Цели урока:
- формирование знаний об органах чувств, как о необходимых звеньях связи организма с внешней средой;
- развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы;
- воспитывать культуру здоровья.
Оборудование: зеркала (по количеству учащихся); цветные карандаши (набор у каждого ученика); 3.магнитофон, кассета; шарф (платок), кусочек хлеба, лимон, конфета; кубик, мячик, ручка, гвоздь, губка, носовой платок. На каждый стол по 4 картонных полоски с наклеенными кусочками поролона, пропитанными пахучими веществами. №1 (жёлтая) — апельсиновое или пихтовое масло; №2 (красная) — растворитель или жидкость для снятия лака, №3 (зелёная) — духи; №4 (оранжевая) — капли “Корвалол”.
Этапы урока
Содержание этапов | Виды и формы работы |
1. Орг. момент | Приветствие |
2. Мотивационное начало урока | Совместный поиск ответа на вопрос: “Что значит “познать себя”? |
3. Выход на тему урока | Проектирование совместной деятельности |
4. Изучение нового материала | 1. Мини-сообщения детей 2. Практическая работа на основе наблюдений и опытов: Исследование1 – орган зрения, Исследование 2 – орган слуха Исследование 3 – орган обоняния Исследование 4 – орган вкуса Исследование 5 – орган осязания |
5. Закрепление изученного | Моделирование изученного материала. Мини-блиц в форме вопросов и ответов. |
6. Контроль первичных знаний | Тестовая работа. |
7. Подведение итогов | Рефлексия. |
8. Домашнее задание |
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивационное начало урока
Учитель (У.): Прочитайте надпись. (“Познай
самого себя”). (Слайд 1) Подумайте, что значит
“познать самого себя”?
Дети (Д.):
3. Выход на тему урока
У.: - Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей. И исследовать мы будем наши органы чувств. Каждый из вас целую неделю изучал литературу по какому-то из органов, и вот пришло время поделиться своими открытиями с коллегами.
4. Изучение нового материала
(Слайд 2)
У.: Тема нашего урока: “Как человек воспринимает окружающий мир”. Цель урока:- изучить свои органы чувств, их необходимость организму; научиться заботиться о своём здоровье.
У каждого на парте лежит “Лист исследования”. (Приложение № 1) Туда мы и будем вносить то, что узнаем на уроке.
У.: Загадка. Есть у каждого лица два красивых озерца. (Слайд 3). Между ними есть гора, назови их детвора. (Глаза и нос).
Исследование 1
. “Орган зрения – глаза”Этот орган изучал(а) исследователь __________________________.(слайд 4) – ученик рассказывает и показывает на слайде, учащиеся работают в “Листах исследования”)
Сообщение: “ Орган зрения – глаза – один из важнейших органов чувств. Благодаря зрению мы получаем 90% информации. Лежит глаз в ямке, как в норке – это глазница. Форма глаза – круглая, как яблоко, поэтому так и говорят “глазное яблоко”. Оно белое и выглядывает наружу сквозь щель между верхним и нижним веком. Кружок в центре глаза – это зрачок. Он чёрный, потому что внутри глаза пустота. На свету зрачок сужается, а в темноте расширяется, чтобы впустить в глаз больше света. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужная оболочка или радужка. Цвет радужки зависит от количества красящего вещества: много его – глаза карие, мало – глаза зелёные, серые или голубые. Позади радужки располагается эластичная линза – хрусталик. При рассмотрении предметов на разных расстояниях, чтобы изображение было чётким, он становится то более выпуклым, то более плоским. На задней круглой стенке глазного яблока расположен слой светочувствительных клеток – сетчатка. Когда на них попадает свет, сигнал идёт по зрительному нерву в зрительный отдел мозга. Мозг обрабатывает сигнал, и мы понимаем, что видим дом, цветок…”.
Практическая работа
Цель: изучить строение глаза.
У.: Возьмите зеркало и рассмотрите свой глаз. Как природа позаботилась о его защите?
