здоровья и развития учащихся условий жизнедеятельности в классе.

Для изучения состояния основных условий и сравнения их с нормативными санитарно-гигиеническими показателями классного помещения была составлена программа:

1.Изучение микроклимата классного помещения.

2.Анализ качества озеленения класса:

а) определение количественного и видового состава комнатных растений;

б) происхождение некоторых видов комнатных растений, их историческая родина;

в) оценка состояний растений, правильности их размещения;

г) роль комнатных растений в улучшении экосреды, влияние на здоровье человека.

Методика исследования

1.Изучение микроклимата классного помещения.

1)Температура воздуха.

1.Ежедневно в течение месяца фиксируются значения температуры воздуха в классной комнате: первое измерение в 8ч.55мин, второе - в 11ч.35мин и третье - в 14ч.

2.Вычисляется среднесуточная температура (1-е изм. + 2-е изм.+ 3 изм.): 3.

3.Все полученные данные заносятся в таблицу и сравниваются с предусмотренными санитарно-гигиеническими нормами (Н (норма) - +18 - + 20 градусов выше нуля). Если показания соответствуют норме, то в нужной графе ставится “+”, если нет – “-”.

Дата 1-е изм. 2-е изм. 3-е изм. Среднесуточная температура. Соответствие норме.
           
Среднемесячная температура.          

2) Определение степени проветриваемости.

1.Вычисление площади пола классной комнаты.

2. Вычисление площади форточки.

3. Определение соотношения площади форточки к площади пола.

4. Сравнение с нормативными показателями (Н – 1/50).

2.Анализ качества озеленения.

  1. Определение видового и количественного состава имеющихся в классе растений.
  2. Определение исторической родины растений, их происхождения.
  1. Определить историческую родину каждого комнатного растения.
  2. На основании полученных данных посчитать процентное соотношение растений, привезённых из каждой страны.
  1. Изучение условий, необходимых для успешного роста и развития растений.
  1. Определить чувствительность растений к свету и температуре воздуха, основываясь на данные энциклопедии.
  2. Полученные данные занести в таблицу.
Условия Название растения.
Тень.  
Полутень.  
Светло, но без солнечных лучей.  
Прямое солнце изредка.  
Солнечное окно.  
Прохладное место зимой.  
Центральное отопление зимой.  
  1. Определение влияния различных комнатных растений на окружающую среду и человека.
  1. Основываясь на научной информации, разделить комнатные растения класса на четыре группы:
  2. а) 1 группа – растения, летучие выделения которых обладают выраженной антибактериальной, антивирусной активностью в отношении воздушной микрофлоры.

    б) 2 группа – растения, летучие выделения которых улучшают сердечную деятельность, повышают иммунитет, обладают успокаивающим, противовоспалительным и другими лечебными действиями.

    в) 3 группа – растения-фитофильтры, поглощающие из воздуха вредные газы.

    г) 4 группа – растения, выделения которых могут вызвать у людей аллергию.

  3. Полученные данные занести в таблицу.
Группа. Название растения.
1.  
2.  
3.  
4.  

Результаты работы

В соответствии с вышеперечисленной методикой были получены следующие результаты:

1.Микроклимат классного помещения.

1. Температура воздуха классной комнаты.

С помощью комнатного термометра была изучена средняя температура воздуха в классе. Наблюдения проводились в течение месяца с 13 ноября по 13 декабря. Полученные данные заносились в таблицу.

Дата. 1-е изм.

(С)

2-е изм.

(С)

3-е изм.

(С)

Среднесуточная температура-

(С)

Соответствие норме.
13.11.06. 19 20 22 20 +
14.11.06. 20 22 22 21 -
15.11.06. 18 20 21 19 +
14.11.06. 18 19 20 19 +
15.11.06. 20 21 23 21 -
17.11.06. 19 20 22 20 +
18.11.06. 18 20 20 19 +
20.11.06. 20 21 21 20 +
21.1106. 17 17 19 17 -
22.11.06. 17 18 18 17 -
23.11.06. 19 19 20 19 +
24.11.06. 19 20 22 20 +
25.11.06. 18 20 20 19 +
27.11.06. 19 20 21 20 +
28.11.06. 17 19 19 18 +
29.11.06. 21 22 23 22 -
30.11.06. 20 22 23 21 -
1.12.06. 17 19 21 19 +
2.12.06. 18 18 20 18 +
4.12.06. 21 22 24 22 -
5.12.06. 19 21 22 20 +
6.12.06. 17 19 20 18 +
7.12.06. 18 19 19 18 +
8.12.06. 18 20 20 19 +
9.12.06.. 18 19 19 18 +
11.12.06. 20 21 21 20 +
12.12.06. 20 20 22 20 +
13.12.06. 19 20 20 19 +
Среднемесячная температура (С) 18 20 20 19 +

Исследования показали, что температура воздуха в классной комнате соответствует принятым санитарно-гигиеническим нормам.

