Приложение 1 : ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Экспериментальная работа №1
“Определение удельной теплоемкости вещества калориметра”
Оборудование: калориметр, термометр, измерительный цилиндр, сосуд с водой, нагреватель, весы с разновесами
Методические рекомендации
1. Нагреть определенную массу воды (m1) до температуры (t1).
2. Определить массу калориметра (m2)
3. Перелить воду в калориметр, начальная температура которого (t2), температура калориметра равна температуре воздуха в комнате.
4. Измерить температуру воды после теплового равновесия ().
5. С помощью уравнения теплового баланса определить удельную теплоемкость (с2) вещества калориметра:
Q1 = Q2
c1 m 1( – t 1 ) + c2m2 ( – t 2) = 0
c2 m2 ( – t 2 ) = - c1 m1 ( – t 1)
с 2=
c1 – удельная теплоемкость воды известна
Экспериментальная работа № 2
“Определение теплоемкости калориметра”
Оборудование: калориметр, термометр, измерительный цилиндр, сосуд с водой, нагреватель.
Методические рекомендации
- Нагреть определенную массу воды m1 до температуры t1.
- Перелить ее в калориметр с начальной температурой t2 (температура калориметра равна температура воздуха в комнате).
- Измерить температуру воды после теплового равновесия .
- Применяя уравнение теплового баланса, определить теплоемкость калориметра C2
C2 = m2 c2
c1 m1(- t2 ) + C2 (2) = 0
C2( t2) = - c1m1(1 )
C2=
с1- удельная теплоемкость воды известна
Экспериментальная работа № 3
“Определение удельной теплоты растворения соли (Na Cl)”
Оборудование: весы с разновесами, термометр, сосуд с водой, поваренная соль, калориметр.
Методические рекомендации
- Измерить массу соли m.
- Измерить массу воды М (по разности массы калориметра с водой и пустого калориметра).
- Измерить начальную температуру воды t0.
- Смешать соль с водой, температура воды понижается до значения t1, замерить ее.
- Из уравнения теплового баланса
c(m + M) (t0 – t1) = m
Определить удельную теплоту растворения соли:
Где c = 4200 - удельная теплоёмкость воды.
Экспериментальная работа № 4
“Определение скорости вылета снаряда из пружинного пистолета”
Оборудование: пружинный пистолет, измерительная лента, шарики- снаряды к пистолету.
Методические рекомендации
- Скорость v0 вылета снаряда из пружинного пистолета определяют по дальности его полета l в горизонтальном направлении с высоты h.
- Время падения снаряда определяют по формуле:
Не учитывая сопротивления воздуха, скорость в горизонтальном направлении постоянная:
V0=
H =, откуда t =
3. Вычислить начальную скорость по формуле:
V0 = l
l – дальность полёта снаряда
H – высота падения снаряда
t – время падения снаряда
Экспериментальная работа № 5.
“Определение с помощью динамометра массы тела, вес которого больше предела измерения динамометра, но не более чем вдвое”
Оборудование: динамометр, тело, нитки, штатив.
Методические рекомендации
- Подвесить тело за две параллельные нити к штативу.
- Прикрепить к одной нити динамометр и замерить показания.
- В этом случае показания динамометра будут равны
F =
4. Измеряют силу, а затем определяют массу тела по формуле
m =
Экспериментальная работа № 6
“Определение массы тела, вес которого больше предела измерения динамометра”
Оборудование: тело весом больше 4 Н, штатив с муфтой и лапкой, линейка, нить.
Методические рекомендации
- Подвесить тело на нити к штативу.
- С помощью динамометра оттянуть тело в сторону, измерьте показания динамометра:
tg
m =
h
x ____________ F
Экспериментальная работа № 7
“Определение коэффициента трения скольжения дерева по дереву”
Оборудование: доска, деревянный брусок, линейка.
Методические рекомендации
- Положить на доску брусок, которую наклонить до такого угла , при котором брусок начинает равномерно скользить вниз при легком постукивании по доске.
