Использование элементов устного народного творчества на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • продолжить работу по формированию фонетического слуха; познакомить с новыми буквами и звуками, учить читать слова с изученными буквами, развивать навыки чтения, развивать речь;
  • учить детей применять знания и умения, полученные на уроке, в процессе коллективного чтения;
  • прививать любовь к устному народному творчеству.

Оборудование: опорная схема звуков [к], [к’] и букв К, к; рисунки на которых изображены колобок, кот, кит, коса, колосок и лукошко; таблица со скороговоркой, плакат с матрёшками, рисунки с сюжетами из сказок «КОЛОБОК», «МАША И МЕДВЕДЬ», «КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А девиз у нас каков?
(Больше дела, меньше слов.)

II. Сообщение темы урока

– Прочитайте сначала буквы, написанные красным, потом синим цветом, и вы узнаете, что сейчас будет.

ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ

(Обучение грамоте)

– Верно, а что такое обучение грамоте? (Это урок.)
– Все вместе – (Урок!)
– Произнесите последний звук в слове. ([к])
– Над этим звуком мы и будем работать сегодня на уроке.

III. Выделение звуков [к], [к’] и наблюдение над ними

На доске рисунки: колобок, колосок, коса, кот и кит, лукошко.

– Ребята, назовите, что изображено на рисунках. Звук [к] должен быть в начале   слова. (Колобок, колосок, коса, кот.)
– Теперь на конце. (Колобок, колосок.)
– Назовите оставшийся предмет. (Лукошко.)
Где слышится звук [к]? (В середине слова.)

Учитель показывает на колосок.

– Ребята, спрячьте [к] в середину слова. (Колоски.)

Вывод: звук [к] может быть в любой части слова.

IV. Скороговорка

Крошка кошка на окошке
Кашу кушала по крошке.

Хоровое произношение сначала в медленном темпе, а затем в быстром.

V. Игра в паре «Переговори соседа»

– Ребята, где можно встретить Кота в сапогах, колобка? (В сказках.)
– А каких героев сказок, в названии которых есть звук [к], вы знаете? (Красная Шапочка, Иванушка, Алёнушка, Дюймовочка.)
Дюймовочка, Золушка – это персонажи литературных сказок, сказок, у которых есть автор. Сивка – бурка, Елена Прекрасная  – это герои каких сказок? (Русских народных сказок.)
– Правильно, дети, это русские волшебные сказки.
– Кто из вас знает, как они появились?
– Русские народные сказки появились давным-давно, когда не было ни машин, ни компьютеров, ни самолётов, когда люди не умели читать и писать. Вечерами они собирались вокруг костра и придумывали различные истории, сочиняли сказки. Потом родители рассказывали их своим детям, те, когда вырастали – своим. Так из поколения в поколение передавались русские народные сказки. Наиболее интересные и поучительные дошли до наших дней. Как, например, сказка «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ».

VI. Театрализованное представление

Заранее подготовленные дети инсценируют сказку «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ».

Беседа по содержанию.

– Почему лиса и журавль поссорились?
– Чему учит эта сказка?
– Какие слова с новым звуком услышали в сказке? (Кум, кумушка, кувшин, тарелка, окрошка, вокруг.)
– Ребята, произнесем все вместе звук [к].
– Какой это звук? (Согласный.)
– Докажите. (Дети доказывают, а учитель фиксирует на доске.)

[к] – согласный

Учитель показывает на рисунки.

– Назовите только животных. (Кот, кит.)
– Произнесите первый звук в слове кот ([к]), в слове кит ([к’]).
– Что заметили?

Учитель фиксирует на доске

VII. Игра «Твердый – мягкий»

– Я буду называть слова, если в слове есть звук [к’], хлопайте в ладоши.

Корона, керамика, сапожки, кинжал, казначейство, цветочек, карман, кафтан, конь, сундуки, королевство, конюшня, кедр.

