Открытый урок по русскому языку в 3-м классе по теме "Проверка орфограмм слабых позиций в корнях слов"

Разделы: Начальная школа


Цель: Развивать умение распознавать безударные гласные и парные согласные в корне слова, осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение.

Задачи:

  1. Организовать частично-поисковую деятельность обучающихся, путем постановки проблемы.
  2. Обогащать письменную речь образностью через творческие формы работы.
  3. Прививать любовь к Родине.

Оборудование: Карточки со словами Родина, Россия, родина. Плакат с предложением для списывания.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, дети и уважаемые гости! Ребята, запишите в тетрадках сегодняшнюю дату, слова “ Классная работа”. Сегодня на уроке мы будем определять и проверять , как хорошо известные нам орфограммы, так и те, с которыми познакомились недавно.

II. Словарная работа

- Есть четыре заветных слова, которые каждое новое поколение передает детям навсегда хранить в своей душе. Это имя, фамилия, жизнь (ваши мамы и папы подарили вам жизнь). Как вы думаете, какое четвертое слово? Правильно это Родина! К.Паустовский писал: “ Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”.

(Вывешиваю карточку со словом Родина.)

- Родина. Какая орфограмма в этом слове? Запишите слово в тетрадь.

- Какие слова называющие признаки , вы могли бы подобрать к слову Родина?

(Дети называют слова.)

- Послушайте стихотворение, в котором тоже говорится о Родине. Постарайтесь запомнить признаки, которые подобрал к этому слову поэт М.Лиснянский.

Великую землю,

Любимую землю

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

- Запишите слово Родина с теми признаками , которые прозвучали в стихотворении.

III. Списывание по алгоритму

(На доске плакат)

Родная земля

Реки, леса и поля —

Все это Родина моя.

- Списываем по алгоритму:

  1. Читаем хором.
  2. Читаем орфографически.
  3. Записываем.
  4. Выделяем орфограммы.
  5. Проверяем ( устно).

- Какие орфограммы встретились? Как их нужно проверять?

IV. Лексическая работа

- Какой смысл вкладывает поэт в слово Родина? Что такое для него Родина?

( - Так поэт называет страну, в которой мы живем.)

- Как называется наша страна?

(- Россия.)

Вывешиваю карточку со словом Россия.

- Запишите это слово в тетрадь.

- Но у каждого человека есть своя малая родина- город, в котором он родился. Мы с вами родились в разных городах, и у нас у каждого своя малая родина. Ваш город, ваш дом, ваш класс – это тоже ваша малая родина. Если мы говорим о своей малой родине, то слово родина будем писать с маленькой буквы. Как называется наша малая родина?

(- Колпашево.)

V. Повторение частей слова

Игра “ Преврати слово”

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в волшебников.

- В нашей стране, в нашем городе, в нашей школе живут разные люди, и все вы тоже очень разные- веселые и грустные, храбрые и робкие.

- Прочитайте словосочетания и превратите два слова в одно, называющее предмет

(На доске написаны слова)

Храбрый человек

Болтливый человек

Сильный человек

Грубый человек

Весёлый человек

- Выпишите только те слова, в которых есть проверяемая безударная гласная в корне. Какие слова выписали? Какие части слова выделили? Какие орфограммы подчеркнули? Как проверили? (Храбрец, силач, весельчак, счастливец). Какие ещё орфограммы встретились? (Сочетание ЧА, слово СИЛАЧ-м.р. – Ь – не пашем).

VI. Физминутка

VII. Доказательство орфограммы.

- Каждый день вы приходите в школу, чтобы становится умнее, добрее, наша школа – это тоже наша маленькая родина, а для того, чтобы нам всем было уютно в нашем классе, не забывайте говорить друг другу тёплые, добрые слова.

- Запишите пословицу, пропуская орфограммы слабых позиций.

(Ученик пишет у доски под диктовку)

ДОБРОЕ СЛОВО РАСТОПИТ И ЛЕДЯНОЕ СЕРДЦЕ.

(Добр_ _ слов_ р_ _топ_т и л_д_но_ сер_ц_).

- Как проверить пропущенные орфограммы?

(Добр_ признак – какое? Доброе;

Слов_ предмет, 2скл. – окно – слово;

Растоп_т – безударная гласная в окончании слова, называющего действие, проверку ещё не знаем;

Л_д_ное – лёд, безударную гласную в суффиксе не умеем проверять.

Сер_ц_ - сердечный, предмет 2скл., окно – сердце)

VIII. Творческая работа

- Мы сегодня говорили о большом понятии Родина (страна, в которой мы живём) и о малом понятии родина — город, где мы родились, дом и школа, где мы живём и учимся, у детей ещё и двор, в котором они играют. Сейчас у нас на дворе зима, а любимые игры зимой, конечно же, связаны со снегом. Я предлагаю вам несколько заданий разных по сложности, выберите для себя одно, то с которым справитесь.

1 задание

- Из разбросанных предложений составь рассказ. Выдели корни, подчерки орфограммы.

Они полили её холодной водой.

Мальчики построили снежную горку во дворе.

К вечеру горка была готова.

Снег сгребали под крышу сарая.

Весь день трудились ребята.

2 задание.

- Составь и запиши небольшой рассказ, используя данные слова. Выдели корни, подчеркни орфограммы.

Лё_кие сн_жинки. Ли_кий сне_. Гла_ки уг_льки. Но_ из морко_ки. Играть в сн_ _ ки.

3 задание.

- Продолжи за поэтом. Выдели корни, подчеркни орфограммы

Шёл первый снег.

Он был нежней,

Чем ……………

(чем пух цветущих тополей).

IX. Итог урока

Ребята! Заканчивается наш урок. Вы сегодня хорошо потрудились. Что помогло вам легко справится с работой?

(-Умение находить безударные гласные в корне, парные и непроизносимые согласные и их поверять.)

- Как из маленьких капелек появляются ручейки, речки и великие океаны, так из ваших добрых детских игр рождается дружба, которая нужна в каждом классе, в каждой семье, в каждом городе и всей нашей стране, которую мы так нежно называем Родиной и с гордостью – Россией!

- Вы сегодня очень хорошо потрудились! Спасибо всем!

Урок окончен! До свидания!