Урок информатики "Редактирование базы данных", 8-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 8


Цели:

Образовательная

  • дать представление о редактировании данных в ячейке, редактировании таблицы с помощью Конструктора;
  • сформировать навыки создания таблиц;
  • формировать умение редактирования таблиц (добавлять новые записи; удалять записи, ставшие ненужными; изменять содержимое полей; изменять структуру таблицы (удалять или добавлять поля), сортировать строки по какому-то принципу).

Развивающая

  • развивать мышление (формировать умения выделять существенные признаки и свойства; устанавливать единые, общие признаки и свойства целого; классифицировать факты, делать обобщающие выводы);
  • развивать познавательные умения (формировать умения выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты; развитие умений частично-поисковой деятельности);
  • развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; развитие умения владеть собой – выдержка, самообладание; развитие умений действовать самостоятельно);
  • развивать психические процессы (память, внимание).

Воспитательная

  • воспитывать терпение, усидчивость, уважительное отношение к одноклассникам, умение выслушать до конца мнение другого человека;
  • воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • персональные компьютеры для выполнения практического задания.
  • Раздаточный материал: практическое задание по редактированию базы данных.

План урока

Этап Содержание этапа Хронометраж
1 Организационный момент Проверка готовности к уроку 2 мин.
2 Проверка домашнего задания Фронтальный опрос 5 мин.
3 Объяснение нового материала Перед учащимися ставится проблемная ситуация, которая разрешается в ходе объяснения 17 мин.
4 Домашнее задание Учащиеся записывают домашнее задание в дневники 1 мин.
5 Физкультминутка Валеологический аспект урока 2 мин.
6 Практическая работа по редактированию базы данных Access Формирование умений по редактированию таблицы и данных в ней 15 мин.
7 Рефлексия Подведение итогов урока 3 мин.

Ход урока

Урок сопровождается презентацией

Проект урока

Теоретическое обоснование

Организационный момент

Отмечаю отсутствующих и проверяю готовность к уроку

На этом этапе важно проверить готовность к уроку для дальнейшей плодотворной работы.

Проверка домашнего задания

- В настоящей жизни, как вы знаете, нас окружают объекты реального мира и информация о них. Для структурирования этой информации существуют базы данных. Скажите, пожалуйста, определение этого понятия. (БД – организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ПК и постоянного применения).

- Какие модели баз данных вы знаете? (реляционная, сетевая, иерархическая)

- На предыдущем уроке мы с вами рассмотрели несколько важных понятий, связанных с изучением программы MS Access. Какое отношение она имеет к БД? (это система управления базами данных)

- Исходя из каких признаков, свойств, определений можно судить, что данная программа – СУБД? (программное обеспечение, предназначенное для работы с базами данных)

- С какими моделями MS Access работает? (с реляционными)

- Докажите. (Реляционная или табличная БД содержит строки и столбцы, а при создании БД с помощью MS Access мы вносим данные именно в таблицу).

- Легко ли создать БД? Необходима ли для этого какая-либо подготовка? (существует 6 этапов разработки БД: постановка проблемы, анализ объекта, синтез модели, способы представления информации, синтез компьютерной модели объекта и технология его создания, создание экранных форм, работа с созданной БД).

- Какие из этих этапов мы рассмотрели, что вы уже умеете, а что предстоит изучить? (умеем поставить цели, проанализировать объект, рассмотреть “+” и “-” моделей БД для выбора наиболее лучшего представления информации, можем открыть программу MS Access, создать таблицу и внести данные об объектах).

- Пройдем все эти этапы по очереди (на слайдах этапы открытия MS Access, создания исходной таблицы, внесения данных. Каковы ваши действия? (учащиеся отвечают что они делают на каждом этапе).

На экране слайд с базой данных “Видеотека”

- Дайте, пожалуйста, характеристику, данной БД. (это реляционная БД, состоит из полей (столбцов) и записей (строк). Вся информация о каждом объекте содержится в записи. Имена полей – характеристики объектов, в данном случае фильмов. Имя не может содержать больше 64 символов и знаки “.”, “!”, “[ ]”. Типы полей заданы соответственно информации в ней содержащейся: числовой, текстовый).