- Из уравнения движения:
Fтр – mg sin = 0
m g cos - m g si n= 0
cos - sin = 0
= tg
tg
h – высота наклонной плоскости
l – длина наклонной плоскости
– угол между наклонной плоскостью и основанием
Экспериментальная работа № 8
“Определение ускорения свободного падения”
Оборудование: неподвижный блок, два груза, весы, набор гирь, секундомер, нить, измерительная лента.
Методические рекомендации
- Перекинуть через неподвижный блок нить, прикрепить к ее концам два груза равной массы М (массу грузов определяем взвешиванием).
- Измерить расстояние от одного груза до поверхности стола h.
- Положить на груз перегрузок массой m.
- С помощью секундомера определить время t,за которое груз с перегрузком достигнет поверхности стола.
- Ускорение грузов определяется по формуле:
a =
6. Учитывая, что а =, получаем формулу для определения ускорения свободного
падения;
, откуда
g =
Экспериментальная работа № 9
“Определение площади стола”
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик с отверстием, катушка ниток, секундомер.
Методические рекомендации
- Изготовить маятник, длина которого равна половине длины стола.
- Прикрепить маятник к штативу, отклонить маятник от вертикали на 300 и отпустить. При этом подсчитать 30 – 40 колебаний за определенное время.
- По формуле периода математического маятника определить его длину:
Т = 2п, где Т =
, откуда l =
a = 2 l – длина стола
t – время
b – ширина стола
N - количество колебаний
4. Аналогично измерить ширину стола.
5. По формуле S = a b определить площадь стола.
Экспериментальная работа № 10
“Определение отношений длин математических маятников”
Оборудование: штатив, два шарика с отверстием, катушка ниток, секундомер.
Методические рекомендации
- Изготовить два маятника разной длины.
- Прикрепить сначала один маятник к штативу, отклонить маятник на угол 300 и замерить время, за которое маятник совершит 30 – 40 колебаний.
- Прикрепить второй маятник другой длины к штативу, отклонить маятник на угол 300 и замерить время, за которое маятник совершит 30 – 40 колебаний.
- По формуле периода:
- По аналогии запишем формулу для второго маятника:
- Откуда: и
, где
Откуда =
Тогда:
Сократив, получим рабочую формулу:
ЗАДАЧИ
- Определите скорость течения (км/ч), если скорость теплохода вниз по реке равна 22 км/ч, а вверх 18 км/ч. (2 км/ч)
- Пассажир поезда, движущегося равномерно со скоростью 54 км/ч, видит в течение 60 с другой поезд длиной 300 м, который движется по соседнему пути в том же направлении с большей скоростью. Найдите скорость (км/ч) второго поезда. (72 км/ч)
- Сколько секунд пассажир, стоящий у окна поезда, идущего со скоростью 54 км/ч, будет видеть проходящий мимо него встречный поезд , скорость которого 36 км/ч, а длина 150 м? (6 с)
- Со станции вышел товарный поезд, идущей со скоростью 20 м/с. Через 10 минут по тому же направлению вышел экспресс, скорость которого 30 м/с. На каком расстоянии (в км) от станции экспресс нагонит товарный поезд? (36 км)
- Спортсмены бегут колонной длиной 20 м с одинаковой скоростью 3 м/с. Навстречу бежит тренер со скоростью 1 м/с. Каждый спортсмен, поравнявшись с тренером, бежит назад с прежней скоростью. Какова будет длина колонны, когда все спортсмены развернутся? (10 м)
- Автомобиль, двигаясь со скоростью 45 км/ч, в течение 10 с прошёл такой же путь, как и автобус, движущийся в том же направлении с постоянной скоростью, за 15 с. Найдите величину их относительной скорости (в км/ч). (15 км/ч)
- Автомобиль проехал первую половину пути со скоростью 60 км/ч. оставшуюся часть пути он половину времени ехал со скоростью 35 км/ч, а последний участок – со скоростью 45 км/ч. найдите среднюю скорость (в км/ч) автомобиля на всём пути. (48 км/ч)
