Интегрированный урок математики с элементами москвоведения: "Решение задач на движение, нахождение площади"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели урока:

  1. Отработка вычислительных навыков с многозначными числами.
  2. Систематизация знаний учащихся по теме “Решение задач”.
  3. Показ разработанных учащимися 11 класса демонстрационно-обучающих программных средств для поддержки преподавания курса математики в начальной школе с целью выработки навыков применения средств информационных компьютерных технологий при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.
  4. Развитие самостоятельности, мышления, внимания и интереса к предмету.
  5. Расширение кругозора учащихся.

Ход урока.

I Организационный момент.

Сообщить тему урока и сформулировать цели урока.

II Основная часть.

Учитель читает стихотворение с целью подготовки учащихся к восприятию материала:

“В Москве
Здесь, в старых переулках за Арбатом,
Совсем особый город…
Днём – ростепель, капели, греет солнце,
А ночью подморозит; станет чисто
Светло – и так похоже на Москву,
Старинную, далёкую…”

Учитель задает вопрос: “Хотели бы вы оказаться в той старинной, далёкой, загадочной для нас Москве?”.
Получив ответ учащихся, учитель продолжает читать стихотворение.

“Повернём колесо истории назад на много сотен лет!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.”

Учитель: Весна! 19 апреля. А места то не узнать. В какое же время мы попали? Время ожесточённых феодальных распрей. С севера неторопливо двигался обоз, шли усталые ратники. Это дружина суздальского князя Юрия, прозванного Долгоруким, возвращалась из удачного похода на Новгород. Ещё с дороги, приближаясь к пересечению важных по тому времени военных и торговых путей в бассейне реки Москвы, у впадения в неё реки Неглинной, он послал своему союзнику Святославу Олеговичу приглашение прибыть “на честной пир”. “Приди ко мне, брате в Москов!”.

С этого первого летописного упоминания принято считать официальный возраст Москвы, начало её исторического существования.
А с какого же года? В исторической справке об этом нет упоминания. Для вычисления этой исторической даты мы будем использовать следующие данные:

На экране выводится год празднования 860-летия Москвы (2007). Учащиеся находят дату первого летописного упоминания о Москве, путем составления и решения уравнения:
X +860 =2007
X = 2007- 860
X=1147 (12 век)
Правильное решение выводится на экране.

Используя полученный ответ, повторяем тему “Состав числа”, для этого задаем следующие вопросы:

1. Что можно рассказать про это число? (Четырёхзначное, нечётное, соседние числа)
2. Что обозначает каждая цифра в числе? (Количество единиц, десятков, сотен, тысяч).
Правильные ответы последовательно выводятся на экране.

Систематизируем знания о истории возникновения г. Москвы.

Вопрос: На каком месте появились первые постройки?
На основании увиденного на слайде, учащиеся дают описание данному историческому месту.

Ответ: Лежавшие вокруг густые леса и непроходимые болота делали это поселение выгодно расположенным. В летописи 1156 года писали: “Князь Юрий Владимирович заложи град Москву на устии же реки Неглинны, выше реки Аузы”.
“Москва – град”- деревянная крепость впоследствии названная Кремлём. Так началась Москва, чтобы стоять всегда.

Вопрос: Как называлась крепость, построенная в 12 веке на Боровицком холме?

Ответ: Кремль, построенный в 1367- 1368 годах стал первой каменной крепостью на северо- востоке Руси.

Учитель: На территории Кремля развернулось небывалое строительство, в котором принимали участие лучшие русские мастера из разных городов. Так сложился уникальный кремлёвский ансамбль. Все возведенные постройки возводились в соответствии с планом.

Приложение 1. На экран выводится вопрос: Что такое план?
(Вид сверху, местность, занятая определёнными предметами, обозначенными с помощью условных знаков).
Правильный ответ выводится на экране. Учащиеся видят на экране один из первых планов Москвы, выполненный с помощью условных знаков.

