Цели урока:
- Отработка вычислительных навыков с многозначными числами.
- Систематизация знаний учащихся по теме “Решение задач”.
- Показ разработанных учащимися 11 класса демонстрационно-обучающих программных средств для поддержки преподавания курса математики в начальной школе с целью выработки навыков применения средств информационных компьютерных технологий при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.
- Развитие самостоятельности, мышления, внимания и интереса к предмету.
- Расширение кругозора учащихся.
Ход урока.
I Организационный момент.
Сообщить тему урока и сформулировать цели урока.
II Основная часть.
Учитель читает стихотворение с целью подготовки учащихся к восприятию материала:
“В Москве
Здесь, в старых переулках за Арбатом,
Совсем особый город…
Днём – ростепель, капели, греет солнце,
А ночью подморозит; станет чисто
Светло – и так похоже на Москву,
Старинную, далёкую…”
Учитель задает вопрос: “Хотели бы вы
оказаться в той старинной, далёкой, загадочной
для нас Москве?”.
Получив ответ учащихся, учитель продолжает
читать стихотворение.
“Повернём колесо истории назад на много сотен лет!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.”
Учитель: Весна! 19 апреля. А места то не узнать. В какое же время мы попали? Время ожесточённых феодальных распрей. С севера неторопливо двигался обоз, шли усталые ратники. Это дружина суздальского князя Юрия, прозванного Долгоруким, возвращалась из удачного похода на Новгород. Ещё с дороги, приближаясь к пересечению важных по тому времени военных и торговых путей в бассейне реки Москвы, у впадения в неё реки Неглинной, он послал своему союзнику Святославу Олеговичу приглашение прибыть “на честной пир”. “Приди ко мне, брате в Москов!”.
С этого первого летописного упоминания принято
считать официальный возраст Москвы, начало её
исторического существования.
А с какого же года? В исторической справке об этом
нет упоминания. Для вычисления этой исторической
даты мы будем использовать следующие данные:
На экране выводится год празднования 860-летия
Москвы (2007). Учащиеся находят дату первого
летописного упоминания о Москве, путем
составления и решения уравнения:
X +860 =2007
X = 2007- 860
X=1147 (12 век)
Правильное решение выводится на экране.
Используя полученный ответ, повторяем тему “Состав числа”, для этого задаем следующие вопросы:
1. Что можно рассказать про это число?
(Четырёхзначное, нечётное, соседние числа)
2. Что обозначает каждая цифра в числе?
(Количество единиц, десятков, сотен, тысяч).
Правильные ответы последовательно выводятся на
экране.
Систематизируем знания о истории возникновения г. Москвы.
Вопрос: На каком месте появились
первые постройки?
На основании увиденного на слайде, учащиеся дают
описание данному историческому месту.
Ответ: Лежавшие вокруг густые леса и
непроходимые болота делали это поселение
выгодно расположенным. В летописи 1156 года писали:
“Князь Юрий Владимирович заложи град Москву на
устии же реки Неглинны, выше реки Аузы”.
“Москва – град”- деревянная крепость
впоследствии названная Кремлём. Так началась
Москва, чтобы стоять всегда.
Вопрос: Как называлась крепость, построенная в 12 веке на Боровицком холме?
Ответ: Кремль, построенный в 1367- 1368 годах стал первой каменной крепостью на северо- востоке Руси.
Учитель: На территории Кремля развернулось небывалое строительство, в котором принимали участие лучшие русские мастера из разных городов. Так сложился уникальный кремлёвский ансамбль. Все возведенные постройки возводились в соответствии с планом.
Приложение 1. На экран выводится
вопрос: Что такое план?
(Вид сверху, местность, занятая определёнными
предметами, обозначенными с помощью условных
знаков).
Правильный ответ выводится на экране. Учащиеся
видят на экране один из первых планов Москвы,
выполненный с помощью условных знаков.