- Велосипедист проехал 3 км со скоростью 12 км/ч, затем повернул и проехал некоторое расстояние в перпендикулярном направлении со скоростью 16 км/ч. чему равен модуль перемещения (в км) тела, если средняя скорость пути за всё время движения равна 14 км/ч? (5 км)
- Первую половину времени тело движется со скоростью 30 м/с под углом 300 к заданному направлению, а вторую половину времени – под углом 1200 к этому же направлению со скоростью 41 м/с. Найдите среднюю скорость (в см/с) перемещения тела вдоль заданного направления. . (250 см/с)
- Эскалатор метро движется со скоростью 0,75 м/с. Найти время, за которое пассажир переместится на 20 метров относительно земли, если он сам идёт в направлении движения эскалатора со скоростью 0, 25 м/с в системе отсчёта, связанной с эскалатором. (20 с)
- Эскалатор метро поднимает неподвижно стоящего на нём пассажира в течение 1 минуты. По неподвижному эскалатору пассажир поднимается за 3 минуты. Сколько времени будет подниматься идущий вверх пассажир по движущемуся эскалатору? (45 с)
- По спускающемуся эскалатору бежит вниз пассажир со скоростью v = 2 м/с относительно эскалатора. Скорость эскалатора равна u = 1 м/с. Количество ступеней эскалатора на спуске N = 90. сколько ступеней N1 пройдёт пассажир, спускаясь по эскалатору? (N1 = 60)
- Легковой автомобиль движется со скоростью 20 м/с за грузовым, скорость которого 16,5 м/с. В момент начала обгона водитель легкового автомобиля увидел встречный междугородный автобус, движущийся со скоростью 25 м/с. При каком наименьшем расстоянии до автобуса можно начинать обгон, если в начале обгона легковая машина была в 15 м от грузовой, а к концу обгона она должна быть впереди грузовой на 20 м? (450 м)
- Мальчик съехал на санках с горы длиной 40 м за 10 с, а затем проехал по горизонтальному участку ещё 20 м до остановки. Найти скорость в конце горы, ускорения на каждом из участков, общее время движения и среднюю скорость на всём пути. Начертить график скорости. (8 м/с; 0,8 м/с2; - 1,6 м/с2; 15 с; 4 м/с;)
- Велосипедист начал своё движение из состояния покоя и в течение первых 4 с двигался с ускорением 1 м/с2; затем в течение 0,1 мин он двигался равномерно и последние 20 м – равнозамедленно до остановки. Найти среднюю скорость за всё время движения. (2,6 м/с)
- Расстояние между двумя станциями поезд прошёл со средней скоростью vср = 72 км/ч за t = 20 мин. Разгон и торможение вместе длились t1 = 4 мин, а остальное время поезд двигался равномерно. Какова была скорость v поезда при равномерном движении? (80 км/ч)
- Камень брошен с высоты h = 28 м над поверхностью земли вертикально вверх с начальной скоростью v0 = 8 м/с. Найти скорость v падения камня на землю. Сопротивлением воздуха пренебречь. (24,8 м/с)
- Камень, подброшенный вертикально вверх с поверхности земли упал на землю через i = 3 с. На каком расстоянии l от точки бросания (по горизонтали) упадёт камень на землю, если его бросить с такой же начальной скоростью, но под углом = 450 к горизонту? Сопротивлением воздуха пренебречь. (l = 22 м)
- Тело брошено с поверхности земли под углом = 300 к горизонту со скоростью v0 = 20 м/с. Пренебрегая сопротивлением воздуха, определите скорость (модуль и направление) и координаты тела через t = 1,5 с после начала движения. (x = 26 м; y = 4 м; v = 18 м/с; tg = - 0,3; = 170)
- Тело начинает двигаться вдоль прямой без начальной скорости с постоянным ускорением. Через 30 минут ускорение тела меняется на противоположное, оставаясь таким же по величине. Через какое время от начала движения тело вернётся в исходную точку? (102 мин)
- Тело бросили вертикально вверх с поверхности земли со скоростью v0 = 30 м/с. Некоторую точку А тело прошло дважды с разницей во времени 2с. Определите высоту, на которой находится точка А. Сопротивлением воздуха пренебречь. (h = 40 м)
