Урок истоковедения на тему "Праздники Рождества Христова"

Разделы: Начальная школа


Цель: показать истоковские технологии для ознакомления с традициями празднования Рождества Христова.

I. Организационный момент.

1) Звон колокольчика.

- Добрый день, дорогие друзья! Звонко, но сегодня почему-то волнительно для меня прозвучал колокольчик.

А ведь Колокол – древний символ, символ призыва, символ начала. Вот и сейчас этот звон призывает нас к началу совместной работы.

Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало большой реки – родник. Начало дерева – корни. Начало человека – его Истоки.

Не может быть чистой воды в реке без родников, не растет дерево без корней, не живет человек без Истоков.

Истоки соединяют живительную силу всего лучшего, что накоплено многими поколениями нашего народа. Именно поэтому в учебный план нашей школы был введен социокультурный компонент “Истоковедение”.

Тему нашего занятия попробуем определить сами.

II. Мнемотехника (эйдетика - один из способов развития образной памяти)

1) Сейчас я назову Вам группу слов, которую Вы должны будете услышать, представить, почувствовать и запомнить. (Музыка)

ЗИМА, ЗВЕЗДА, СНЕГ, ЯСЛИ, МОРОЗ, ВОЛХВЫ, ЕЛКА, МЛАДЕНЕЦ, АНГЕЛ, ПРАЗДНИК.

2) Теперь запишите эти слова.

- Кто записал 10 слов (прочтите), кто 9…

3) А сейчас посмотрите на экран и проверьте. У кого из Вас добавились слова, какие?

4) Какой же образ все они объединяют? (Праздник Рожества Христова).

5) Объедините слова в одну тему. Как Вы думаете, чему посвящена наша встреча? (Рождеству, Новому году?)

Вот Вы и сформулировали тему нашего занятия.

- Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит светлый праздник Рождества.

III. Работа в парах.

1) Фрагменты иконы на экране, слова.

Внимание на экран.

Перед Вами фрагменты иконы Андрея Рублева “Рождество Христово”.

Для удобства на каждом столе лежат соответствующие фрагменты.

1) Нам предстоит найти слово и фрагмент иконы, который ему соответствует - пауза
2) Обсудите свой выбор в парах - пауза

Проверяем результат:

На каких фрагментах изображены ангелы... Как Вы догадались?

Богородица … № 2

Младенец - № 3

Волхвы - № 4, по каким признакам определялся Ваш выбор? (восточные одежды, мудрецы, ученые люди, которые наблюдали за небесными светилами)

Пастухи - № 5

<Рисунок1>

Перед Вами фрагмент иконы Андрея Рублева “Рождество Христово”. Ее Вы можете увидеть в Государственной Третьяковской галерее. Рассматривая, древнерусскую икону, мы можем получить сведения о событиях священной истории. Эта икона рассказывает о Рождестве Христовом. В центре иконы мы видим - ……Пресвятую Богородицу.

Черный фрагмент – это … вертеп, пещера, где в яслях, кормушке для скота, лежит Младенец Христос и его своим дыханием согревают вол и осел.

В левом верхнем углу мы видим волхвов – наблюдающих за небесными светилами. Именно они увидели на небе необычную звезду, которая привела их в Вифлеемскую пещеру.

А это …Ангелы слева прославляют рождение Бога – младенца. Ангелы справа, сказали пастухам, что родился Христос и они идут поклониться младенцу и его Пречистой матери.

IV. Практическая работа.

- Конечно, праздник Рождества не представить без фигурки ангела. Из библейских источников известно, что благую весть принесли именно ангелы.

Издревна существовала традиция дарения подарков, сделанных своими руками. И сегодня я предлагаю Вам сделать такую фигурку самим, своими руками. Вместе с нами могут работать все желающие.

Перед Вами лежат в конвертах. Достаньте содержимое на стол. Назовите геометрические фигуры, которые Вы увидели (круги, полукруг, треугольники, квадрат).

Выполняя практическую часть, нам придется работать с ножницами и степлером. Напомним друг другу о правилах безопасности. Будем внимательны и аккуратны ведь у нас в руках колющие и режущие инструменты. Теперь за работу!

