Учащиеся начальных классов нашей школы в классной комнате пребывают в основном с 9 часов утра до 14 часов, это 5часов, почти 1/5 часть суток, т.е. классная комната для них – часть окружающей среды. Плохое проветривание, температура и влажность воздуха в классе, несоответствующие санитарно-гигиеническим показателям, снижают работоспособность, способствуют возникновению простудных заболеваний, обострению хронических.
Учащиеся нашего класса считают, что могут внести посильный вклад в улучшение экосреды класса.
Задачами исследовательского проекта “Экологоразвивающая среда классной комнаты” являются:
- изучить основные факторы окружающей среды;
- выяснить их соответствие общепринятым санитарно-гигиеническим нормам;
- разработать и осуществить меры по улучшению окружающей среды классного помещения;
- предложить администрации школы систему мер, направленных на создание благоприятных условий для здоровья и развития учащихся.
Для изучения состояния основных условий и сравнения их с санитарно-гигиеническими показателями классного помещения была составлена программа.
1.Изучение микроклимата классной комнаты:
а) температурный режим,
б) качество проветривания.
2. Анализ качества проветривания классного помещения:
а) определение количественного и видового состава растений класса;
б) происхождение некоторых видов комнатных растений, их историческая Родина;
в) оценка состояния растений, правильности их размещения;
г) роль комнатных растений в улучшении экосреды, влиянии на здоровье человека.
Введение
Учащиеся начальных классов в классной комнате пребывают в основном с 9.00 часов утра до 14 часов, это – 5 часов, почти 1/5 часть суток, т.е. классная комната для них – часть окружающей среды. Плохое проветривание помещения, температура и влажность воздуха в классе несоответствующие санитарно-гигиеническим показателям снижают работоспособность, способствуют возникновению простудных заболеваний, обострению хронических.
Учащиеся нашего класса считают, что могут внести посильный вклад улучшения экосреды класса.
Задачами проекта “Экологоразвивающая среда классной комнаты” являются:
1.Изучить основные факторы окружающей среды.
2.Выяснить их соответствие общепринятым санитарно-гигиеническим нормам.
3.Разработать и осуществить меры по улучшению окружающей среды класса.
4.Предложить администрации школы систему мер, направленных на создание благоприятных для здоровья и развития учащихся условий жизнедеятельности в классе.
Для изучения состояния основных условий и сравнения их с нормативными санитарно-гигиеническими показателями классного помещения была составлена программа:
1.Изучение микроклимата классного помещения.
2.Анализ качества озеленения класса:
а) определение количественного и видового состава комнатных растений;
б) происхождение некоторых видов комнатных растений, их историческая родина;
в) оценка состояний растений, правильности их размещения;
г) роль комнатных растений в улучшении экосреды, влияние на здоровье человека.
Методика исследования
1.Изучение микроклимата классного помещения.
1)Температура воздуха.
1.Ежедневно в течение месяца фиксируются значения температуры воздуха в классной комнате: первое измерение в 8ч.55мин, второе - в 11ч.35мин и третье - в 14ч.
2.Вычисляется среднесуточная температура (1-е изм. + 2-е изм.+ 3 изм.): 3.
3.Все полученные данные заносятся в таблицу и сравниваются с предусмотренными санитарно-гигиеническими нормами (Н (норма) - +18 - + 20 градусов выше нуля). Если показания соответствуют норме, то в нужной графе ставится “+”, если нет – “-”.
Дата | 1-е изм. | 2-е изм. | 3-е изм. | Среднесуточная температура. | Соответствие норме. |
Среднемесячная температура. |
2) Определение степени проветриваемости.
1.Вычисление площади пола классной комнаты.
2. Вычисление площади форточки.
3. Определение соотношения площади форточки к площади пола.
4. Сравнение с нормативными показателями (Н – 1/50).
2.Анализ качества озеленения.
