Разработка урока по теме "Природа тундры" (по предмету "Окружающий мир")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с природной зоной тундры, с её географическим положением, климатическими условиями;
  • развивать познавательный интерес учащихся, наблюдательность, умение классифицировать, обобщать, обогащать словарный запас;
  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • учебник,
  • карта природных зон,
  • фломастеры,
  • чистые листочки для записи жёлтого, зелёного и оранжевого цветов,
  • гербарий.

Дети рассаживаются группами.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Нас приглашает новая природная зона.

Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать.

Вопросы к кроссворду:

img1.gif (1481 bytes) 1. Короткое название ледяной зоны.
2. Птица с необычным красным клювом.
3. Название острова, на котором расположен заповедник.
4. Арктика-царство снега и …….
5. Растение, живущее в толще воды.
6. Вид рыбы, обитающей в северных морях.

(Ответы: 1. Арктика. 2. Тупик. 3. Врангеля. 4. Льда. 5. Водоросли. 6. Сайка.
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: Тундра.)

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

- Сегодня мы продолжим путешествие по природным зонам. Речь пойдёт о тундре (название темы вывешивается на доску). Вы познакомитесь с географическим положением, климатическими условиями этой зоны, о том, как беззащитна и ранима природа тундры. Прежде чем начать знакомиться с новой природной зоной, нам необходимо повторить домашнее задание.

3. Проверка знаний, полученных дома.

Работа с картой.

- Показать на карте расположение зоны арктических пустынь, каково состояние неживой природы в этой зоне?

- Каков растительный и животный мир этой природной зоны?

- Почему здесь остро стоит проблема охраны природы?

4. Физ. минутка.

5. Работа над новым материалом.

Работа с картой.

- Как вы уже знаете, цель нашей экспедиции- тундра.

- Найдите эту природную зону на ваших картах. Где она находится? (ответы детей)

ВЫВОД делает учитель, сопровождая показом на карте: тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия. Тундра в переводе с финского языка означает “бесплодная” или “враждебная”. В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Тундра находится за линией северного полярного круга).

I. Этап “Вызов” – усиливает мотивацию учения.

- Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, вспомните, что вы уже знаете о тундре. Запишите всё, что можете сказать об этой природной зоне отвечая на вопрос ЧТО Я ЗНАЮ? (этот приём направлен на активизацию полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определения целей изучения предстоящего материала).

Вопрос ЧТО Я ЗНАЮ? вывешиваю на доску. Дети записывают свои ответы 1-2 словами на листочках зелёного цвета фломастерами, выходят к доске и вокруг названия темы размещают свои ответы (сопровождая объяснениями).

-Мы составили структуру предварительных знаний по новой теме. Получилась модель “планета со спутниками”. (Учитель просит указать “спутников”,где мало информации и где указана информация, в правильности которой учащиеся сомневаются.)

II. Этап “Осмысления” – предполагает ввод новой информации.

(Когда учащиеся припомнили всё, что знали, прикинули, в чём уверены и в чём сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели они готовы приступить к этапу “Осмысление”.)

-Вы представили большую информацию по данной теме. Теперь необходимо сгруппировать полученные в результате проведённой вами работы данные. Для этого используем текст учебника на с. 87-92 . После чтения текста учебника мы пополним первично-составленную схему- новой полученной информацией и ответите на вопрос ЧТО Я УЗНАЛ?

(Учащимся предлагается система маркировки текста ИНСЕРТ, чтобы подразделить заключённую в нём информацию следующим образом.)

  • (V) –“ЗНАЮ”;
  • (+) –“ЭТО ДЛЯ МЕНЯ НОВОЕ”;
  • (?) –“ХОЧУ ЗНАТЬ”.

(Читая текст, учащиеся отмечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения).

III. Этап “Размышления”.

(После чтения текста, учащиеся записывают свои ответы на вопрос “ЧТО Я УЗНАЛ?” на листочках жёлтого цвета и вывешиваются на доску около вопроса, сопровождая объяснениями. Ребята могут теперь вернуться к своим записям и сравнить, какие соображения у них были до и какие появились после чтения текста.) При необходимости используется гербарный материал.

-У кого в тексте стоит вопросительный знак? О чём бы вы хотели узнать более подробно? (на доску вывешивается вопрос “ЧТО Я ХОЧУ УЗНАТЬ?” оранжевого цвета. Дети задают вопросы о растениях и животных тундры по рисунку на с. 88-89 учебника.)

- Из каких источников можно об этом узнать?

6. Домашнее задание: используя дополнительную литературу, необходимо приготовить сообщение на тему: “Растительный мир тундры”, “Животный мир тундры”.

7. Итог урока: Итог урока подводится по таблице (таблица вывешивается на доску).

Сегодня на уроке я:

  • познакомился с ………
  • было интересно………. .
  • было трудно……………

8. Оценивание учащихся.