Д.: Брови останавливают пот, текущий со лба; ресницы защищают глаза от пыли и повреждений.
У.: Закрасьте на схеме радужную оболочку цветом, соответствующим вашим глазам: коричневым (карие), серым, зелёным или голубым.
- Закончите предложение: “Глаза – это орган ___________.”
Проблема: почему моргание важно для глаз? Почему можно сказать, что мы “плачем” каждый раз, когда моргаем, хотя при этом слёз не видно?
Д.: (Слайд 5)
Опыт. Постарайтесь, не моргая, сосчитать до 10. Что вы почувствовали?
У.: Этот вопрос изучал (а) исследователь_____________.
Сообщение: “Веки человека – это складки кожи, которые поднимаются и опускаются специальными мышцами. Мы моргаем каждые 6 минут. Вверху наружного угла глаза есть слёзная железа, в ней хранится жидкость – слёзы. При моргании железа открывается, выделяется жидкость, которая смачивает глаз и защищает его от высыхания. Мы мигаем каждые 6 секунд, то есть в течение жизни мы опускаем и поднимаем веки около 250 млн. раз. Поэтому и говорят, что когда мы моргаем, мы плачем”. У.:- Хотя в организме и создана защита для глаз, вы сами должны беречь своё зрение.
Физминутка для глаз
1. На “раз” - посмотри вверх, на “два” - вниз. (3 раза)
2. На “раз”- посмотри направо. На “два”- посмотри налево. (3 раза).
3. Посмотри вдаль – 1,2,3, посмотри на кончик носа – 1,2. (3 раза).
4. Сядь удобно, облокотись на спинку стула, закрой глаза и сосчитай до 20.
У.: Такие упражнения рекомендуется делать ежедневно, в перерыве между занятиями. Если глаза устали, полезно смотреть на поверхности, окрашенные в зелёный или коричневый цвет, а лучше на растения. Не смотри на яркий свет – лампу или Солнце.
Исследование 2. “Орган слуха – уши”
У.: У одной головы два братца по разные стороны сидят
А ничего не видят и не говорят. (Уши). (Слайд 6)
У.: Орган слуха изучал исследователь _____________________. Д.: (слайд 7) Сообщение: “Органом слуха у человека являются уши, но то, что мы видим снаружи: ушная раковина – это не самая важная часть нашего уха, она лишь собирает звук и направляет его в наружный слуховой проход. Там дальше прячутся ещё среднее, а за ним внутреннее ухо. Так что у нас не два уха, а целых 6! Наружный слуховой проход закрыт тонкой плёнкой – барабанной перепонкой. Мы начинаем слышать в тот момент, когда звуко-вые волны достигают барабанной перепонки, давят на неё, и она начинает дрожать. Дрожь передаётся в среднее ухо на 3 маленькие косточки: нако- вальню, молоточек и стремечко. Стремечко закрывает отверстие внутрен- него уха. Внутреннее ухо представляет собой раковину, похожую на домик улитки и называется ушной улиткой. Внутри улитки – жидкость. Когда стремечко давит на овальное окошко, жидкость приходит в движение. Слуховой нерв воспринимает это движение жидкости и посылает сигнал в мозг. Мозг обрабатывает сигнал, и мы узнаём голос мамы или любимую песню”.
У.: - Итак, уши это орган слуха. Но, оказывается, у наших ушей есть ещё одна задача. Какая? Сейчас узнаем.
Физминутка. У.: - Представьте, что мы катимся с горы, но … на одной лыже. Сделайте левой ногой большой шаг вперёд и поставьте левую и правую ступни на одну прямую, как бы на одну лыжу. Присядьте, как лыжник. Наклоните туловище вперёд, руки при этом опустите вниз, но не касайтесь пола. Грудь лежит на колене. Глаза закрыты. Задача: продержать положение равновесия в течение музыкальной паузы. Молодцы! Садитесь. А теперь скажите, почему вы не упали?