- Определение видового и количественного состава имеющихся в классе растений.
- Определение исторической родины растений, их происхождения.
- Определить историческую родину каждого комнатного растения.
- На основании полученных данных посчитать процентное соотношение растений, привезённых из каждой страны.
- Изучение условий, необходимых для успешного роста и развития растений.
- Определить чувствительность растений к свету и температуре воздуха, основываясь на данные энциклопедии.
- Полученные данные занести в таблицу.
Условия | Название растения. |
Тень. | |
Полутень. | |
Светло, но без солнечных лучей. | |
Прямое солнце изредка. | |
Солнечное окно. | |
Прохладное место зимой. | |
Центральное отопление зимой. |
- Определение влияния различных комнатных растений на окружающую среду и человека.
- Основываясь на научной информации, разделить комнатные растения класса на четыре группы:
- Полученные данные занести в таблицу.
а) 1 группа – растения, летучие выделения которых обладают выраженной антибактериальной, антивирусной активностью в отношении воздушной микрофлоры.
б) 2 группа – растения, летучие выделения которых улучшают сердечную деятельность, повышают иммунитет, обладают успокаивающим, противовоспалительным и другими лечебными действиями.
в) 3 группа – растения-фитофильтры, поглощающие из воздуха вредные газы.
г) 4 группа – растения, выделения которых могут вызвать у людей аллергию.
Группа. | Название растения. |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
Результаты работы
В соответствии с вышеперечисленной методикой были получены следующие результаты:
1.Микроклимат классного помещения.
1. Температура воздуха классной комнаты.
С помощью комнатного термометра была изучена средняя температура воздуха в классе. Наблюдения проводились в течение месяца с 13 ноября по 13 декабря. Полученные данные заносились в таблицу.
Дата. | 1-е изм. (С) |
2-е изм. (С) |
3-е изм. (С) |
Среднесуточная температура- (С) |
Соответствие норме. |
13.11.06. | 19 | 20 | 22 | 20 | + |
14.11.06. | 20 | 22 | 22 | 21 | - |
15.11.06. | 18 | 20 | 21 | 19 | + |
14.11.06. | 18 | 19 | 20 | 19 | + |
15.11.06. | 20 | 21 | 23 | 21 | - |
17.11.06. | 19 | 20 | 22 | 20 | + |
18.11.06. | 18 | 20 | 20 | 19 | + |
20.11.06. | 20 | 21 | 21 | 20 | + |
21.1106. | 17 | 17 | 19 | 17 | - |
22.11.06. | 17 | 18 | 18 | 17 | - |
23.11.06. | 19 | 19 | 20 | 19 | + |
24.11.06. | 19 | 20 | 22 | 20 | + |
25.11.06. | 18 | 20 | 20 | 19 | + |
27.11.06. | 19 | 20 | 21 | 20 | + |
28.11.06. | 17 | 19 | 19 | 18 | + |
29.11.06. | 21 | 22 | 23 | 22 | - |
30.11.06. | 20 | 22 | 23 | 21 | - |
1.12.06. | 17 | 19 | 21 | 19 | + |
2.12.06. | 18 | 18 | 20 | 18 | + |
4.12.06. | 21 | 22 | 24 | 22 | - |
5.12.06. | 19 | 21 | 22 | 20 | + |
6.12.06. | 17 | 19 | 20 | 18 | + |
7.12.06. | 18 | 19 | 19 | 18 | + |
8.12.06. | 18 | 20 | 20 | 19 | + |
9.12.06.. | 18 | 19 | 19 | 18 | + |
11.12.06. | 20 | 21 | 21 | 20 | + |
12.12.06. | 20 | 20 | 22 | 20 | + |
13.12.06. | 19 | 20 | 20 | 19 | + |
Среднемесячная температура (С) | 18 | 20 | 20 | 19 | + |
Исследования показали, что температура воздуха в классной комнате соответствует принятым санитарно-гигиеническим нормам.
