Разработка урока информатики в 4-м классе по теме "Закрепление знаний по теме "Алгоритм"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Приложение 1 (Презентация)

Цели:

  • закрепить понятие о линейном, циклическом, ветвящемся алгоритме;
  • закрепить умение составлять алгоритмы разных видов;
  • повторить правила техники безопасности в кабинете информатики;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать умение работать с мышью и клавиатурой;
  • воспитывать чувство уважения и сотрудничества при работе в группах.

Оборудование:

  • компьютеры;
  • интерактивная доска;
  • маркерная доска;
  • рабочие тетради по информатике “Информатика в играх и задачах” 4 класс, 1 часть, автор А.В.Горячев;
  • цветные карандаши, альбомный лист.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Организацион ный момент Учитель приветствует детей, настраивает на работу.

- Вы с собой принесли все необходимые принадлежности для урока информатики.

Ученики проверяют готовность к уроку.
2. Сообщение темы, целей урока - Тема нашего урока “Закрепление знаний по теме “Алгоритм”.

Сегодня на уроке мы закрепим понятие “алгоритм”, знания о видах алгоритма. Вы будете работать двумя творческими группами, поэтому нужно соблюдать такт и уважение друг к другу.

(Презентация. Лист 1)

Ученики распределены в 2 рабочие группы, находятся за партами.
3. Повторение правил поведения в кабинете информатики. - В начале урока мы должны повторить правила поведения в кабинете информатики.

- В какой программе мы можем найти информацию о правилах поведения в кабинете информатики?

- Правила поведения в кабинете мы повторяем по программе “Мир информатики” 4 год обучения.

Ученики пересаживаются за компьютеры. Открывают программу “Мир информатики” 4 год обучения. Раздел “Правила поведения в кабинете информатики”.

4. Постановка проблемы. - Как вы выполняли эту работу? Действия на компьютере выполняли по порядку, по установленному алгоритму.
- Что такое алгоритм?

(Презентация. Лист 2.)

Алгоритм-это действия, выполненные по порядку, которые приводят к решению поставленной задачи
- Данный алгоритм является полным?

(Презентация. Лист 3.)

1) Пропущены слова “начало”, “конец”, которые обозначаются овалом.

2) Условия ветвления

3) Слов “да”, “нет”

(пишет ученик)

5. Актуализация знаний о видах алгоритма - В течение 1 четверти этого учебного года мы изучали виды алгоритмов. Где можно повторить информацию о видах алгоритмов? Виды алгоритмов можно повторить в программе “Мир информатики” 4 год обучения.
- Какие алгоритмы вы знаете?

(Презентация. Лист 4.)

1) Линейный алгоритм- описание действий, которые выполняются по порядку однократно.

2) Ветвящийся алгоритм – это алгоритм, в котором есть ветвление. Ветвление в алгоритме – такое место в алгоритме, где нужно остановиться и решить, какую команду выполнять дальше.

3) Циклический алгоритм – это алгоритм, в котором есть цикл. Цикл в алгоритме – такая группа команд, которая выполняется в алгоритме несколько раз.

6. Работа в тетрадях. - После повторения теоретической части, мы переходим к работе по тетрадям.

1) - Откройте тетради на стр.21. Прочитайте задание №22.

Ученики пересаживаются за парты.

1 ученик читает задание вслух.

- Как вы будете выполнять это задание?

- Выполняйте самостоятельно задание.

- Проверяем задание. Как выполнили работу?

- А теперь проверим по образцу.

(Презентация. Лист 5)

В первой части установим закономерность между числами 30 и 25 и дополним алгоритм

После этого выполним алгоритм для чисел 50 и 7.

Дети проверяют работу по образцу.

- Какой вид алгоритма? Почему? Вид алгоритма – с ветвлением. Встречаются условия со словами “если”, “то”, “иначе”.
  2) Прочитайте задание №23

- Какие вопросы у вас возникают?