Д.: Старались держать равновесие.
У.: Правильно! Равновесие вам помогали сохранять ваши уши, а точнее особое приспособление в среднем ухе – вестибулярный аппарат. (Показ на слайде). Допишите в “Листе”: “Ухо – орган слуха и равновесия”.
- Ребята, а надо ли беречь уши? Почему?
Д.:
У.: Я с вами согласна. Как и от чего необходимо беречь уши, нам поможет разобраться тест в ваших листах. (Работа с тестом “Как беречь уши”).
Исследование 3. “Орган обоняния – нос”
У.: Вернёмся к загадке в начале урока. Что за гора есть между двумя красивыми озерцами? (слайд 8) (Нос)
У.: Для чего необходим нос?
Д.: У.: Способность чувствовать запахи называется обонянием. Допишите в “Листах исследования”: “Способность чувствовать запахи это – обоняние”.
С этим органом нас познакомит исследователь _______.
Д.: (слайд 9) “Нос – это орган обоняния. Он способен чувствовать запахи. В средней части носа расположены обонятельные клетки и нервы. Если воздух загрязнён вредными пахучими веществами, в мозг посылается сигнал тревоги. Носовая щель сужается, воздуха проникает внутрь меньше. И, наоборот, аромат цветов, древесной смолы нам вдыхать приятно. Без воздуха человек может прожить считанные секунды, может даже минуты”.
Практическая работа
Цель: выяснить, когда возникает чувство запаха; какие вещества вызывают неприятные ощущения.
Ход работы
1) Возьмите поочерёдно полоски картона и плавными колебательными движениями поднесите к носу, делая несколько сильных и коротких вдохов.
2) Определите вещество, запишите в “Лист”
3) Задержите дыхание, чувствуете ли запах?
У: Какие запахи вы определили?
Д.: На жёлтой полоске чувствуется запах апельсина (хвои), на красной - жидкость для снятия лака, на зелёной – духи, на оранжевой – лекарство.
У.: Когда вы ощущали запах?
Д.: Когда делали вдох.
У.: Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох. Какие запахи вам было приятно ощущать?
Д.:
У.: -Неприятные запахи предупреждают об опасности. Запах чего может предупреждать об опасности?
Д.: Запах газа, пропавшей пищи, запах дыма.
У.: Нужно ли беречь обоняние? Как сохранить хорошее обоняние?
Д.: Беречься от простуды, не курить, не толкать в нос посторонние предметы.
Опыт
Цель: выяснить, связано ли обоняние со вкусом.
Ход опыта: ученику завязываем глаза, закрываем нос ватными шариками и кладём в рот кусочек хлеба. (Перед началом опыта хлеб не показываем).
Вывод: Без запаха сложно определить что едим.
Исследование 4. “Орган вкуса – язык”
У.: Всегда он в работе, когда мы говорим, а отдыхает, когда мы молчим.
Д.: Язык. (слайд 10)
У.: Рассмотрите свой язык в зеркало. Что вы увидели?
Д.: Полоски, красные точки.
Опыт. Цель: выяснить, что и как чувствует язык.
Ход опыта: дети закрывают глаза, открывают рот. Учитель кладёт одним кусочек конфеты, другим – кусочек лимона (порезать заранее).
У.: Что почувствовали?
Д.: Сладкий (кислый) вкус.
У.: Исследователь ________________изучал(а) что и как чувствует язык.
Д.: “ Каждый знает, что язык – это орган вкуса. Но мало кто знает, что язык “пробует” пищу разными участками. На сладкое реагирует кончик языка, по бокам – участки, чувствительные к солёному, а задняя часть (корень) воспринимает горький вкус пищи. Кроме пищи язык ощущает температуру пищи и боль. Все эти ощущения возникают благодаря чувствительным сосочкам. Именно они придают языку бархатистый вид”.
У.: Можно ли по вкусу определить испорчена ли пища? (Да). (Слайд 11)
У.: Чувствуете ли вы вкус очень горячей пищи? (Нет).
