Тема: Обобщение правил о правописании корня.
Цели:
Закреплять и обобщить знания учащихся о безударных гласных и сомнительных согласных и их правописании.
Развивать у учащихся творческие способности, мыслительные операции сравнения, обобщения; умения анализировать, мыслить самостоятельно, работать в группе.
Воспитание коллективизма, дружелюбного отношения друг к другу, интереса к предмету.
Оборудование:
«Поезд» для путешествия, названия станций: «Проверяй-ка», «Вспоминай-ка», «Запоминай-ка», «Поиграй-ка», «Словознай-ка», «Распределяй-ка», «Думай-ка»; карточки с заданиями для работы в группах, в парах; магнитные (3 цвета) фишки, для общей самооценки.
Ход урока:
1. Создание психологического комфорта
а) приветствие гостей;
б) Дети:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Выравнивание знаний.
– Ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну со строгим названием – Грамматика, есть там город, который называется Словария. Но не волнуйтесь! Путешествие будет весёлым, интересным. Правда, вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой станции.
А теперь послушайте, пожалуйста, загадку:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд.)
– Да, вы отгадали, путешествовать мы будем на поезде.
Хором:
За наукой в путешествие
Сегодня мы отправимся.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы цели нам скорее достичь,
Должны мы по рельсам
Красиво пройтись!
3. Постановка и решение учебной задачи.
– Станция, на которой стоит поезд и ждёт нас, называется
(1) «Проверяй-ка».
Чтобы пройти в вагоны и занять места вы должны написать словарный диктант.
Учитель показывает карточки с пропущенными буквами, дети пишут, затем проверяют их по этим же карточкам, с выделенными орфограммами).
а) словарный диктант:
Пятн.ца, с..одня, .нварь, п.года, вет.р, м.роз, мес.ц, .дежда, вал.нки, в.рона, в.р.бей, вдру., праз.ник.
б) самопроверка;
в) – Что вы можете сказать об этих словах?(Словарные слова с непроверяемыми безударными гласными.)
– Назовите лишние.
(Вдруг – слово с парным согласным, праздник – с непроизносимым согласным в корне. Эти слова прикрепляются на магнитной доске.)
– На какие же правила могут быть задания, приготовленные для вас на станциях? (…)
(2) Станция «Вспоминай-ка»
(Задания в вагонах)
– Для вас ещё одна загадка: Какую часть слова можно найти в земле?
(Корень)
(Следующие задания даются в группы.)
– Ребята, помните – важно не только самому выполнить задание, но ещё и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы.
1 группа (1вагон):
Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда получите тот текст, который был у А.С.Пушкина. Запишите эти пары, сделайте вывод.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Султан сидит в палате
На престоле и венце
С печальной думой на лице.
Добрый день, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?Запись в тетрадях:
С печальной – с грустной, добрый день – здравствуй, пасмурный – ненастный.
(Вывод:Непроизносимые согласные в корне надо проверять …)
2 группа (2вагон):
Исправьте ошибки, допущенные в тексте. Сделайте вывод.
(Даётся текст с ошибками)
Зима влису.
Побилели паля и луга. Льдом покрылась рика. Она уснула, как в сказке. На диревьях лижат сниговые шубы. Наснегу кругом узоры птичьих слидов. Маладые ёлочки укрылись мягким снежком.(Вывод:
Если буква гласная вызвала сомнение,
То немедленно её ставь под ударение!Или:
Безударный – хитрый гласный.
Слышим мы его прекрасно?
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударение,
Чтоб развеять все сомнения!3 группа (3 вагон):
Выпишите слова, у которых надо проверить согласную. Сделайте вывод.
Кружева
Ошибка
Лодочка
салазки
дожди
булавка
трава
лягушка
зубной
(3) Станция «Запоминай-ка»
(Работа в группах)
Какие три правила учат писать буквы в корне слова?
(После обсуждений в группах)
Вместе:
1.Если буква гласная вызвала сомнение, то немедленно её ставь под ударение!
Безударный – хитрый гласный.
Слышим мы его прекрасно?
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударение,
Чтоб развеять все сомнения!2. Подсказка Деда Мороза ещё со второго класса:
Согласный в слове проверяй, рядом гласный подставляй!
Или: … (подобрать проверочное слово)
4. В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми.
Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки чётко произносятся.
– Вы назвали три правила, которые учат писать буквы в корне слова. Что общего между ними?
Чтобы проверить написание слов, нужно слово изменить или подобрать проверочное однокоренное слово.
Мы всегда должны помнить эти правила и применять их.
(4) Станция «Поиграй-ка» Физкультминутка.
(Можно организовать подвижную игру по желанию учащихся)
б) Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, подтянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за места тихо сесть.
Игра «Заменялки». Замените одним словом.
Вода, которая замёрзла – …
Его срывают с дерева – …
В нём растут плодовые деревья – …
Один из них был белым, а другой серым – …
Самое могучее дерево – …
(5) Станция «Словознай-ка»
Даны пословицы и поговорки с пропущенными словами, назовите их. Объясните значения пословиц.
- Зима без (снега), лето без (хлеба).
- Мороз да метели под (февраль) налетели.
- Лето собирает, а зима (поедает).
(6) Станция «Распределяй-ка»
Фронтальная работа по учебнику. Стр.116, упражнение 312.
4. Рефлексия.
а) (7) Станция «Думай-ка»
б) Общая самооценка.
– Вот и подошло к концу путешествие по городу «Словария». Много было станций на нашем пути. Ваши ответы помогли машинисту (а на этот раз им была я) благополучно завершить поездку. Я благодарю вас всех. Прошу сдать проездные билеты.
(Общая самооценка ставится цветными магнитными фишками).