Цели:
- познакомить учащихся с природной зоной тундры, с её географическим положением, климатическими условиями;
- развивать познавательный интерес учащихся, наблюдательность, умение классифицировать, обобщать, обогащать словарный запас;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- учебник,
- карта природных зон,
- фломастеры,
- чистые листочки для записи жёлтого, зелёного и оранжевого цветов,
- гербарий.
Дети рассаживаются группами.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Нас приглашает новая природная зона.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать.
Вопросы к кроссворду:
1. Короткое название ледяной зоны.
2. Птица с необычным красным клювом.
3. Название острова, на котором расположен заповедник.
4. Арктика-царство снега и …….
5. Растение, живущее в толще воды.
6. Вид рыбы, обитающей в северных морях.(Ответы: 1. Арктика. 2. Тупик. 3. Врангеля. 4. Льда. 5. Водоросли. 6. Сайка.
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: Тундра.)
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
- Сегодня мы продолжим путешествие по природным зонам. Речь пойдёт о тундре (название темы вывешивается на доску). Вы познакомитесь с географическим положением, климатическими условиями этой зоны, о том, как беззащитна и ранима природа тундры. Прежде чем начать знакомиться с новой природной зоной, нам необходимо повторить домашнее задание.
3. Проверка знаний, полученных дома.
Работа с картой.
- Показать на карте расположение зоны арктических пустынь, каково состояние неживой природы в этой зоне?
- Каков растительный и животный мир этой природной зоны?
- Почему здесь остро стоит проблема охраны природы?
4. Физ. минутка.
5. Работа над новым материалом.
Работа с картой.
- Как вы уже знаете, цель нашей экспедиции- тундра.
- Найдите эту природную зону на ваших картах. Где она находится? (ответы детей)
ВЫВОД делает учитель, сопровождая показом на карте: тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия. Тундра в переводе с финского языка означает “бесплодная” или “враждебная”. В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Тундра находится за линией северного полярного круга).
I. Этап “Вызов” – усиливает мотивацию учения.
- Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, вспомните, что вы уже знаете о тундре. Запишите всё, что можете сказать об этой природной зоне отвечая на вопрос ЧТО Я ЗНАЮ? (этот приём направлен на активизацию полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определения целей изучения предстоящего материала).
Вопрос ЧТО Я ЗНАЮ? вывешиваю на доску. Дети записывают свои ответы 1-2 словами на листочках зелёного цвета фломастерами, выходят к доске и вокруг названия темы размещают свои ответы (сопровождая объяснениями).
-Мы составили структуру предварительных знаний по новой теме. Получилась модель “планета со спутниками”. (Учитель просит указать “спутников”,где мало информации и где указана информация, в правильности которой учащиеся сомневаются.)
II. Этап “Осмысления” – предполагает ввод новой информации.
(Когда учащиеся припомнили всё, что знали, прикинули, в чём уверены и в чём сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели они готовы приступить к этапу “Осмысление”.)
-Вы представили большую информацию по данной теме. Теперь необходимо сгруппировать полученные в результате проведённой вами работы данные. Для этого используем текст учебника на с. 87-92 . После чтения текста учебника мы пополним первично-составленную схему- новой полученной информацией и ответите на вопрос ЧТО Я УЗНАЛ?
(Учащимся предлагается система маркировки текста ИНСЕРТ, чтобы подразделить заключённую в нём информацию следующим образом.)
- (V) –“ЗНАЮ”;
- (+) –“ЭТО ДЛЯ МЕНЯ НОВОЕ”;
- (?) –“ХОЧУ ЗНАТЬ”.
(Читая текст, учащиеся отмечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения).
III. Этап “Размышления”.
(После чтения текста, учащиеся записывают свои ответы на вопрос “ЧТО Я УЗНАЛ?” на листочках жёлтого цвета и вывешиваются на доску около вопроса, сопровождая объяснениями. Ребята могут теперь вернуться к своим записям и сравнить, какие соображения у них были до и какие появились после чтения текста.) При необходимости используется гербарный материал.
-У кого в тексте стоит вопросительный знак? О чём бы вы хотели узнать более подробно? (на доску вывешивается вопрос “ЧТО Я ХОЧУ УЗНАТЬ?” оранжевого цвета. Дети задают вопросы о растениях и животных тундры по рисунку на с. 88-89 учебника.)
- Из каких источников можно об этом узнать?
6. Домашнее задание: используя дополнительную литературу, необходимо приготовить сообщение на тему: “Растительный мир тундры”, “Животный мир тундры”.
7. Итог урока: Итог урока подводится по таблице (таблица вывешивается на доску).
Сегодня на уроке я:
- познакомился с ………
- было интересно………. .
- было трудно……………
8. Оценивание учащихся.