Цели:
- закрепить понятие о линейном, циклическом, ветвящемся алгоритме;
- закрепить умение составлять алгоритмы разных видов;
- повторить правила техники безопасности в кабинете информатики;
- развивать логическое мышление;
- развивать умение работать с мышью и клавиатурой;
- воспитывать чувство уважения и сотрудничества при работе в группах.
Оборудование:
- компьютеры;
- интерактивная доска;
- маркерная доска;
- рабочие тетради по информатике “Информатика в играх и задачах” 4 класс, 1 часть, автор А.В.Горячев;
- цветные карандаши, альбомный лист.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организацион ный момент | Учитель приветствует детей,
настраивает на работу. - Вы с собой принесли все необходимые принадлежности для урока информатики. |
Ученики проверяют готовность к уроку. |
2. Сообщение темы, целей урока | - Тема нашего урока “Закрепление знаний
по теме “Алгоритм”. Сегодня на уроке мы закрепим понятие “алгоритм”, знания о видах алгоритма. Вы будете работать двумя творческими группами, поэтому нужно соблюдать такт и уважение друг к другу. (Презентация. Лист 1) |
Ученики распределены в 2 рабочие группы, находятся за партами. |
3. Повторение правил поведения в кабинете информатики. | - В начале урока мы должны повторить
правила поведения в кабинете информатики. - В какой программе мы можем найти информацию о правилах поведения в кабинете информатики? |
- Правила поведения в кабинете мы
повторяем по программе “Мир информатики” 4 год
обучения. Ученики пересаживаются за компьютеры. Открывают программу “Мир информатики” 4 год обучения. Раздел “Правила поведения в кабинете информатики”. |
4. Постановка проблемы. | - Как вы выполняли эту работу? | Действия на компьютере выполняли по порядку, по установленному алгоритму. |
- Что такое алгоритм? (Презентация. Лист 2.) |
Алгоритм-это действия, выполненные по порядку, которые приводят к решению поставленной задачи | |
- Данный алгоритм является полным? (Презентация. Лист 3.) |
1) Пропущены слова “начало”, “конец”,
которые обозначаются овалом. 2) Условия ветвления 3) Слов “да”, “нет” (пишет ученик) |
|
5. Актуализация знаний о видах алгоритма | - В течение 1 четверти этого учебного года мы изучали виды алгоритмов. Где можно повторить информацию о видах алгоритмов? | Виды алгоритмов можно повторить в программе “Мир информатики” 4 год обучения. |
- Какие алгоритмы вы знаете? (Презентация. Лист 4.) |
1) Линейный алгоритм- описание действий,
которые выполняются по порядку однократно. 2) Ветвящийся алгоритм – это алгоритм, в котором есть ветвление. Ветвление в алгоритме – такое место в алгоритме, где нужно остановиться и решить, какую команду выполнять дальше. 3) Циклический алгоритм – это алгоритм, в котором есть цикл. Цикл в алгоритме – такая группа команд, которая выполняется в алгоритме несколько раз. |
|
6. Работа в тетрадях. | - После повторения теоретической части,
мы переходим к работе по тетрадям. 1) - Откройте тетради на стр.21. Прочитайте задание №22. |
Ученики пересаживаются за парты. 1 ученик читает задание вслух. |
- Как вы будете выполнять это задание? - Выполняйте самостоятельно задание. - Проверяем задание. Как выполнили работу? - А теперь проверим по образцу. (Презентация. Лист 5) |
В первой части установим
закономерность между числами 30 и 25 и дополним
алгоритм После этого выполним алгоритм для чисел 50 и 7. Дети проверяют работу по образцу. |
|
- Какой вид алгоритма? Почему? | Вид алгоритма – с ветвлением. Встречаются условия со словами “если”, “то”, “иначе”. | |
2) Прочитайте задание №23 - Какие вопросы у вас возникают? - Самостоятельно выполняйте задание. |
Ученики выполняют задание. | |
- А теперь работа в парах. Поменяйтесь
работами со своим соседом и проверьте работу по
образцу. (Презентация. Лист 6) - Какой вид алгоритма выполняли? Почему? |
Дети меняются тетрадями и проверяют
работу по образцу. Вид алгоритма – циклический. Встретилась команда “Повторяй несколько раз”. |
|
7. Творческая работа | 1) Выполнение алгоритма и представление
результата действий. - Каждой группе я даю алгоритм. Вы коллективно выполняете его и показываете, что у вас получается. Определяете вид алгоритма. (1 группа. Возьми цветные карандаши. Нарисуй вазу. Повторяй команды для цветов: розы, гвоздики, тюльпана: нарисуй стебель, нарисуй лепестки. Убери карандаши. Покажи рисунок всем. 2 группа. Возьми цветные карандаши. Нарисуй слона. Раскрась его. Рядом нарисуй слоненка. Если на листе много места, то нарисуй крокодила, иначе нарисуй меленькую бабочку на слоне. Убери карандаши. Покажи рисунок всем). |
1 ученик от каждой группы показывает
рисунок, определяет вид алгоритма. 1 группа – циклический алгоритм. 2 группа – ветвящийся алгоритм. |
Учитель прикрепляет рисунки на
магнитной доске и просит учеников соотнести
названия алгоритма и рисунок. - Какой алгоритм отсутствовал? |
Отсутствовал линейный алгоритм. | |
2) Составление схемы по тексту. - Я вам предлагаю составить блок – схему к тексту. Красная Шапочка гуляла по лесу и собирала цветы. Она сорвала 5 колокольчиков, 5 незабудок, 4 василька. Вдруг сзади кто-то захихикал. Красная Шапочка оглянулась и увидела Серого Волка. - Милая Красная Шапочка, поделись со мной цветами: если у тебя больше 7 цветов, дай мне 5, а иначе подари хотя бы 3. Сколько цветов осталось в букете у Красной Шапочки? - Проверьте выполнение работы на магнитной доске. У вас также? Сверим работы по образцу. (Презентация. Лист7) - Какой вид алгоритма? Почему? |
Дети составляют блок – схему в своих
тетрадях. 1 человек составляет блок – схему на магнитной доске. Дети проверяют свои работы по образцу. Вид алгоритма – ветвящийся, потому что встретились слова “если”, “то”, “иначе”. |
|
8. Проведение теста по теме “Алгоритм” | Сейчас мы проверим ваши знания по теме “Алгоритм”. Мы проведем тест. Пересаживайтесь за компьютеры. На рабочем столе найдите документ “Тест”. Откройте его, выполняйте его, записывая ответы в таблицу. | Ученики пересаживаются за компьютеры и выполняют тест. Время работы 2 мин. |
Теперь проверьте по моему образцу. (Презентация. Лист 8) - Какие результаты у вас получились? Кто допустил ошибки в №1? №2? №3? №4? №5? (Учитель заполняет таблицу с результатами выполнения на интерактивной доске). |
Ученики, допустившие ошибки, поднимают руки. | |
- В каком номере было допущено больше всего ошибок? | ||
9.Итог урока. | - Что такое алгоритм? - Какие виды алгоритма мы знаем? |
|
10. Домашнее задание. Инструктаж выполнения. | Вам необходимо составить дома блок –
схему к алгоритму, который вы получаете на
листочках. (Белоснежка и семь гномов нашли в Альпах 8 шоколадок. Потом они отправились в Карпаты и там обнаружили еще 4 шоколадки, а на Памире они нашли всего 2 шоколадки. Но там им навстречу вышел Снежный человек и проворчал: “Если у вас 12 шоколадок, отдайте мне половину, а иначе убирайтесь в свои Альпы!”) |
Дети записывают домашнее задание в дневники. |