Тема: Виктор Наумович Хмельницкий «Сказки-миниатюры».
Цель:
Анализ сказок «Соловей и бабочка» и «Снег и скрипка».
Задачи:
1. Продолжить знакомство со сказкой-миниатюрой как одним из видов литературного жанра.
2. Обучать вдумчивому и выразительному прочтению произведения.
3. Учить размышлять над прочитанным, подмечать настроение автора.
4. Выявить идейно-художественный смысл произведения, показать, как автор учит нас видеть красоту в природе.
5. Воспитывать в детях чуткость и доброту.
Оборудование:
Стенд «Самое обыкновенное чудо», книжка-раскладушка со сказками детей, звуковая запись трели соловья, карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы, рисунки, иллюстрации, костюмы соловья и бабочки.
Ход урока.
I Оргмомент.
Пожелание успеха в совместной работе на уроке.
II Речевая разминка.
1. Чтение гласных. ( Протяжно, а затем отрывисто.)
а – о – у – ы – и
2. Чтение слогов, шёпотом, с вопросительной и побудительной интонацией
ра – ро –ру – ры – ри
ас – ос – ус – ис .
гра – гро – гру – гры – гри
ист – имт – игр – ест
3. Чтение стихотворения про себя, с логическим ударением, с удивлением, с восхищением. Индивидуальное и хоровое чтение
Чудо! Чудо! Чудеса!
Голубые небеса,
Чудо-речка, .
Чудо-сон –
Чудеса во всём!
III Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
- Назовите ключевое слово в стихотворении. (Чудо)
- Прочитайте (с доски) название учебного раздела. («Самое обыкновенное чудо»).
- Предположите, о чём мы будем читать? (О чудесах, которые обычно бывают в сказках)
- Прочитайте тему сегодняшнего урока. (Сказки-миниатюры В.Хмельницкого «Соловей
и бабочка», «Снег и скрипка»).
- Назовите учебную задачу. (Читать, анализировать, упражняться в правильном и выразительном чтении и т.д.).
- В конце урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какое чудо помог нам увидеть
автор?».
- Надеюсь, что сегодня вы будете
Читатели | внимательные думающие Исследователи |
IV Проверка домашнего задания.
В.Хмельницкий «Дождь в лесу»
1.Выразительное чтение сказки.
2. При помощи акварельных красок передать настроение героев в первой и во второй части сказки.
Дождь в лесу.
Все мокли под дождём. У сиреневой бабочки промокли крылья, зелёный кузнечик озяб и позеленел ещё больше, а волк стал гораздо громче стучать зубами.
И только кроту всё было нипочём: он предусмотрительно выкопал себе глубокую нору и теперь наслаждался уютом, прислушиваясь к стуку капель по крыше.
Вдруг в лесу появились лягушки!
Они прыгали из одной лужи в другую и радостно квакали.
- Как хорошо – ах! – квакали лягушки. – Как прекрасно – ох! Как интересно – ух! Как здорово – бух!
Лягушачье веселье оказалось так заразительно, что вскоре все обитатели леса прыгали по лужам и смеялись.
А громче всех – волк!
Всем было весело, И только крот грустно прислушивался к стуку капель по крыше…
- Обратимся сначала к произведению, которое вам было задано на дом.
- Название? Автор? Жанр? Герои?
- Сколько частей мы выделили в сказке? (Две).
- Какие?
- Какое настроение соответствует первой части? (Грусть).
- Второй? (Радость).
- Почему грустно бабочке, кузнечику и волку?
- Кто смог всех развеселить?
- Прочитайте выразительно. Покажите смену настроения героев.
- Оцените чтение своих одноклассников,.используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев. (Взаимооценка).
- Мы показали смену настроения героев соответствующей интонацией при чтении.
Теперь рассмотрим, как вы передали настроение героев при помощи цвета. (Рассматривание выставки рисунков учащихся)
- Какие цвета использовали? Почему? (Тёмные тона – до появления лягушки. Светлые - с момента появления лягушки. Многие дети на своих рисунках чёрной точкой показали настроение крота – оно не изменилось, так и осталось грустным.)
- Изучая произведения по разделу «Самое обыкновенное чудо», мы называли предметы и звуки, помогающие людям быть внимательными и чуткими ко всему, что их окружает. Таким стали розовый слон, роза. солнце и туча.
- Какое чудо помог увидеть нам автор сказки «Дождь в лесу» В.Хмельницкий? (Лягушки, звук дождя.)
Физкультурная пауза.
V Работа над сказкой «Соловей и бабочка».
Соловей и бабочка.
Все спали, и только соловей пел…
- Для кого ты стараешься? – спросила у соловья бабочка. – Ведь тебя никто не слышит.
- А ты? Я пою для тебя! – улыбнулся соловей.
С тех пор появились ночные бабочки.
1. Беседа до чтения.
- Представьте, что дождь в лесу закончился. А что дальше? Что бы вы увидели? Какие звуки услышали?
(Ответы детей. В т.ч. и голоса птиц.)
- Наступает поздний вечер. Все засыпают. Вдруг раздаётся песня чародея леса - соловья. Послушайте его песню.
(Дети слушают звуковую запись.)
- Для кого пел соловей? Предположите.