- Тело бросили вертикально вверх с поверхности земли со скоростью v0. Когда оно достигло высшей точки траектории, из той же начальной точки с той же начальной скоростью v0 брошено вертикально вверх второе тело. На каком расстоянии от точки бросания тела “встретятся”? Сопротивлением воздуха пренебречь. (h = )
- Дальность полёта тела, брошенного горизонтально с начальной скоростью v0 = 4,9 м/с, равна высоте, с которой его бросили. Чему равна эта высота, и под каким углом к горизонту тело упало на землю? Сопротивлением воздуха пренебречь. (Н = 4,9 м;tg= -2; || = 640)
- Камень, брошенный с поверхности земли под углом к горизонту, упал на землю через t = 4 с. Чему равны высота и дальность полёта камня, если известно, что во время движения его максимальная скорость была вдвое больше минимальной. Сопротивлением воздуха пренебречь. (Нmax = 20м; l = 46 м)
- Камень, брошенный вертикально вверх, дважды был на одной и той же высоте – спустя 0,8 и 1,5 с после начала движения. Чему равна эта высота? g = 10 м/с2 (h = 6 м)
- С какой высоты падает тело без начальной скорости, если путь, пройденный им за последнюю секунду движения, в пять раз больше пути, пройденного за первую секунду? g = 10 м/с2 (h = 45м)
- Тело бросают вертикально вверх. Наблюдатель заметил, что на высоте 75 м тело побывало дважды, с интервалом времени 2 с. Найдите начальную скорость тела. g = 10 м/с2 (v0 = 40 м/с)
- Свободно падающее тело в последние 10 с своего движения проходит ? всего пути. Определите высоту, с которой падало тело без начальной скорости.g = 10 м/с2 (2000 м)
- Когда пассажиру осталось дойти до двери вагона 15 м, поезд тронулся с места и стал разгоняться с ускорением 0,5 м/с2. пассажир побежал со скоростью 4 м/с. Через сколько времени он достигнет двери вагона? (t = 6 с)
- С высоты 3,2 м начинает падать без начальной скорости маленький шарик. Одновременно другой шарик брошен вверх с поверхности земли с начальной скоростью в 1,5 раза меньшей, чем имел бы первый шар при падении на землю. На какой высоте (в см) шары столкнутся? (140 см)
- Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 4 м/с. Когда оно достигло высшей точки траектории, из той же точки, из которой оно было брошено, с той же начальной скоростью вертикально вверх брошено второе тело. На каком расстоянии (в см) от начальной точки тела встретятся? g = 10 м/с2 (60 см)
- Два тела начинают одновременно двигаться по прямой навстречу друг другу с начальными скоростями 10 и 20 м/с и с постоянными ускорениями 2 и 1 м/с2, направленными противоположно соответствующим начальным скоростям. Определите, при каком максимальном начальном расстоянии между телами они встретятся в процессе движения. (225 м)
- Из одной точки одновременно бросают два тела: одно горизонтально со скоростью 6 м/с, другое – вертикально со скоростью 8 м/с. На каком расстоянии друг от друга будут находиться тела через 2 с? (20 м)
- Из точки, расположенной на высоте 15 м, бросают камень со скоростью 20 м/с под углом 300 к горизонту. Через какое время камень упадёт на землю? g = 10 м/с2 (3 с)
- Из точки, расположенной на высоте 30 м над землёй, бросают камень со скоростью 20 м/с под углом 450 к горизонту. На каком расстоянии (по горизонтали) от точки броска упадёт камень? g = 10 м/с2 (60 м)
- Из окна, находящегося на высоте 7,5 м, бросают камень под углом 450 к горизонту. Камень упал на расстоянии 15 м от стены дома. С какой скоростью был брошен камень? g = 10 м/с2 (10 м/с)
- Под каким углом к горизонту нужно направить струю воды, чтобы высота её подъёма была равна дальности? (760)
- Под углом 600 к горизонту брошено тело с начальной скоростью 20 м/с. Через какое время оно будет двигаться под углом 450 к горизонту? (0,75 с; 2,8 с)
