Тип урока: Обобщающий.
Цели и задачи урока: Обобщить и повторить пройденный материал по теме “Гидросфера”. Проверить знания и умения учащихся по теме “Гидросфера”. Подвести итог изучению темы.
Подготовительный этап.
Класс заранее (за 1-2 урока до игры) делится на 2 команды. Каждая команда выбирает капитана. Придумывает название команды, соответствующее теме. Получает домашнее задание и выполняет его.
Проведение игры.
Приветствие команд. Команды занимают свои места. На доске или на ватмане чертится таблица проведения игры. По ходу игры ведущий (учитель) заносит в нее очки, заработанные каждой командой.
Учитель объясняет правила игры:
В игре принимают участие все ученики в команде,
отвечая по очереди.
Если ученик не справился с заданием, то право
ответа переходит к капитану. Если капитан не
может справиться с заданием, то вопрос
откладывается.
В ходе игры определяется команда-победительница,
а так же выставляются оценки отдельным учащимся
за их ответы.
Протокол ведения игры вычерчивается на доске или
ватмане.
1-ый конкурс – Разминка.
Командам раздаются карточки с цифрами. Нужно определить, что обозначает каждая цифра.
35% | (средняя соленость мирового океана) |
11022 м | (глубина Марианской впадины) |
6671 км | (длина Нила с Кагерой) |
5410 км | (длина Оби с Иртышом) |
368000 км | (площадь Каспийского моря) |
42% | (соленость Красного моря) |
ок 270% | (соленость Мертвого моря-озера) |
-405м | (уровень Мертвого моря-озера) |
Ведущий называет объект – команды должны назвать континент на котором этот объект находится.
Байкал;
Каспийское;
Эйр;
Чад;
Конго;
Нил;
Амазонка;
Миссисипи;
Обь;
Волга;
Игуасу;
Ниагара;
Анхель;
Виктория;
Титикака ;
Верхнее;
Лена;
Енисей.
2-ой конкурс – Знатоков.
Участникам команды по очереди задаются вопросы или вопросы можно записать на карточках и учащиеся по очереди берут карточки со стола м отвечают на вопросы. Если участник не справляется, ответить может капитан, но команда получит 0,5 балла. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
- Как по карте определить, какой приток реки правый, а какой левый?
- Как по карте узнать: горная или равнинная река?
- Как можно определить сточное или бессточное озеро?
- Назовите виды движения воды в океане.
- Какие типы озерных котловин вы знаете?
- Какое озеро самое большое по площади?
- Какое озеро в мире самое глубокое?
- В Средней Азии есть озеро, в одной части которого вода соленая, а в другой пресная. Что это за озеро?
- Какое море самое соленое?
- Назовите “цветные” моря.
- Существует ли такое море, у которого нет берегов?
- Знаете ли вы, какая впадина является глубочайшей в Мировом океане?
- Где находится самый длинный коралловый риф?
- Какие течения называются теплыми, какие холодными? Как они отличаются в обозначении на картах?
- При какой температуре замерзает океаническая вода и почему?
- Назовите типы питания рек.
- Второе по глубине после Байкала озеро планеты находится в Восточной Африке. Как оно называется?
- Какие части гидросферы можно увидеть на физической карте, а какие нельзя?
- Водопад на реке Замбези низвергает огромную массу воды очень широким фронтом – 1800м – с относительно небольшой высоты – 120-130м. Это самый большой по ширине водопад на Земном шаре. Местные жители называют его Моси-о-Тунья, что означает “душ, который грохочет”. О каком водопаде идет речь?
- Как вы думаете, что описано географом Мори в
следующем отрывке из его книги?
“Есть река в океане: она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами ее и руслом служат слои холодной воды, между которыми быстро струятся ее теплые синие воды. Нигде на Земном шаре нет столь величавого потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих этих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объема воды, который несет он”.
3-ий конкурс – Картографов.
2 человека в каждой команде – картографы. Они получают задание:
- Определить, какая река изображена на листе бумаги.
- По данным координатам – найти объект.
4-ый конкурс – Гидрологов (Домашнее задание)
Проводится в то время, когда готовятся “Гидрологи”.
1 команда: Какое значение имеют реки и озера?
2 команда: Какое значение имеют ледники и подземные воды?
5-ый конкурс – Географическая эстафета.
Конкурс проводится в течении 5-ти минут Представители команд по очереди подходят к карте и показывают географические объекты, которые они изучали в теме “гидросфера”.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Если показан или назван не правильно, то балл не засчитывается.
За повтор 1 балл снимается (за невнимательность).
6-ой конкурс – Видео вопросов.
Каждая команда просматривает несколько слайдов и отвечает на вопросы ведущего.
7-ой конкурс – “Веселая география”.
Этот конкурс – домашнее задание. Каждая команда задает соперникам вопросы в виде загадок и ребусов.
- Название какой реки у вас во рту? (Десна)
- Река, протекающая в Турции и Иране, носит название хищного животного. (Тигр).
- Я – сибирская река,
Широка и глубока,
Букву “е” на “у” смени –
Стану спутником земли. (Лена – Луна)
- Название какого озера состоит из названия теплой материи и буквы. (Байкал)
- Какая река на Дальнем Востоке, без последней буквы, плюс женское имя, образуют вместе реку в Средней Азии? (Амударья).
- Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина герой.
Но если “я” на “н” сменяешь,
Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)
Заключительный этап.
Подсчет баллов. Подведение итогов.
Домашнее задание: Составить кроссворд по теме “Гидросфера”.