- Как вы думаете, какие цели были у создателя данной БД? (показать название фильма, жанр).

- Рассмотрите, пожалуйста, таблицу (раздаю их)?

- Если мы изменим цели и захотим дать более подробную характеристику объектов, что произойдет с таблицей? (таблица изменится, необходимо добавить поля, записи, изменить данные, т.е. отредактировать таблицу базы данных).

 

Фронтальный вопрос активизирует учащихся, развивает внимательность, сообразительность.

 

 

Большое внимание уделяется теоретическому материалу для следования одному из принципов РО Эльконина-Давыдова.

 

Также на этом этапе идет активизация опорных знаний, повторение ранее изученного материала.

 

 

 

Прослеживается цепочка уроков по изучению данной программы. Учащиеся оценивают что знают и что им предстоит узнать.

Цель этого упражнения – развитие коммуникативных способностей учащихся, их умения правильно с использованием соответствующей терминологии выражать свои мысли, догадки, предположения.

 

 

 

 

Проверка понимания теоретического материала и применение его на практике.

Объяснение нового материала

- Записываем тему урока “Редактирование таблицы базы данных” и число. Кстати, какой это тип данных? (дата и время)

- Итак, редактирование БД. Где вы раньше сталкивались с понятием “редактирования”. Какие действия пользователя включает в себя это понятие? (при изменении текстового документа и графического файла, мы вырезали, копировали и вставляли фрагменты текста или изображения).

- Представим все вышесказанное в виде схемы (см.Слайд 9):

- Вы прекрасно умеете выполнять действия по изменению данных. Новые записи дополняются автоматически в БД. Удаление столбца происходит при выделении его, нажатии ПКМ и выборе команды “Удалить столбец”, вставка столбца - аналогично, но команда “Вставить столбец”. ВНИМАНИЕ, добавление столбца слева от выделенного. Удаление записей: выделение строки – ПКМ – удалить запись.

 

 

Проблемный вопрос, требующий быстрого вопроизведения давно пройденного материала, установления взаимосвязи с изучаемым на этом уроке.

 

Использование мультимедийной презентации позволяет воздействовать на все виды памяти: аудиальную, визуальную, кинестетическую, а также их развивать.

Домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник: §28 (повторить), §29 (выучить), не забыть про записи в тетрадях.

 

Физкультминутка (слайд)

- Прежде чем заняться выполнением практических заданий, прошу физорга класса выйти и провести физкультминутку (учащиеся под музыку выполняют движения для спины, глаз).

Физкультминутки являются важным валеологическим аспектом любого урока. Необходимо уделять больше внимания упражнениям для глаз и спины.

Практическая работа по редактированию базы данных

- Сегодня мы с вами узнали, что редактировать можно не только сами данные, но и таблицу, созданную с помощью Конструктора. Теперь вам предстоит попробовать применить полученные знания на практике.

- В папке Мои документы каждого компьютера находится БД “Видеотека”, которую вы и будете редактировать. Вам предстоит не только исправить допущенные орфографические, логические ошибки, но и дополнить таблицу новыми данными.

- Какие типы данных вы будете использовать (числовой, текстовый, дата и время)

- Запомните, в раздаточном материале ошибок нет!

(учащиеся выполняют практическую работу)

В процессе работы учитель помогает ученикам в выполнении заданий, направляет их.

Практическая работа позволяет применить полученные знания на практике; продемонстрировать уровень усвоения материала; потренироваться в наборе данных в таблицу, его редактировании, а также в редактировании самой таблицы. И, что самое главное, развивает логическое мышление учащихся, умение сравнивать, анализировать.

Рефлексия

(Ребята после выполнения практической работы садятся за парты)

- Чтобы подвести итог урока прошу вас ответить на следующие вопросы со слайда (вопросы появляются по одному):

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Какие умения вы приобрели после выполнения практических заданий?
  • Что Вам удалось, не удалось на уроке?
  • Оцените свою работу на уроке?
  • Понравился ли вам урок?
  • Благодарю учеников за урок.
Один из важных моментов урока – это подведение итогов. На этом этапе выявляются успехи и неудачи ребят при выполнении заданий, понимании нового материала. Учитель “строит” следующий урок, учитывая полученную информацию.