- Из шланга, лежащего на земле, бьёт под углом 450 к горизонту вода с начальной скоростью 10 м/с. Площадь сечения отверстия шланга 5 см2. определите массу m струи, находящейся в воздухе. (7,2 кг)
- Камень, брошенный под углом к горизонту, упал на землю через 4 с. Чему равны высота и дальность полёта камня, если известно, что во время движения его максимальная скорость была вдвое меньше минимальной. (20 м; 45 м)
- Игрок посылает мяч с высоты 1,2 м над землёй так, чтобы угол бросания был равен 450. На расстоянии 47 м от места бросания расположена сетка высотой 7,3 м. Какова должна быть минимальная скорость, чтобы мяч перескочил сетку? (23 м/с)
- В лифте, опускающемся с ускорением 3 м/с2, на пружине жесткостью 595 Н/м висит груз. Найдите массу (в г) груза, если удлинение пружины равно 1 см. g = 9,8 м/с2 . (700 г)
- Тело массой 0,5 кг, падая без начальной скорости с высоты 9 м, приобрело вблизи поверхности земли скорость 12 м/с. Найдите среднюю силу сопротивления воздуха. g = 10 м/с2 (1 Н)
- Автомобиль начал двигаться с ускорением 3 м/с2. При скорости 60 км/ч его ускорение стало равным 1 м/с2. Определите, с какой установившейся скоростью (в км/ч) будет двигаться автомобиль, если сила тяги мотора остаётся постоянной, а сила сопротивления пропорциональна скорости. (90 км/ч)
- Два шарика из одного материала падают в воздухе. Отношение радиусов шариков равно 4. Во сколько раз больше скорость установившегося падения крупного шарика? Сила сопротивления пропорциональна площади поперечного сечения шарика и квадрату его скорости. (2)
- Чтобы тело массой 5 кг не соскальзывало с вертикальной стены, его следует придавить к ней с минимальной силой 500 Н, направленной перпендикулярно плоскости стены. Чему равен коэффициент трения тела о стену? (0,1)
- Цепь длиной 1 м лежит на столе так, что её конец свешивается с края стола. При какой длине свешивающейся со стола части цепи вся цепь начнёт скользить по столу, если коэффициент трения цепи о стол равен 1/3? (0,25 м)
- Стержень длиной 0,9 м движется с ускорением под действием приложенной к его концу силы 6 Н. определите силу натяжения стержня на расстоянии 30 см от места приложения силы. (4 Н)
- На гладкой доске лежат два тела массами 2 и 3 кг, соединённые лёгкой нерастяжимой нитью. К первому телу приложили горизонтальную силу 5 Н, ко второму – 10 Н, направленной противоположно первой. Определите силу натяжения нити, соединяющей тела. (7 Н)
- На скользкой дороге коэффициент трения между колёс мотоцикла 0,1. При этом наибольшая скорость, с которой может двигаться мотоцикл, 15 м/с. Сила сопротивления воздуха пропорциональна квадрату скорости, т.е. F = K V2. Определите коэффициент пропорциональности К. Масса мотоциклиста вместе с мотоциклом равна 200 кг. (0,88 Н/м)
- Велосипедист движется со скоростью 54 км/ч по кругу радиусом 45 м. Найти угол наклона велосипедиста к горизонту. (630)
- Автомобиль движется со скоростью 72 км/ч. Какой наименьший радиус поворота автомобиля, если коэффициент трения скольжения колёс о полотно дороги равен 0,5? (80 м)
- Шар массой 4 кг, подвешенный на нерастяжимой и невесомой нити длиной 1 м, совершает колебания в вертикальной плоскости. Найдите силу натяжения нити в тот момент, когда она образует с вертикалью угол 600, а скорость шара равна 1,5 м/с. (29 Н)
- За какое минимальное время спортсмен может пробежать 100 м, начиная движение с нулевой скоростью и ускоряясь только на первом участке пути длиной 20 м, если коэффициент трения между обувью и беговой дорожкой 0,25? g = 10 м/с2. (12 с)
- Человек тянет за собой с постоянной скоростью санки массой 6 кг с помощью верёвки, составляющей с горизонтом угол, тангенс которого 0,75. коэффициент трения между санками и горизонтальной поверхностью 0,3. определите силу натяжения верёвки. g = 9,8 м/с2. (18 Н)