1. Возьмем в руки полукруг и превратим его в конус. Посмотрите, как это сделаю я. Закрепим конус снизу степлером. – У всех получилось?

2. А теперь возьмите самый большой круг и сложите его пополам, наденем получившуюся деталь деталь на верхнюю часть конуса, закрепляем.

3. Далее берем треугольник, складываем его пополам по высоте. Получилась деталь похожая на рукав. Крепим рукав к воротничку, линия сгиба к конусу. Кому требуется помощь?

4. Сделайте то же самое со вторым треугольником.

5. У нас есть два одинаковых круга. Возьмем один, без специальной разметки, закрепим его в центре.

6. Теперь берем полуовал, вырезаем из него прямоугольник, он нам больше не понадобится. Оставшуюся часть надрезаем, таким образом (показ). Получилась замечательная прическа. Легким движением реки можно сделать завивку. Кому помочь?

Крепим волосы на верхнюю часть круга.

7. Оставшийся круг с разметкой складываем пополам и вырезаем внутри полукруг меньшего диаметра, разворачиваем, получаем деталь, похожую на нимб.

Прикрепляем его к нашей фигурке. Замечательно!

8. Чего же не хватает нашему ангелу? Какой детали?(крыльев). Верно!

9. Возьмите квадрат, сложите его пополам. В детстве все рисовали сердечки. Начиная от линии сгиба, вырезаем половинку сердца.

Нижнюю часть отсекаем наискосок, разворачиваем – и получаем крылья.

Прикрепляем их к воротнику.

Посмотрите, как с помощью таких фигурок можно оригинально украсить рождественскую елку, которая может быть не всегда традиционной.

Близок праздник Рождества, -
В душах свет и благость.
Елка – символ торжества,
Людям всем на радость!

А почему же именно елка стала символом Рождества?.... ответы, предположения.

Очень хорошо! Хотите услышать древнюю легенду?

У самого входа в пещеру, где лежал Божественный Младенец, стояли три дерева: стройная пальма, пахучая маслина и простая зеленая елка. Восторженный шелест их ветвей и листьев становился все сильнее и сильнее и перешел наконец в слова.

“Пойдем, - сказала Пальма Маслине, - поклонимся Младенцу Иисусу и поднесем Ему свои дары”.

“Возьмите и меня с собой”, - тихо и смиренно прошептала Елка.

С негодованием посмотрели оба самонадеянных дерева на скромную сестру и ответили: “Зачем? Что можешь ты подарить Божественному Младенцу? У тебя только и есть острые колючки”. Бедная елка склонила смущенно свою вершину к земле, не осмелилась взглянуть на прекрасного младенца.

Пальма взяла самый красивый лист со своей вершины и положила к яслям. Маслина выпустила из своих веток благовонное масло, которое наполнило всю пещеру благоуханием. А бедная Елка печально смотрела на все.

Только один Ангел подошел к ней и сказал: “Так как ты в твоем смирении уничижаешь себя, то Бог возвысит тебя и украсит великолепием более, чем твои сестры”. Ангел передал небу волю Божию и вот тысячи разноцветных звездочек сошли на землю и опустились на зеленые ветки Елки.

Когда проснулся Младенец, Он не обратил внимания ни на роскошную пальмовую ветвь, ни на благоухание, Его глаза остановились на прекрасной сияющей огнями Елке.

С тех пор Елка доставляет детям беспредельную радость, а взрослым, у которых еще не совсем окаменело сердце, напоминает о золотых днях их детства.

V. Итог

Традиция празднования Рождества Христова, родилась давно и живет до сегодняшнего дня. Чтобы не прерывалась связь времен, необходимо передать эту традицию своим детям, внукам.

Душа каждого из нас может стать пещерой таинства, а сердце яслями, в которых родился Младенец Христос.

Рождество Христово – удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда… И это чудо происходит!

Наша встреча подошла к концу. Но мне хотелось бы спросить у Вас

- Что нового для себя Вы сегодня узнали?

- Чему научились?

- Что почувствовали?

Звенит колокол.
Серебристый колокольчик Рождества
Он звенит, звенит до самого утра.
Слышен звон его повсюду, далеко,
Это значит снова радость – Рождество.