Цели урока:
- Научить различать погоду и климат
- Научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений.
Оборудование: термометры: уличный, комнатный, медицинский; веер. Кипящая жидкость в сосуде для конденсации капель, стекло, календарь погоды, мультимедийный аппарат, процессор, экран.
1. Организационный момент
Дождик землю поливает
И деревья умывает.
Что- то он сказать хотел,
К нам в окошко залетел.
Он решил нам подсказать,
Что урок пора начать.
2. Создание проблемной ситуации и актуализация знаний.
- Почему на Земле происходит смена времён года? (Слайд 1) (Приложение – Презентация)
– Чем отличается погода в разное время года? Какие предположения?
- В какое время года Солнце поднимается на небе выше?
- Почему летом в тени теплее, чем на солнечной стороне зимой? (Слайд 2)
- Если в нашем Северном полушарии зима, то в Южном полушарии какое время года?
- Одинаковая ли погода на Земном шаре? А климат?
- Что такое климат? Кто-то, может, знает?
- Сегодня на уроке мы должны научится различать погоду и климат. (Слайд 3 ) Может быть кто-то уже готов сказать различия? Но прежде чем научиться различать давайте с вами точнее узнаем, что такое погода, а что такое климат.
- В космосе царит холод более сильный, чем в морозильнике. Все предметы, освещённые Солнцем, нагреваются. Почему же на поверхности Земли никогда не бывает так горячо, как например, на Луне днём, и не бывает так холодно, как на Луне ночью?
+ Потому что Земля окутана, как одеялом, мощной воздушной оболочкой – атмосферой. (Слайд 4) АТМОСФЕРА
- Посмотрите на нашу планету из космоса. Нам не видно материков и океанов. (Слайд 5)
(Слайд 6) На Земле мы с вами можем наблюдать такие
3. Объяснение нового материала.
- Что же позволяет получить объективные сведения о тепле или холоде?
- Как мы можем определить, какую одежду надеть, чтобы выйти на улицу?
+Ответы детей. (Слайд 7)
а) Температура воздуха(Слайд 8)
- Температуру воздуха мы определяем при помощи термометра. Термометры бывают разные:
Медицинский – для измерения температуры тела человека или животных; (Слайд 9)
Водный – для измерения температуры воды; (Слайд 10)
Воздушный – для измерения воздуха в комнате или на улице; (Слайд 11)
На всех термометрах есть шкала, по которой можно определить измеряемую температуру. Но есть ли различия между термометрами? (Слайд 12)
+ Они не все одинаковые.
- Но нас интересует уличный термометр для измерения воздуха на улице. (Слайд 13)
- Что можете сказать об уличном термометре?
+ Ответы детей
- (Щ) Шкала термометра имеет градуировку от + 50° до - 50° , так как теплее и холоднее температура воздуха у нас не бывает – поэтому нам хватает этой шкалы.
- Как же записать температуру? (Щ) Эту задачу решили тоже – если нужно обозначить тепло выше 0°, то перед цифрой, обозначающей количество делений – градусов ставят знак плюс ( + ) - положительная температура, а перед холодной знак минус ( - )- отрицательная температура. У термометра есть стеклянная трубочка с подкрашенной жидкостью (Щ)
Вывод: Итак, при помощи чего мы измеряем температуру воздуха ?
б) Ветер (Слайд 14)
Опыт: действие веера.
- Что вы почувствовали?
- Что же такое ветер?
+ Это движение воздуха.
(Щ) Посмотрите на героев нашего учебника. О чём они разговаривают?
- Так как же образуется ветер?
Ответы детей.
(Щ) Прохладный ветер с реки дует на берег, там он согревается и поднимается вверх, а его место занимает снова прохладный воздух.
Ветер может быть разным по своей силе. (Слайд 15)
Силу ветра можно выразить такими словами:
Безветрие Слабый ветер Умеренный ветер Сильный ветер Ураган
Сильный ветер или ураган может приносить большие неприятные последствия и жертвы (Слайд 16)
Чем отличается ветер в разные времена года?
Итак, мы поговорили о ветре. Что вы запомнили?
в) Облачность и осадки (Слайд 17)
(Слайд 18)
Дожди, туманы, росы, лёд –
Нам всем нужна вода.
Такой её круговорот
В природе навсегда!
- Как образуются осадки?
- Как ветер и сила тяжести помогают воде путешествовать?