- Какое ускорение приобретут санки массой 6 кг, если потянуть за верёвку с силой 20 Н, направленной под углом 300 к горизонту? Коэффициент трения 0,1. = 1,7 g = 10 м/с2. (2 м/с2)
- Брусок массой 2,8 кг перемещают вверх вдоль вертикальной стены с помощью силы, равной 70 Н и направленной под углом к вертикали. Найдите ускорение бруска, если известно, что sin = 0,6, а коэффициент трения между стеной и бруском 0,4. g = 10 м/с2. (4 м/с2)
- За сколько секунд маленькая шайба соскользнёт с наклонной плоскости высотой 2,5 м и углом наклона к горизонту 600, если по наклонной плоскости из такого же материала с углом наклона 300 она движется вниз равномерно? g = 10 м/с2. (1 с)
- Телу толчком сообщили скорость, направленную вверх вдоль наклонной плоскости. Найдите величину ускорения тела, если высота наклонной плоскости 4 м, её длина 5 м, а коэффициент трения 0,5? g = 10 м/с2. (11 м/с2)
- Телу толчком сообщили скорость, направленную вверх вдоль наклонной плоскости. Высота наклонной плоскости 4 м, её длина 5 м, коэффициент трения 0,6. во сколько раз величина ускорения при движении тела вверх больше, чем при движении вниз? (9)
- Вверх по наклонной плоскости с углом наклона к горизонту 450 пущена шайба со скоростью 12 м/с. Через некоторое время она останавливается и соскальзывает вниз. С какой скоростью она вернётся в исходную точку? Коэффициент трения шайбы о плоскость 0,8. (4 м/с)
- На гладком столе лежат два бруска с массами m1= 400 и m2=600 г. К одному из них приложена горизонтальная сила F = 2H. Определите силу Т натяжения нити, если сила приложена: а) к первому бруску; б) ко второму бруску. (1,2 Н; 0,8 Н)
- Воздушный шар массы М опускается с постоянной скоростью. Какой массы m балласт нужно выбросить, чтобы шар поднимался с той же скоростью? Подъёмная сила воздушного шара Q известна. (2(М - ) )
- К потолку движущегося лифта на нити подвешена гиря массы 1 кг. К этой гири привязана другая нить, на которой подвешена гиря массы 2 кг. Найти силу натяжения Т верхней нити, если сила натяжения нити между гирями Т0=9,8 Н. (14,7 Н)
- На столе лежит деревянный брусок массой 2 кг, к которому привязана нить, перекинутая через блок. К другому концу нити подвешен груз массой 0,85 кг. Коэффициент трения бруска о стол 0,4. Определите силу упругости нити. (8,17 Н)
- Определите коэффициент трения при движении стального бруска по деревянному столу, если он движется под действием груза массой 150 г, связанного с ним нитью, перекинутой через блок. Масса бруска 300 г, ускорение при движении тел равно 1 м/с2. (0,34)
- На горизонтальном столе лежит тело массой 500 г, которое приводится в движение грузом массой 300 г, подвешенным на одном конце нити, перекинутой через блок. Второй конец нити привязан к телу, лежащему на столе. Коэффициент трения при движении тела равен 0,2. С каким ускорением будет двигаться брусок? (2,45 м/с2)
- Через неподвижный блок перекинута нить, к концам которой подвешены грузы массой по 0,25 кг каждый. На один из грузов положили гирьку массой 10 г. На каком расстоянии друг от друга окажутся грузы через 2 с, если в начале движения они находились на одной высоте? (0,8 м)
- Ледяная гора составляет с горизонтом угол 300, по ней снизу вверх пускают камень, который в течение 2 с проходит расстояние 16 м, после чего соскальзывает вниз. Сколько времени длится соскальзывание камня вниз? (4 с)
- Ледяная гора составляет с горизонталью угол 100, по ней снизу вверх толкнули санки, которые, поднявшись на некоторую высоту, затем соскальзывают вниз по тому же пути. Вычислите коэффициент трения, если время спуска санок в два раза больше времени подъёма. (0,05)
- Цепь длиной 1 м лежит на столе так, что её конец свешивается с края стола. При какой длине свешивающейся со стола части цепи вся цепь начнёт скользить по столу, если коэффициент трения цепи о стол равен 1/3? (0,25 м)