У.: Почему нельзя есть слишком горячую пищу?
Д.: Обжигается язык и мы почти не чувствуем её вкуса.
Исследование 5. “ Орган осязания – кожа”
У.: Тело сверху прикрываю, защищаю и дышу,
Пот наружу выделяю, температурой тела руковожу. ( Кожа) (Слайд 12)
У.: Этот орган чувств исследовал(а) __________________.
Д.: “ Орган осязания – кожа – это удивительное изобретение природы. У неё несколько “специальностей”. Она защищает тело от повреждений, ран, грязи, микробов соединяет все части организма. Кожа спасает нас от внутреннего перегрева, выделяя наружу пот. Вместе с потом выводятся вещества, ненужные нашему организму: всевозможные соли, молочная кислота. Вот почему пот на вкус горько-солёный. Кожа хранит кровь, которая находится в кровеносных сосудах в глубине её. Кожа может “рассказать” человеку о том, что его окружает”.
Опыт. Цель: проверить, можно ли на ощупь определить предметы.
Ход опыта: ученику завязываем глаза и предлагаем наощупь определить предметы – гвоздь, мяч, кубик, ручка, губка. (Предметы заранее не показывают). Вывод: Да, благодаря коже мы можем определить предмет даже с закрытыми глазами.
У.: - Рассмотрите рисунок и скажите, какие ощущения воспринимает кожа. (Слайд 13).
Д.: - Кожа чувствует боль, тепло, холод, прикосновения.
У.: (проблема) Учёные говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а …мозг!” Как же это понять?
Д.:
У.:- Вы правы. Сигналы от органов чувств поступают в мозг. Он их обрабатывает, и мы понимаем, что видим, слышим, чувствуем. Причём это происходит так быстро, что вы даже не успеете сказать “раз”. (Слайд 14) - Посмотрите на схему и определите, какие центры и отделы головного мозга отвечают за приём и распознавание звуков, запахов, зрительных образов, ощущений тепла, холода, прикосновения.
Д.:
5. Закрепление изученного материала
У.: - Давайте проверим, что вы сегодня узнали. 1).Моделирование изученного материала. (Схему строим на доске).
2). Мини-блиц в виде вопросов и ответов
*Каково значение этих органов в жизни человека?
*Что может произойти с человеком, если он не будет чувствовать боли?
Д.: Боль – это сигнал тревоги, призыв о помощи, посылаемый в мозг. Не воспринимая эти сигналы, человек просто бы не смог существовать.
6. Контроль первичных знаний
У.: Перед вами лежит “Тест”.
Задание 1, 3 – верный ответ обводите кружком.
Задание 2 – указываете цифрами порядок следования.
7. Подведение итогов
- Полезен ли был сегодняшний урок?
- Что нового и интересного вы узнали?
- Кому бы вы сказали “Спасибо” за работу на уроке?
- За что?
8. Домашнее задание
1). Учебник, стр. 118 – 122, вопросы и задания. Прочитать “Правила охраны органов чувств”, подготовиться рассказывать, как вы их выполняете.
2). Подготовь классу 2 вопроса по теме “Органы чувств”.
(Слайд 15)
“Спасибо за урок, дети!”
Список литературы
1. Жадобко Е. “Организм человека в познавательных задачах и вопросах на уроках природоведения”// “Начальная школа”,№21, 2001.
2. Постникова Е.А. “Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний: Задания для самостоятельной работы”. 3 класс; - М.; Гуманит. изд. Центр “Владос”,2001.
3. Плешаков А.А. “Природоведение” 3 (1 – 4) – М.; Просвещение,1999.
4. Товпинец И.П., Дмитриева Н.Я. “Естествознание”, 3 класс, - М., Просвещение, 1997.
5. “Я познаю мир. Медицина”, Детская энциклопедия, Составитель Буянова Н.Ю., - М.; ТКО “АСТ”,1999.