- Я сегодня хочу вам рассказать сказку о капельке, которая путешествовала. (Слайд 19)
Сказка о капельке
Жили-были маленькие капельки воды: одни капельки весело плескались на волнах в море, другие лежали на листьях деревьев, третьи – просто на земле. А вверху светило яркое солнышко. Капельки, греясь лучами теплого солнышка, становились воздушными и могли летать. (Слайд 20)
И вот однажды капельки решили полететь к солнцу. Они поднимались все выше и выше. Чем выше капельки поднимались, тем холоднее становился воздух. Капельки мерзли и превращались в маленькие льдинки. Они сбились в кучку и так продолжали подниматься вверх. А снизу к ним в кучку добавлялись новые капельки, и они тоже замерзали. Так получилась туча, которая все росла и росла. (Слайд 21)
Когда туча стала совсем большой, капелькам трудно было удержаться в туче, и они, сцепив ручки, стали опускаться вниз в виде снежинок. Внизу у земли воздух был гораздо теплее, так как было лето, и маленькие льдинки-снежинки снова превратились в капельки воды. Одни капельки упали в море, реку, другие – на землю, третьи – на деревья. (Слайд 22)
Через некоторое время, согревшись, капельки снова пустились в путешествие к солнышку и обратно. Но теперь, когда наступила зима, и воздух у земли стал холодным, замерзшие капельки опустились на землю снежинками. (Слайд 23)
Так на земле происходит постоянный круговорот воды. (Слайд 24)
- Сейчас мы с вами проведём опыт: Я на чайник с кипящей водой положу стекло, а вы должны объяснить что происходит.
+ Ответы детей
В атмосферном воздухе всегда содержится вода в воде пара. Он бесцветный и прозрачный и поэтому невидим. Когда в воздухе находится мало пара то иногда в небе можно наблюдать такую картину – безоблачность. При охлаждении пар превращается в мельчайшие лёгкие капельки, из которых состоят облака. Покрывая небо, они создают облачность. (Слайд 26) Если облака продолжают охлаждаться, капли тяжелеют и выпадают на землю в виде осадков. По виду облаков можно предсказывать погоду: перед дождём облака превращаются в тучи. (Слайд 27)
- А ещё какие виды осадков вы знаете. Выполним задании 5 на стр. 48. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
+ Дописать красным карандашом осадки, которые выпадают при положительной температуре, синим – при отрицательной. Работаем в паре.
(Слайд 28, 29) Осадки вы запомнили хорошо.
Итак, с погодой мы разобрались. А что же такое климат?
Климат – это характерная (регулярно повторяющаяся) смена погодных условий в течение года.
(Слайд 30) - Как вы думаете в разных частях Земного шара разный климат или одинаковый?
- Для каждого участка земного шара один и тот же характерный режим погоды повторяется из года в год.
- Дома вы опросили свих родителей и узнали характерную погоду для нашей местности в разное время года. Работали вы по группам. Давайте выслушаем представителя каждой группы (Слайд 31) и узнаем характерную погоду для
Зимы - зима суровая, продолжается 5 месяцев – с ноября по март. Морозы могут достигать до - 40° - 50°,может быть оттепель - 0°, средняя температура около -15°, ветра обычно бывают холодные, может быть ясная безоблачная погода, могут быть облака и снеговые тучи, осадки в виде снега.
Весны - весна короткая, начинается в апреле, обычно к концу апреля снег на полях сходит, в мае обычно устанавливается тёплая погода, распускаются растения, средняя температура около +10°, ветра обычно бывают тёплые, может быть ясная безоблачная погода, могут быть облака и грозовые тучи, осадки в начале весны могут быть в виде снега, а в основном в виде дождя.
Лета – лето длится 3 месяца. Наиболее жаркая погода в конце июля начале августа. Иногда температура воздуха поднимается до +40°, средняя температура около +25°, ветра обычно бывают тёплые, может быть ясная безоблачная погода, могут быть облака и грозовые тучи осадки в основном в виде дождя.
Осени – осень начинается в сентябре, но бывает обычно ещё солнечно, а в октябре в основном осадки в виде дождя и мокрого снега, холодный ветер, средняя температура около +10°.
Сейчас на дворе осень.
- Какая погода сегодня? (Слайд 32)
- Мы с вами наблюдали погоду в течение 10 дней (Слайд 33)
- Назовите среднюю температуру за эти дни. Как вы думаете, соответствует ли она обычной температуре в это время года?
- Какой преобладал ветер?
- Были ли осадки? В виде чего? Типично ли это для данного времени года?
- Что на этой неделе было необычно для погоды данного времени года?
4. Закрепление.
- Чем отличается погода от климата? (Слайд 34)
Ответы детей.
5. Итог.
- Говоря об особенностях сегодняшнего дня, мы имеем дело с погодой. Климат – это характерная (регулярно повторяющееся) смена погодных условий в течение года. Для каждой местности свойственен вполне определённый климат, а погода отдельного дня может приносить сюрпризы. В 2006 году наблюдалось такое явление, что в декабре во Франции стояла такая жара, что многие люди шли на пляж загорать, а в этом 2007 году в Германии выпал снег в августе. В середине 18 века в Москве выпал снег в июле и пролежал до следующей весны.
- На следующем уроке мы будем учиться по определённым признакам предсказывать погоду, а для этого нужно быть наблюдательными каждый день.
6. Домашнее задание
С.45 – 49 читать, выполнить задания (Слайд 35)
7. Оценивание. (Слайд 36)
Литература.
1. Вахрушев А.А.и др. Окружающий мир. Учебник – тетрадь для 2 класса: Наша планета Земля. В 4 частях. Часть 1. Издательство ООО “Баласс” 2004.
2. Никитенкова Н.А. Информационные технологии на уроках в начальной школе. Окружающий мир. 2-й класс. Фестиваль педагогических идей Открытый урок 2006/2007.