2.Определение степени проветриваемости.

Исследования условий для проветривания классной комнаты проводились путем определения соответствия площади форточек к площади пола ( норма – 1/50), т.е по норме на 50 кв.м пола потребуется 1 кв.м форточек.

Измерения показали:

  1. площадь пола – 3477 кв. дм
  2. площадь форточки – 21 кв. дм
  3. соотношение площади форточки к площади пола – 1/166

По результатам исследования условий для проветривания классной комнаты на 3477 кв.дм поверхности пола необходимо иметь 70 кв.дм форточки. Следовательно, площадь приспособлений для проветривания более чем в 3 раза ниже нормы.

2. Качество озеленения классного помещения.

1.Определение видового и количественного состава растений.

В классе 35 комнатных растения 25-ти различных видов.

2. Определение исторической родины растений, их происхождения.

Африка – 7 вида (хлорофитум, колеус, каланхоэ, сенполия, пеларгония, бальзамин, бегония) – 28 процентов от общего количества.

Южная Америка – 13 видов (кислица, канна, кактус, маранта, пеперомия, традесканция, диффенбахия, глоксиния, фуксия, гиппеаструм, валлота, пахистахис, сансивиерия).

- 52 процента

Австралия – 1 вид (роициссус) – 4 процента

Европа – 1 вид (плющ восковой) – 4 процента

Япония – 1 вид (хризантема) – 4 процента

Китай – 2 вида (гвоздика, гибискус) – 8 процентов.

  1. Изучение условий, необходимых для успешного роста комнатных растений.

В результате проведенных исследований была составлена таблица.

Условия Название растений.
Тень.

Достаточно далеко от окна, но света достаточно, чтобы днем читать газету.

Сансивиерия.
Полутень.

Возле неосвещаемого солнцем окна или в стороне от хорошо освещенного окна.

Плющ.
Светло, но без солнечных лучей.

Подоконник окна, куда не попадают прямые солнечные лучи, или место близ ярко освещенного окна.

Бегония, диффенбахия, пеперомия, фуксия, хлорофитум.
Прямое солнце изредка.

Подоконник или место в непосредственной близости от восточного или западного окна.

Бальзамин, кактус, колеус, кислица, пеларгония.
Солнечное окно.

Подоконник южного окна или место в непосредственной близости от него.

Сенполия, традесканция, хризантема, пеларгония, гибискус.
Прохладное место зимой. Фуксия.
Центральное отопление зимой. Пеперомия, кактусы, недотрога, пеларгония.

3.Определение влияния различных комнатных растений на окружающую среду и здоровье человека.

На основании научной информации о влиянии различных комнатных растений на окружающую среду и человека, учащиеся, проанализировав состав комнатных растений класса, составили таблицу.

Группа. Название растения.
1. Плющ, колеус, гибискус.
2. Пеларгония.
3. Хлорофитум.
4. Диффенбахия.

В классе представлены растения различных групп.

Общие выводы

На основании проделанной исследовательской работы учащиеся пришли к следующим выводам:

  1. температура воздуха в классной комнате соответствует санитарно-гигиеническим нормам;
  2. площадь приспособлений для проветривания почти в 3 раза ниже нормы, что иногда является одной из причин повышенной температуры воздуха в классной комнате;
  3. комнатные растения, растущие в классе, различны по видовому и количественному составу;
  4. растения класса являются представителями разных континентов;
  5. в классном помещении есть комнатные растения-представители основных групп по способу влияния на окружающую среду и здоровье человека.

На основании проведенных анализов и полученных выводов учащиеся решили:

  1. с целью улучшения микроклимата в классном помещении обратиться к администрации школы с просьбой увеличить количество и площадь форточек для повышения качества проветривания;
  2. внести изменения в видовой состав комнатных растений, разместить больше растений 1, 2 и 3 групп, исключить растения-аллергены.
  3. создать благоприятные условия для роста и развития растений 1, 2, 3 групп.