На экране появляется план Кремля с буквенными и цифровыми изображениями.
На экране появляется план Кремля, выполненный художником.
На нем учащиеся находят:
Грановитую палату;
Колокольню Ивана Великого;
Соборную площадь.
На экране появляется вопрос: Сколько лет назад появился первый план Кремля, если известно, что он появился в 1507 году?
Учащиеся решают задачу, правильный ответ выводится на экране.
1) 2007 – 1507=500 (лет)
III Самостоятельная работа учащихся.
Учитель: Постройки Кремля отличались размахом, богатством и пышностью внутреннего убранства. Для оценки грандиозности строений найдем площадь одного зала Великокняжеского дворца. Для этого решим задачу. Условие задачи 1 выводится на экран.
Задача 1
Найти площадь (S) зала в Великокняжеском дворце, длина которого 20 метров, а ширина на 6 метров меньше.
Решение:
1) 20-6=14 (м)
2) 14*20=280 (м2)
Ответ: S = 280 м2
Учащиеся решают задачу самостоятельно в тетради, правильный ответ выводится на экране.
Учитель: Площадь только одного зала 280 квадратных метров! Стоит только догадываться о величине всего дворца.
Условие задачи 2 выводится на экран.
Задача 2
Территория Кремля занимала 270000 м2 2/3 из них была занята постройками. Найдите площадь застройки.
Решение:
1) 270000 : 3 * 2 = 90000 * 2 = 180000 (м2)
Ответ: S=180000 м2
Учащиеся решают задачу самостоятельно в тетради, правильный ответ выводится на экране.
Условие задачи 3 выводится на экран.
Задача 3
В одном из дальних уголков стояло небольшое здание, где размещалась царская аптека, открывшаяся 426 лет назад. В каком году была открыта аптека?
Решение:
1) 2007- 426=1581 (год)
Ответ: в 1581 году была открыта царская аптека.
Учащиеся решают задачу самостоятельно в тетради, правильный ответ выводится на экране.
Условие задачи 4 выводится на экран.
Учитель: Царская аптека обслуживала только царя, его семью и знатных бояр. Лекарственные травы везли издалека.
Задача 4
Руту душистую везли из самого Архангельска, что
на расстоянии 1080 км . Скорость
15 км/ч . Сколько времени потребовалось для
доставки редкой травы?
Решение:
1) 1080 : 15 = 72 (ч)
2) 72 : 24 = 3 (дня)
Ответ: 3 дня потребовалось для доставки редкой травы.
Учащиеся решают задачу самостоятельно в тетради, правильный ответ выводится на экране.
Условие задачи 5 выводится на экран.
Задача 5
Для повышения аппетита царская семья использовала травяной чай следующего состава:
Рута душистая 20 г
Листья шалфея 10 г
Корень дягиля аптечного 10 г
Трава золототысячника зонтичного 20 г
Сколько всего граммов в сборе?
Решение:
1) 20+10+10+20=60 (г)
Ответ: 60 г в сборе.
Учащиеся решают задачу самостоятельно в тетради, правильный ответ выводится на экране.
IV Проверка вычислительных навыков.
Учитель: Вам хотелось бы отведать царского чая?
Но за это вы должны были бы заплатить золотыми монетами.
Для подсчёта “золотых” отбирали людей, которые могут быстро и правильно сосчитать сумму. Мог ли кто-то из вас оказаться этим человеком. Чтобы выяснить это, я предлагаю вам вычислить значения следующих математический выражений. Учащиеся письменно выполняют задание. Примеры для вычисления выводятся на экран.
Примеры:
1) 10*(350-450:9*3)= 2000
2) (24+16*25+16):40= 11
3) 6*(300-15*9*2)= 180
4) 845250:735= 1150
5) 795*504= 400680
6) 640*428-65600:164*208= 190720
7) 349160:116-720*132:108= 2130
V Подведение итогов, оценка работы учащихся.