Цели и задачи урока:
- продолжить работу по формированию фонетического слуха; познакомить с новыми буквами и звуками, учить читать слова с изученными буквами, развивать навыки чтения, развивать речь;
- учить детей применять знания и умения, полученные на уроке, в процессе коллективного чтения;
- прививать любовь к устному народному творчеству.
Оборудование: опорная схема звуков [к], [к’] и букв К, к; рисунки на которых изображены колобок, кот, кит, коса, колосок и лукошко; таблица со скороговоркой, плакат с матрёшками, рисунки с сюжетами из сказок «КОЛОБОК», «МАША И МЕДВЕДЬ», «КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А девиз у нас каков?
(Больше дела, меньше слов.)
II. Сообщение темы урока
– Прочитайте сначала буквы, написанные красным, потом синим цветом, и вы узнаете, что сейчас будет.
ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ (Обучение грамоте) |
– Верно, а что такое обучение грамоте? (Это
урок.)
– Все вместе – (Урок!)
– Произнесите последний звук в слове. ([к])
– Над этим звуком мы и будем работать сегодня на
уроке.
III. Выделение звуков [к], [к’] и наблюдение над ними
На доске рисунки: колобок, колосок, коса, кот и кит, лукошко.
– Ребята, назовите, что изображено на рисунках.
Звук [к] должен быть в начале слова. (Колобок,
колосок, коса, кот.)
– Теперь на конце. (Колобок, колосок.)
– Назовите оставшийся предмет. (Лукошко.)
– Где слышится звук [к]? (В середине
слова.)
Учитель показывает на колосок.
– Ребята, спрячьте [к] в середину слова. (Колоски.)
Вывод: звук [к] может быть в любой части слова.
IV. Скороговорка
Крошка кошка на окошке
Кашу кушала по крошке.
Хоровое произношение сначала в медленном темпе, а затем в быстром.
V. Игра в паре «Переговори соседа»
– Ребята, где можно встретить Кота в сапогах,
колобка? (В сказках.)
– А каких героев сказок, в названии которых есть
звук [к], вы знаете? (Красная Шапочка, Иванушка,
Алёнушка, Дюймовочка.)
– Дюймовочка, Золушка – это персонажи
литературных сказок, сказок, у которых есть
автор. Сивка – бурка, Елена Прекрасная – это
герои каких сказок? (Русских народных сказок.)
– Правильно, дети, это русские волшебные сказки.
– Кто из вас знает, как они появились?
– Русские народные сказки появились
давным-давно, когда не было ни машин, ни
компьютеров, ни самолётов, когда люди не умели
читать и писать. Вечерами они собирались вокруг
костра и придумывали различные истории, сочиняли
сказки. Потом родители рассказывали их своим
детям, те, когда вырастали – своим. Так из
поколения в поколение передавались русские
народные сказки. Наиболее интересные и
поучительные дошли до наших дней. Как, например,
сказка «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ».
VI. Театрализованное представление
Заранее подготовленные дети инсценируют сказку «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ».
Беседа по содержанию.
– Почему лиса и журавль поссорились?
– Чему учит эта сказка?
– Какие слова с новым звуком услышали в сказке? (Кум,
кумушка, кувшин, тарелка, окрошка,
вокруг.)
– Ребята, произнесем все вместе звук [к].
– Какой это звук? (Согласный.)
– Докажите. (Дети доказывают, а учитель
фиксирует на доске.)
[к] – согласный |
Учитель показывает на рисунки.
– Назовите только животных. (Кот, кит.)
– Произнесите первый звук в слове кот ([к]), в
слове кит ([к’]).
– Что заметили?
Учитель фиксирует на доске
VII. Игра «Твердый – мягкий»
– Я буду называть слова, если в слове есть звук [к’], хлопайте в ладоши.
Корона, керамика, сапожки, кинжал, казначейство, цветочек, карман, кафтан, конь, сундуки, королевство, конюшня, кедр.
– Молодцы, ребята!