- Небольшой шарик массой 250 г, прикреплённый к концу нити, равномерно вращают в вертикальной плоскости. На сколько сила натяжении нити в нижней точке траектории больше, чем в верхней? g = 10 м/с2. (5)
- Математический маятник массой 1 кг и длиной 20 см совершает колебания в вертикальной плоскости. В момент, когда нить маятника образует угол 600 с вертикалью, скорость груза маятника равна 1 м/с. Какова в этот момент сила натяжения нити? g = 10 м/с2. (10 Н)
- Тонкую цепочку длиной 1 м и массой 200г замкнули в круглое кольцо, положили на гладкую горизонтальную поверхность и раскрутили вокруг вертикальной оси так, что скорость каждого элемента цепочки равна 5 м/с. Найдите натяжение цепочки. (5 Н)
- Резиновый шнур длиной 0,8 м и массой 300 г имеет форму круглого кольца. Его положили на гладкую горизонтальную поверхность и раскрутили вокруг вертикальной оси так, что скорость каждого элемента кольца равна 3 м/с. Найдите удлинение (в см) шнура, если его жёсткость 30 Н/м. (10 см)
- Во сколько раз период обращения спутника, движущегося на расстоянии 21600 км от поверхности Земли, больше периода обращения спутника, движущегося на расстоянии 600 км от её поверхности? Радиус Земли 6400 км. (8)
- Снаряд массой 20 кг, летящий горизонтально со скоростью 500 м/с, попадает в платформу с песком массой 10 т и застревает в песке. С какой скоростью стала двигаться платформа? (1 м/с)
- С неподвижной лодки, масса которой вместе с человеком 255 кг, бросают на берег весло массой 5 кг с горизонтальной скоростью относительно Земли 10 м/с. Какую скорость приобретает лодка? (0,2 м/с)
- Охотник стреляет из ружья с движущейся лодки по направлению её движения. Какую скорость имела лодка, если она остановилась после трёх, быстро следующих друг за другом выстрелов? Масса охотника с лодкой 100 кг, масса заряда 20 г, средняя скорость дроби и пороховых газов 500 м/с. (0,3 м/с)
- Стоящий на льду человек массой 60 кг ловит мяч массой 0,5 кг, который летит горизонтально со скоростью 20 м/с. На какое расстояние откатится человек с мячом по горизонтальной поверхности льда, если коэффициент трения 0,05? (2,8 см)
- Граната, летевшая в горизонтальном направлении со скоростью 10 м/с, разорвалась на 2 части массами 1 и 1,5 кг. Скорость большего осколка осталась после взрыва горизонтальной и возросла до 25 м/с. Определите величину и направление скорости меньшего осколка. (- 12,5 м/с)
- Ракета, масса которой без заряда 400 г, при сгорании топлива 50 г. Определить скорость выхода газов из ракеты, считая, что сгорание топлива происходит мгновенно. (400 м/с)
- Человек, стоящий на коньках на гладком льду реки, бросает камень массы 0, 5 кг. Спустя время 2 с камень достигает берега, пройдя расстояние 20 м. с какой скоростью начинает скользить конькобежец, если его масса 60 кг? Трением пренебречь. (0.083 м/с)
- Тело массой 990 г лежит на горизонтальной поверхности. В него попадает пуля массой 10 г и застревает в нём. Скорость пули 700 м/с и направлена горизонтально. Какой путь пройдёт тело до остановки? Коэффициент трения между телом и поверхностью 0,05. (50м)
- Человек массой 60 кг переходит с носа на корму лодки. На какое расстояние переместится лодка длиной 3 м, если её масса 120 кг? (-1 м)
- Тележка, масса которой 120 кг, движется по рельсам без трения со скоростью 6 м/с. С тележки соскакивает человек массой 80 кг под углом 300 к направлению её движения в горизонтальной плоскости. Скорость тележки уменьшается при этом до 5 м/с. Какой была скорость человека во время прыжка относительно земли? (8,6 м/с)
- Лодка неподвижно стоит в озере. На корме и на носу лодки на расстоянии 5 м друг от друга сидят рыболовы. Масса лодки 150 кг, массы рыболовов 90 кг и 60 кг. Рыболовы меняются местами. На сколько переместится при этом лодка? Сопротивлением воды пренебречь. (0,5 м)