2. Инсценировка сказки В.Хмельницкого «Соловей и бабочка»
- Узнать, для кого ещё пел соловей, нам поможет сказка В.Хмельницкого «Соловей и бабочка». Сейчас мы посмотрим спектакль по этой сказке. Приглашаю актёров на на импровизированную сцену.
(Инсценировка).
- Для кого же пел соловей?
3.Словарная работа.
-Прочитаем трудные слова:
ста-ра-ешь-ся у-лыб-нул-ся по-я-ви-лись |
стараешься улыбнулся появились |
4. Самостоятельное чтение сказки.
- Прочитайте сказку. Подготовьтесь к чтению вслух.
5. Чтение сказки вслух.
- Как вы понимаете последнее предложение?
6. Выборочное чтение.
- О чём спрашивает бабочка?
- Что ответил соловей?
7.Подготовка к выразительному чтению.
(Работа в малых группах.)
- Прочитайте друг другу.
- Оцените чтение.
(Взаимооценка.)
8. Выразительное чтение произведения.
(Взаимооценка).
9. Чтение в лицах.
(Как один из вариантов: девочки читают за бабочку, мальчики - за соловья).
10.Обобщение.
- Найдите предложение, в котором автор выразил главную мысль.
- Какое чудо помог нам открыть автор?
- Какие предметы мы поместим на стенде «Самое обыкновенное чудо?»
(Соловей, бабочка, трель соловья).
Физкультурная пауза. Гимнастика для глаз.
VI Работа над сказкой – миниатюрой «Снег и скрипка».
1. Беседа до чтения.
- А сейчас я хочу предложить вам ещё одну сказку В.Хмельницкого. (с.133)
- Название?
- Предположите, о чём она?
- Давайте проверим ваши предположения.
2. Чтение сказки учителем.
Снег и скрипка.
Снег беззвучно опускался на дома и деревья. Снег садился на открытые форточки – как воробей, только не чирикал. Сидя на форточке, снег болтал ногами, а так как спинки у форточки не было, часто падал вниз… хватаясь за воздух растопыренными снежинками.
И вот однажды, когда снег привычно сидел на форточке, до него донеслись звуки скрипки. Нельзя сказать, что он не слышал их раньше, но сейчас… «Ах, как чудесно! –подумал снег. – Если бы я тоже так умел!» И он стал учиться… Это пока снег только скрипит.
(Чтение второго абзаца сопровождается исполнением на скрипке отрывка из произведения А.Вивальди «Зима». Исполнитель – учитель школы Бачурина Г.Н.)
-Поделитесь впечатлениями, ребята.
3. Словарная работа.
(Чтение трудных слов сначала по слогам, а затем целым словом.)
без-звуч-но фор-точ-ка рас-то-пы-рен-ны-ми |
беззвучно форточка растопыренными |
4. Чтение сказки вслух по абзацам.
- Что значит «беззвучно» спускался?
- С кем сравнивается снег?
- Почему звуки скрипки, которые он и раньше слышал, в этот раз запали ему в душу?
- Что же решил снег?
- Почему снег скрипит? (Снежинки – это кристаллы. Они ломаются под тяжестью. Их много. И поэтому слышен скрип снега.)
- Какое объяснение вам нравится больше?
5. Создание мультфильма.
(Работа в группах)
- Представьте, что вам поручили создать мультфильм по сказке «Снег и скрипка».
Какой он будет: рисованный, кукольный или пластилиновый? Почему?
- Какое звуковое сопровождение выберем? (Скрипка).
6. Придумывание продолжения сказки.
- Прочитайте последнее предложение. («Это пока снег только скрипит»)
- Что могло быть дальше? Придумайте.
7. Обобщение.
- В каких предметах и звуках автор помог увидеть нам чудо? (Снег, звуки скрипки.)
VII Работа после чтения сказок.
1. Конкурс «Самый интересный вопрос».
(Дифференцированная работа для трёх групп учащихся.)
2. Обобщение.
- Что означает сказка – миниатюра?
- Чему учат произведения?
- Каким человеком представляется вам автор В.Н.Хмельницкий? (Сведения об авторе.)
- Какое чудо помог открыть нам автор?
- Для чего он постарался открыть нам чудо? (Его миниатюры заставляют по – другому смотреть на привычные вещи, слышать музыку каждого дня, верить в обыкновенное чудо.)
- Читая произведения в разделе «Самое обыкновенное чудо», так хочется, чтобы люди не проходили мимо прекрасного, чтобы чаще смотрели на звёзды, как Карлсон, слышали ночные трели соловья и были бы щедрыми, как солнце.
VIII Домашнее задание.
(На выбор.)
1.Подготовить выразительное чтение сказок.
2. Найти и прочитать другие сказки В.Хмельницкого.
3.Нарисовать иллюстрации к понравившейся сказке.
4.Выучить наизусть одну из сказок.
Самооценка.
- Какими вы были читателями? Оцените себя.
(В качестве обратной связи используются красные, зелёные и жёлтые карточки – сигналы. Критерии самооценки: «Очень хорошо», «Хорошо», «Старался, но не всё получилось».)
- Молодцы, ребята! Вы работали очень хорошо, и были по- настоящему внимательными и думающими читателями. Желаю вам успеха!