На экране появляется план Кремля с буквенными и цифровыми изображениями.

На экране появляется план Кремля, выполненный художником.

На нем учащиеся находят:

Грановитую палату;
Колокольню Ивана Великого;
Соборную площадь.

На экране появляется вопрос: Сколько лет назад появился первый план Кремля, если известно, что он появился в 1507 году?

Учащиеся решают задачу, правильный ответ выводится на экране.

1) 2007 – 1507=500 (лет)

III Самостоятельная работа учащихся.

Учитель: Постройки Кремля отличались размахом, богатством и пышностью внутреннего убранства. Для оценки грандиозности строений найдем площадь одного зала Великокняжеского дворца. Для этого решим задачу. Условие задачи 1 выводится на экран.

Задача 1

Найти площадь (S) зала в Великокняжеском дворце, длина которого 20 метров, а ширина на 6 метров меньше.

Решение:

1) 20-6=14 (м)

2) 14*20=280 (м2)

Ответ: S = 280 м2

Учащиеся решают задачу самостоятельно в тетради, правильный ответ выводится на экране.

Учитель: Площадь только одного зала 280 квадратных метров! Стоит только догадываться о величине всего дворца.

Условие задачи 2 выводится на экран.

Задача 2

Территория Кремля занимала 270000 м2 2/3 из них была занята постройками. Найдите площадь застройки.

Решение:

1) 270000 : 3 * 2 = 90000 * 2 = 180000 (м2)

Ответ: S=180000 м2

Учащиеся решают задачу самостоятельно в тетради, правильный ответ выводится на экране.

Условие задачи 3 выводится на экран.

Задача 3

В одном из дальних уголков стояло небольшое здание, где размещалась царская аптека, открывшаяся 426 лет назад. В каком году была открыта аптека?

Решение:

1) 2007- 426=1581 (год)

Ответ: в 1581 году была открыта царская аптека.

Учащиеся решают задачу самостоятельно в тетради, правильный ответ выводится на экране.

Условие задачи 4 выводится на экран.

Учитель: Царская аптека обслуживала только царя, его семью и знатных бояр. Лекарственные травы везли издалека.

Задача 4

Руту душистую везли из самого Архангельска, что на расстоянии 1080 км . Скорость
15 км/ч . Сколько времени потребовалось для доставки редкой травы?

Решение:

1) 1080 : 15 = 72 (ч)

2) 72 : 24 = 3 (дня)

Ответ: 3 дня потребовалось для доставки редкой травы.

Учащиеся решают задачу самостоятельно в тетради, правильный ответ выводится на экране.

Условие задачи 5 выводится на экран.

Задача 5

Для повышения аппетита царская семья использовала травяной чай следующего состава:

Рута душистая 20 г

Листья шалфея 10 г

Корень дягиля аптечного 10 г

Трава золототысячника зонтичного 20 г

Сколько всего граммов в сборе?

Решение:

1) 20+10+10+20=60 (г)

Ответ: 60 г в сборе.

Учащиеся решают задачу самостоятельно в тетради, правильный ответ выводится на экране.

IV Проверка вычислительных навыков.

Учитель: Вам хотелось бы отведать царского чая?

Но за это вы должны были бы заплатить золотыми монетами.

Для подсчёта “золотых” отбирали людей, которые могут быстро и правильно сосчитать сумму. Мог ли кто-то из вас оказаться этим человеком. Чтобы выяснить это, я предлагаю вам вычислить значения следующих математический выражений. Учащиеся письменно выполняют задание. Примеры для вычисления выводятся на экран.

Примеры:

1) 10*(350-450:9*3)= 2000

2) (24+16*25+16):40= 11

3) 6*(300-15*9*2)= 180

4) 845250:735= 1150

5) 795*504= 400680

6) 640*428-65600:164*208= 190720

7) 349160:116-720*132:108= 2130

V Подведение итогов, оценка работы учащихся.