- Самостоятельно выполняйте задание.

Ученики выполняют задание.
  - А теперь работа в парах. Поменяйтесь работами со своим соседом и проверьте работу по образцу.

(Презентация. Лист 6)

- Какой вид алгоритма выполняли? Почему?

Дети меняются тетрадями и проверяют работу по образцу.

Вид алгоритма – циклический. Встретилась команда “Повторяй несколько раз”.

7. Творческая работа 1) Выполнение алгоритма и представление результата действий.

- Каждой группе я даю алгоритм. Вы коллективно выполняете его и показываете, что у вас получается. Определяете вид алгоритма.

(1 группа. Возьми цветные карандаши. Нарисуй вазу. Повторяй команды для цветов: розы, гвоздики, тюльпана: нарисуй стебель, нарисуй лепестки. Убери карандаши. Покажи рисунок всем.

2 группа. Возьми цветные карандаши. Нарисуй слона. Раскрась его. Рядом нарисуй слоненка. Если на листе много места, то нарисуй крокодила, иначе нарисуй меленькую бабочку на слоне. Убери карандаши. Покажи рисунок всем).

1 ученик от каждой группы показывает рисунок, определяет вид алгоритма.

1 группа – циклический алгоритм.

2 группа – ветвящийся алгоритм.

Учитель прикрепляет рисунки на магнитной доске и просит учеников соотнести названия алгоритма и рисунок.

- Какой алгоритм отсутствовал?

Отсутствовал линейный алгоритм.
2) Составление схемы по тексту.

- Я вам предлагаю составить блок – схему к тексту.

Красная Шапочка гуляла по лесу и собирала цветы. Она сорвала 5 колокольчиков, 5 незабудок, 4 василька. Вдруг сзади кто-то захихикал. Красная Шапочка оглянулась и увидела Серого Волка.

- Милая Красная Шапочка, поделись со мной цветами: если у тебя больше 7 цветов, дай мне 5, а иначе подари хотя бы 3.

Сколько цветов осталось в букете у Красной Шапочки?

- Проверьте выполнение работы на магнитной доске. У вас также?

Сверим работы по образцу.

(Презентация. Лист7)

- Какой вид алгоритма? Почему?

Дети составляют блок – схему в своих тетрадях.

1 человек составляет блок – схему на магнитной доске.

Дети проверяют свои работы по образцу.

Вид алгоритма – ветвящийся, потому что встретились слова “если”, “то”, “иначе”.

8. Проведение теста по теме “Алгоритм” Сейчас мы проверим ваши знания по теме “Алгоритм”. Мы проведем тест. Пересаживайтесь за компьютеры. На рабочем столе найдите документ “Тест”. Откройте его, выполняйте его, записывая ответы в таблицу. Ученики пересаживаются за компьютеры и выполняют тест. Время работы 2 мин.
Теперь проверьте по моему образцу.

(Презентация. Лист 8)

- Какие результаты у вас получились? Кто допустил ошибки в №1?

№2?

№3?

№4?

№5?

(Учитель заполняет таблицу с результатами выполнения на интерактивной доске).

Ученики, допустившие ошибки, поднимают руки.
- В каком номере было допущено больше всего ошибок?  
9.Итог урока. - Что такое алгоритм?

- Какие виды алгоритма мы знаем?

 
10. Домашнее задание. Инструктаж выполнения. Вам необходимо составить дома блок – схему к алгоритму, который вы получаете на листочках.

(Белоснежка и семь гномов нашли в Альпах 8 шоколадок. Потом они отправились в Карпаты и там обнаружили еще 4 шоколадки, а на Памире они нашли всего 2 шоколадки. Но там им навстречу вышел Снежный человек и проворчал: “Если у вас 12 шоколадок, отдайте мне половину, а иначе убирайтесь в свои Альпы!”)

Дети записывают домашнее задание в дневники.