Цель: Уяснить периодизацию войны. Особое внимание обратить на первый и начальный периоды войны. Уяснить, что война со стороны СССР носила оборонительный характер, а германский “поход на Восток” не просто преследовал расширение “жизненного пространства”, а имел целью геноцид не только русского, но и других народов нашей страны. Узнать об основных сражениях первого периода, раскрыть причины неудач Красной Армии в первый период войны и глубоко проанализировать их. Воспитывать чувство гордости за советский народ. Развивать пространственное представление, логическое мышление.
Основные понятия: периоды Великой Отечественной войны, начальный период войны, компании, приказ№270.
Оборудование: тетрадь, таблицы, карты - “Великая Отечественная война Советского Союза”, “Разгром немецких войск под Москвой”,компьютеры, мультимедийный проектор, учебно-электронное пособие “История России ХХ век”..ч.3,КЛИО СОФТ.
План занятия:
- Повторение темы прошлого занятия.
- Изучение новой темы.
- Рефлексия.
Повторение темы прошлого занятия предлагаю провести так: разделить учащихся на группы.
Первая группа выполняет задания в рабочих
тетрадях №5, 7,8.
Вторая группа выполняет тест. (приложение
1).
Третья группа выполняет задание на компьютере
(задание контроля после параграфа№30).
Такое деление удобно для работы т. к. в классе может быть недостаточно компьютеров для всех. При этом каждый ученик в группе выполнят индивидуальное задание.
После проверки заданий можно оценить работу учащихся.
План изучения новой темы:
- Подготовка Германии к агрессии против СССР. План “Барбаросса”
- Стратегическое развертывание Советских вооруженных сил.
- Периодизация ВОв. Начальный период войны.
- Смоленское сражение и поражение войск Юго-Западного фронта на Левобережной Украине.
- Битва под Москвой, оборонительное сражение.
- Контрнаступление Советской Армии под Москвой и Ржевско-Вяземская стратегическая наступательная операция- первое поражение вермахта во второй мировой войне.
- Летне-осенняя компания 1942г.
- Анализ причин поражения Советской Армии в первый период войны.
Наиболее целесообразно тему войны начать с эмоционального момента.
Можно дать нескольким учащимся опережающее задание подготовить презентацию по теме: “Наше село впервые дни войны”, “Мой прадед защищал Москву” и т. д. Это и будет примером вклада каждой семьи, каждого человека в победу над врагом.
Затем учитель в виде обзорной лекции останавливается на пунктах 1-3 плана.
1. План “Барбаросса” был рассчитан на молниеносную войну и основывался на согласованных действиях 4-х армий.
1-ая финляндская (К. Г. Маннергейм) -на Мурманск.
2-ая “Север” (В. Лееб) – Прибалтика, Ленинград.
3-я “Центр” (Ф. Бонх) – Минск, Смоленск, Москва.
4-ая “Юг” (Г.Рундшгедт) – Днепр.
( идет работа с картой).
Война началась 22 июня 1941г. Утром воздушное и сухопутное наступление.
В первый день немцы разгромили: 66 аэродромов ,это примерно 1200 советских самолетов. Глубина продвижения противника за 3 недели составила до 550км.
2. В первые дни войны на базе приграничных военных округов были образованы фронты:
Северо-Западный – генерал Кузнецов
Западный - генерал Д. Г. Павлов.
Юго-Западный - генерал М. П. Кирпонос.
Северный - генерал Попов.
19 июня 1941г.
Председатель ГКО – Сталин И. В.
Состав:
В.М. Молотов
Г.М. Маленков
Л. П. Берия
Позднее:
И.А. Вознесенский
Л.М. Коганович
Н.А. Булганин
3. Переодизация.
1. 22 июня 1941г. – ноябрь 1941г.
2. Декабрь 1941г. – ноябрь 1942г.
3. 19 ноября 1942г. – конец 1943г.
4. 1944 – 9 мая 1945г.
5. 9 августа 1945г. – 2 сентября 1945г.
Все периоды делятся на компании: например первый период
1941- летне-осенняя компания
1941 – 1942гг. - зимняя
Май1942- 18 ноября 1942г-весенне-осенняя.
советских дивизий полностью и 72 более чем на половину.
О том, каким был начальный период войны, вывод делают сами учащиеся.
После того, как учащиеся сделали вывод о трудностях и сложностях начального периода войны, перед учащимися встает вопрос
Как вы думаете, почему было так трудно и сложно? Почему Советская Армия терпела неудачи в первый период войны?
В течение всего занятия нужно не забывать об этом вопросе и попытаться ответить на него.
По п.4-5 плана идет работа с мультимедийным учебным пособием.
Учащиеся каждый за своим компьютером (если позволяет оснащенность кабинета) или через проектор прослушивают п.1-4 из параграфа 31.Походу прослушивания в тетрадях фиксируют причины неудач Советской Армии в первый период войны.
По п.6-7 плана учащиеся работают с учебником. Самостоятельное чтение материала учебника сопровождается маркировкой текста различными значками. Это позволяет глубоко и осмысленно разобраться в прочитанном.
Например: \/ - совпало с моими представлениями
+ - чего раньше не знал, т. е. новое для учащегося.
- -не совпало с моими представлениями.
? - вызывает вопрос, непонимание.
Такая работа с текстом и электронным учебником позволяет лучше, более подробно провести рефлексию.
После прочтения текста, все, что вызвало непонимание, уточняется. Затем учащиеся, произвольно объединившись в группы по несколько человек оформляют слайд,
отвечающий на главный вопрос занятия.
Из ответов групп формулируется общие положения, и выносятся на большой экран.
Событиями 1942г. Заканчивается первый период войны. Это самый сложный и трудный этап, во время которого Советская Армия терпела неудачи. Причиной Этому было:
- незавершенность мероприятий по перевооружению и реорганизации вооруженных сил к началу войны.
- просчет советского руководства (И.В. Сталина) в определении срока нападения Германии на СССР.
- Опоздание с приведением в боевую готовность приграничных военных округов.
- неумелое руководство войсками(влияние репрессий).
- трудности управления войсками из-за неудовлетворительного состояния системы связи.
- военно-экономический потенциал Германии превышал СССР, т. к. были использованы ресурсы почти всей Западной Европы.
- стратегическое планирование ведения войны на чужой территории, не предусматривало оборонительных укреплений.
- войска были разбросаны по всей Белоруссии, а гитлеровцы шли плотным строем (предполагалось наступление с Украины).
Вывод: Из вышесказанного следует -Россия не готова к войне. За начальный период войны противник продвинулся на 550-600км. вглубь. За три недели потеряли 595,7тысяч человек.
Начальный период определил весь ход войны.
Используемая литература.
1.Всемирная история. Том 23 ,Москва-2002г.
2.Актуальные вопросы истории Великой Отечественной войны. С. И. Михалев. Красноярск – 1990г.
3.Лекция. С. И. Михалев. “Исторические проблемы изучения второй мировой войны”.
4.Кирьян М. М. Начальный период Великой Отечественной войны. Военно-исторический журнал №6,1988г.
5.В. Анфилов “ От отступления к победе”. Литературная газета. 1987г., 17 июня.