Цель: ознакомить учащихся с разнообразными блюдами русской кулинарии, формировать устойчивый интерес к народным традициям, истории и культуре своего народа, научить приготовлению некоторых блюд русской кухни, воспитывать бережное отношение к продуктам питания, привить навыки работы в коллективе.
Ход урока:
Ведущий: Известный французский исследователь, автор книги “Философия вкуса” Брилья-Саварен однажды заметил, что “судьба наций зависит от того, как они питаются”. Возможно, этот афоризм и страдает некоторым преувеличением роли пищи, но одно бесспорно – питание всегда было, есть и будет важнейшей стороной бытия человека. Не случайно еще древние греки десятой музой, без которой они не мыслили своего существования, выбрали богиню, покровительствующую искусству приготовления пищи, - Кулину.
В том, что и как мы едим, ярко проявляются характерные черты бытового уклада жизни многих поколений наших предков. Еда и все, что с ней связано, - неотъемлемая часть материальной культуры любого народа. Русский народ также вписал в мировую кулинарную книгу сотни рецептов прекрасных кушаний, оставил нам в наследство замечательные традиции стола, в основе которых лежит бережное, уважительное отношение к продуктам питания. Мы можем по праву гордиться этой стороной своей культуры
Говорят ли что-нибудь многим из нас такие слова, как ботвинья, сбитень, кулага, тельное? Скорее всего, нет. Где-то что-то слышали, встречали упоминание в художественной литературе, вот, пожалуй, и все. А ведь это лишь некоторые из многих кушаний, в прошлом прочно занимавших место на русском столе. Сегодня они забыты нашими хозяйками, как, впрочем, и сотни других. А жаль.
Проходят годы, десятилетия, века, унося с собой многое. Меняются продукты питания, совершенствуется кухонная техника. А в бездонных кладовых русской национальной кухни хранятся настоящие сокровища, и отказаться от них было бы огромной ошибкой. Многие, очень многие кушанья прошлого могут стать украшением нашего стола, сделать современное меню более разнообразным и здоровым.
Итак, мы начинаем наш урок – соревнование “Блюда русской кухни”.
Для наблюдения и оценивания соревнования предлагаю выбрать жюри. Конкурсы оцениваются по 5-и бальной системе.
1 конкурс. Приветствие.
Капитаны представляют свои команды . Жюри учитывает название команды, девиз, эмблемы, оформление приветствий.
2 конкурс. Практическая работа.
Обеим командам было дано задание – приготовить русские блюда по выбору.
8 “А” - блины, 8”Б” - кашу. Для выполнения практического задания провожаем юных кулинаров на кухню. Время у них – 25 – 30 минут. По окончании работы они представят членам жюри свои блюда и расскажут об их приготовлении.
3 конкурс. Разминка.
Каждой команде будут заданы по 3 вопроса. Жюри при выставлении баллов учитывает правильный ответ, полноту и четкость формулирования ответа, дополнительные сведения по данному вопросу.
Вопросы 1 команде:
1.Как раньше в русской кухне называли жидкие блюда? (Хлебово, варево, похлебка, уха, калья. Слово суп вошло в русский лексикон в эпоху Петра 1)
2. Что входит в состав Гурьевской каши? (Каша названа в честь министра финансов Д. Гурьева.. Изобрел ее его повар – Захар Кузьмин. Состав: манная крупа, молоко, орехи ил цукаты, сахар, соль, масло, яйца, ванилин)
3. Что такое “кислые щи”? (кислые щи – это очень острый и сильно газированный напиток типа кваса.)
4.Перечислите русские национальные напитки. (Рассолы, морсы, квасы, меды, лесные чаи, сбитни).
5.При каком русском правителе в Росси попытались распространить картофель? (Еще Петр 1 прислал в Россию первую партию картофеля с наказом разослать по всем губерниям для выращивания, но в то время картофель не прижился на Руссой земле. Даже в начале 19 века картофель был еще мало известен кулинарам России)
Вопросы 2 команде:
1.Какие вы знаете названия русских холодных супов?( Окрошка, борщ холодный, щи зеленые, ботвинья, холодник, свекольник)
2.Что такое “расстегаи”? (Расстегаи – это пирожки с различными начинками, у которых сверху имеется специальное отверстие – от слова “расстегивать”)
3. Из какого мяса готовят котлеты Пожарские? ( Названия котлет произошло от фамилии трактирщика, у которого однажды остановился император Александр 1. Вместо котлет из телятины он сделал их из куриного мяса, придав им схожесть с телячьими, чем угодил царю)
4. В каком веке в России появился чай? (Чай появился в России в 17 веке, во времена правления государя Михаила Федоровича)
5.Какому овощу в древней Руси (до картофеля) дали название “второй хлеб”? (Этот овощ – репа или брюква).
4 конкурс. Домашнее задание: рассказ о традиционном русском блюде.
1 команда – о блинах,
2 команда - о кашах.
5 конкурс. Вопросы команд друг другу.
При выставлении оценок жюри учитывает правильность формулирования вопроса, его актуальность, полноту ответа, добавление исторических сведений.
6 конкурс. Домашнее задание: рассказ о традиционных русских напитках.
1 команда - о квасе,
2 команда - о сбитне.
7 конкурс. Конкурс капитанов команд.
Вопрос для капитанов команд:
- Перечислите названия русских пирогов с начинками.
Конкурс проводится в письменном виде.
Жюри выставляет за каждый правильный ответ по 1 баллу.
Подведение итогов конкурса – практического задания.
В течение всей игры жюри регулярно подводит итоги конкурсов (объявляет результаты за конкурс и общий итог игры).