- Шарик массой 10 г падает с высоты 2 м и упруго отражается от установленного на неподвижной тележке щита, плоскость которого наклонена к горизонту под углом 450. Найдите скорость тележки после отражения шарика. Трением качения можно пренебречь. Масса тележки со щитом 90 г. (2/3 м/с)
- Конькобежец массой 60 кг бросает в горизонтальном направлении камень массой 2 кг со скоростью 15 м/с. На какое расстояние откатится при этом конькобежец, если известно, что коэффициент трения полозьев о лёд равен 0,02? (0,625 м)
- Шар массой 4 кг, имевший скорость 5 м/с, сталкивается с покоящимся шаром такой же массы. Считая удар абсолютно неупругим, найдите выделившееся количество теплоты. (25 Дж)
- Человек, стоящий на неподвижном плоту, тронулся с места и пошёл относительно плота со скоростью 5 м/с. Масса человека равна 100 кг, масса плота – 5 т. С какой скоростью начал двигаться плот по воде? (0,098 м/с)
- Найти количество теплоты, выделившееся при лобовом абсолютно неупругом ударе свинцового шара массой 1 кг об очень тяжёлую стенку, движущуюся со скоростью 5 см/с. Шар до удара двигался не вращаясь перпендикулярно к стене навстречу ей со скоростью 10 см/с. (3,75 мДж)
- Во сколько раз изменится полная механическая энергия колеблющегося маятника при уменьшении его длины в три раза и увеличении амплитуды колебаний в 2 раза? (12)
- Висящий на пружине груз массой 0,10 кг совершает вертикальные колебания. Определить период гармонических колебаний груза, если для упругого удлинения пружины на 1 см требуется сила 0,1 Н. (0,628 с)
- Алюминиевый шар, подвешенный к пружине, совершает колебания с периодом 4 с. Каков период колебаний медного шара того же радиуса, подвешенного на этой пружине? (7,3 с)
- Один из двух математических маятников совершил 10 колебаний, другой за то же время – 6 колебаний. Разность длин маятников составляет 16 см. определите длины маятников и периоды их колебаний. (0,09 м; 0,25 м; 0,6 с; 1 с)
- Два математических маятника имеют периоды колебаний Т1 и Т2. Какой период колебаний будет у математического маятника, длина которого равна сумме длин указанных маятников? ()
- Груз, подвешенный на длинном резиновом жгуте, совершил колебания с периодом Т. Во сколько раз изменится период колебаний, если отрезать ? длины жгута и подвесить на оставшуюся часть тот же груз? (0,5)
- Найти период и частоту колебаний математического маятника, длина нити которого равна 0,634м. (1,72 с; 0,582 Гц)
- Пружина под действием прикреплённого к ней груза массой 5 кг совершает 45 колебаний в минуту. Найти коэффициент жесткости пружины. (1,08 кН/м)
- Ускорение свободного падения на поверхности Луны 1,6 м/с2. Какой длины должен быть математический маятник, чтобы его период колебания на Луне был равен 1 с? (4 см)
- Груз висит на пружине и колеблется с периодом 0,5 с. На сколько укоротится пружина, если снять с неё груз? (1,3 см)
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Л.К. Белопухов, Л.А. Володина и др. Задачи по физике для учащихся подшефных школ и лицеев, слушателей подготовительных курсов и региональных подготовительных отделений. Москва. 2002.
- Л.А. Кирик. Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 9 класс. Механика. “Илекса” “Гимназия”. Москва – Харьков. 1998.
- С.М. Козела. Всероссийские олимпиады по физике. ЦентрКом. Москва. 1997.
- А.П. Рымкевич. Задачник по физике. Дрофа. Москва. 2004.
- И.Ш. Слободецкий, В.А. Орлов. Всесоюзные олимпиады по физике. Пособие для учащихся 8-10 классов средней школы. Москва. Просвещение. 1982.
- Г.Н. Степанова. Сборник задач по физике для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение. 1995.
- О.С. Хакимова, Е.М. Пестряев, Л.К. Маненкова. Физика, задачи, билеты, решения. Уфа. 1999.