– Приставьте пальчики к гортани, произнесите
звук [к]. Какой это звук? (Глухой.)
[к] – глухой |
На доске:
– Дайте полную характеристику звуку [к]. (Дети дают характеристику новому звуку.)
VIII. Минутка отдыха
– Сейчас мы с вами немного отдохнём.
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке.
– Из какой это сказки? (Колобок.)
Учитель показывает рисунок, на котором колобок говорит волку: «Чего тебе надобно, старче?»
– Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и скажите, что здесь не так?
А дорога – далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок… (Маша и медведь.)
– Рисунок, на котором медведь несёт короб, из которого выглядывает Машенька. Машенька говорит: «Несёт меня лиса за высокие леса…»
Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко… (Кот, петух и лиса.)
– Лиса убегает с петухом. Петух кричит: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…»
– Молодцы! Вас не проведёшь, отлично знаете сказки!
IX. Буквы К, к
– Ребята, а кто знает, какой буквой на письме обозначаются звуки [к], [к’]? (Буквой К.)
На прямую палочку
Справа села галочка.
До сих пор на ней сидит,
Буквой К на нас глядит.
– Покажите на доске букву К.
– Почему здесь четыре буквы К (Две печатные и
две письменные.)
Дети фантазируют, на что или на кого похожа буква К.
X. Чтение слогов с доски
ак – ка
ска
нка
ок –
ко
ско
нко
ук –
ку
ску
нку
ык –
кы
скы
нкы
ик –
ки
ски
нки
XI. Чтение слов
кит
сказ|ка
конь|ки
ко|са
крес|ло
Ни|ки|та
ку|куш|ка
са|ни
ко|рыт|це
– Прочитайте слова, которые состоят из трёх
слогов. Докажите. (Кукушка, Никита, корытце.)
– В каких словах два слога? Прочитайте их с
правильным ударением. (Коса, кресло, сани,
коньки.)
– Какие слова непонятны?
– Что такое коса? Какие бывают косы?
– Получается слово одно, а предметы называет
разные.
XII. Работа по «Русской азбуке»
Стр. 52 – 53
Чтение пословиц, работа по содержанию.
Чтение диалога. (Закрепить знания о диалоге.)
– О какой косе идёт речь?
Стр. 54 – 55
Чтение индивидуально, парами, хором.
XIII. Внеклассное чтение
«Лиса и козёл». Из сборника сказок К. Д. Ушинского.
– Понравилась сказка?
– Назовите героев сказки?
– Что можно сказать о лисе? Какая она?
– Охарактеризуйте козла.
– Прочитайте, как лиса обманула козла?
– Какой вывод можно сделать?
XIV. Работа по развитию речи
– Такая интересная сказка и ни одной иллюстрации. Попробуйте нарисовать словесный рисунок к сказке. (Работа в парах.)
Одна из пар представляет свою работу у доски.
XV. Задание на дом
В творческих тетрадях сделать рисунок к сказке «Лиса и козёл».
XVI. Подведение итогов урока
– Ребята, над какими звуками работали сегодня
на уроке? ([к], [к’].)
– Какой буквой обозначаются эти два звука на
письме? (Буквой К.)
– Что понравилось на уроке больше всего?
– Что вызвало затруднение?
Учитель оценивает работу у детей на уроке.
– Ребята, наш урок закончится только тогда, когда вы прочитаете, что здесь написано.
На плакате матрёшки с буквами. Нужно поставить их по росту и прочитать.
ПЕРЕМЕНА
Дополнительный материал к уроку
1) Найди слово в слове.
Кобра (кора), краска (каска), скот (кот), корм (ком), кочки (очки), кустарник(куст, тир, наст).
2) Грамматическая арифметика.
Кабан – ан + лук =? (каблук)
Корь – ь + идол – л + р =? (коридор)
Ква + рак – ак + тира =? (квартира)
Кот + ёлка – ка =? (котёл)
3) Где больше слов?