– Молодцы, ребята!
– Приставьте пальчики к гортани, произнесите звук [к]. Какой это звук? (Глухой.)

[к] – глухой

На доске:

– Дайте полную характеристику звуку [к]. (Дети дают характеристику новому звуку.)

VIII. Минутка отдыха

– Сейчас мы с вами немного отдохнём.

Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке.

– Из какой это сказки? (Колобок.)

Учитель показывает рисунок, на котором колобок говорит волку: «Чего тебе надобно, старче?»

– Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и скажите, что здесь не так?

А дорога – далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок… (Маша и медведь.)

– Рисунок, на котором медведь несёт короб, из которого выглядывает Машенька. Машенька говорит: «Несёт меня лиса за высокие леса…»

Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко… (Кот, петух и лиса.)

– Лиса убегает с петухом. Петух кричит: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…»

– Молодцы! Вас не проведёшь, отлично знаете сказки!

IX. Буквы К, к

– Ребята, а кто знает, какой буквой на письме обозначаются звуки [к], [к’]? (Буквой К.)

На прямую палочку
Справа села галочка.
До сих пор на ней сидит,
Буквой К на нас глядит.

– Покажите на доске букву К.
– Почему здесь четыре буквы К (Две печатные и две письменные.)

Дети фантазируют, на что или на кого похожа буква К.

X. Чтение слогов с доски

ак – ка                               ска                                       нка
ок – ко                               ско                                       нко
ук – ку                               ску                                       нку
ык – кы                             скы                                      нкы
ик – ки                              ски                                      нки

XI. Чтение слов

кит                                  сказ|ка                                    конь|ки     
ко|са                                 крес|ло                                  Ни|ки|та
ку|куш|ка                          са|ни                                      ко|рыт|це

– Прочитайте слова, которые состоят из трёх слогов. Докажите. (Кукушка, Никита, корытце.)
– В каких словах два слога? Прочитайте их с правильным ударением. (Коса, кресло, сани, коньки.)
– Какие слова непонятны?
– Что такое коса? Какие бывают косы?
– Получается слово одно, а предметы называет разные.

XII. Работа по «Русской азбуке»

Стр. 52 – 53
Чтение пословиц, работа по содержанию.
Чтение диалога. (Закрепить знания о диалоге.)

– О какой косе идёт речь?

Стр. 54 – 55
Чтение индивидуально, парами, хором.

XIII. Внеклассное чтение

«Лиса и козёл». Из сборника сказок К. Д. Ушинского.

– Понравилась сказка?
– Назовите героев сказки?
– Что можно сказать о лисе? Какая она?
– Охарактеризуйте козла.
– Прочитайте, как лиса обманула козла?
– Какой вывод можно сделать?

XIV. Работа по развитию речи

– Такая интересная сказка и ни одной иллюстрации. Попробуйте нарисовать словесный рисунок к сказке. (Работа в парах.)

Одна из пар представляет свою работу у доски.

XV. Задание на дом

В творческих тетрадях сделать рисунок к сказке «Лиса и козёл».

XVI. Подведение итогов урока

– Ребята, над какими звуками работали сегодня на уроке? ([к], [к’].)
– Какой буквой обозначаются эти два звука на письме? (Буквой К.)
– Что понравилось на уроке больше всего?
– Что вызвало затруднение?

Учитель оценивает работу у детей на уроке.

– Ребята, наш урок закончится только тогда, когда вы прочитаете, что здесь написано.

На плакате матрёшки с буквами. Нужно поставить их по росту и прочитать.

ПЕРЕМЕНА

Дополнительный материал к уроку

1) Найди слово в слове.

Кобра (кора), краска (каска), скот (кот), корм (ком), кочки (очки), кустарник(куст, тир, наст).

2) Грамматическая арифметика.

Кабан – ан + лук =? (каблук)
Корь – ь + идол – л + р =? (коридор)
Ква + рак – ак + тира =? (квартира)
Кот + ёлка – ка =? (котёл)

3) Где больше слов?