2.Определение степени проветриваемости.
Исследования условий для проветривания классной комнаты проводились путем определения соответствия площади форточек к площади пола ( норма – 1/50), т.е по норме на 50 кв.м пола потребуется 1 кв.м форточек.
Измерения показали:
- площадь пола – 3477 кв. дм
- площадь форточки – 21 кв. дм
- соотношение площади форточки к площади пола – 1/166
По результатам исследования условий для проветривания классной комнаты на 3477 кв.дм поверхности пола необходимо иметь 70 кв.дм форточки. Следовательно, площадь приспособлений для проветривания более чем в 3 раза ниже нормы.
2. Качество озеленения классного помещения.
1.Определение видового и количественного состава растений.
В классе 35 комнатных растения 25-ти различных видов.
2. Определение исторической родины растений, их происхождения.
Африка – 7 вида (хлорофитум, колеус, каланхоэ, сенполия, пеларгония, бальзамин, бегония) – 28 процентов от общего количества.
Южная Америка – 13 видов (кислица, канна, кактус, маранта, пеперомия, традесканция, диффенбахия, глоксиния, фуксия, гиппеаструм, валлота, пахистахис, сансивиерия).
- 52 процента
Австралия – 1 вид (роициссус) – 4 процента
Европа – 1 вид (плющ восковой) – 4 процента
Япония – 1 вид (хризантема) – 4 процента
Китай – 2 вида (гвоздика, гибискус) – 8
процентов.
В результате проведенных исследований была составлена таблица.
Условия | Название растений. |
Тень. Достаточно далеко от окна, но света достаточно, чтобы днем читать газету. |
Сансивиерия. |
Полутень. Возле неосвещаемого солнцем окна или в стороне от хорошо освещенного окна. |
Плющ. |
Светло, но без солнечных лучей. Подоконник окна, куда не попадают прямые солнечные лучи, или место близ ярко освещенного окна. |
Бегония, диффенбахия, пеперомия, фуксия, хлорофитум. |
Прямое солнце изредка. Подоконник или место в непосредственной близости от восточного или западного окна. |
Бальзамин, кактус, колеус, кислица, пеларгония. |
Солнечное окно. Подоконник южного окна или место в непосредственной близости от него. |
Сенполия, традесканция, хризантема, пеларгония, гибискус. |
Прохладное место зимой. | Фуксия. |
Центральное отопление зимой. | Пеперомия, кактусы, недотрога, пеларгония. |
3.Определение влияния различных комнатных растений на окружающую среду и здоровье человека.
На основании научной информации о влиянии различных комнатных растений на окружающую среду и человека, учащиеся, проанализировав состав комнатных растений класса, составили таблицу.
Группа. | Название растения. |
1. | Плющ, колеус, гибискус. |
2. | Пеларгония. |
3. | Хлорофитум. |
4. | Диффенбахия. |
В классе представлены растения различных групп.
Общие выводы
На основании проделанной исследовательской работы учащиеся пришли к следующим выводам:
- температура воздуха в классной комнате соответствует санитарно-гигиеническим нормам;
- площадь приспособлений для проветривания почти в 3 раза ниже нормы, что иногда является одной из причин повышенной температуры воздуха в классной комнате;
- комнатные растения, растущие в классе, различны по видовому и количественному составу;
- растения класса являются представителями разных континентов;
- в классном помещении есть комнатные растения-представители основных групп по способу влияния на окружающую среду и здоровье человека.
На основании проведенных анализов и полученных выводов учащиеся решили:
- с целью улучшения микроклимата в классном помещении обратиться к администрации школы с просьбой увеличить количество и площадь форточек для повышения качества проветривания;
- внести изменения в видовой состав комнатных растений, разместить больше растений 1, 2 и 3 групп, исключить растения-аллергены.
- создать благоприятные условия для роста и развития растений 1, 2, 3 групп.