Результативная работа заместителя директора по учебной работе возможна в том случае, если он хорошо знает профессиональные возможности членов своего педагогического коллектива и умело использует в организации современные технологии, позволяющие развивать и стимулировать профессиональный рост педагогического коллектива.
Без хорошо организованной диагностико – аналитической работы невозможно проектировать участие педагогов в научно – исследовательской работе школы, развивать профессиональные умения педагогов, построить систему повышения профессионального мастерства учителя и творческого роста учителей. Для того чтобы работа носила системный характер необходимо уделять большое внимание изучению профессионального потенциала педагогов школы. Для этого изучаются подходы к организации урока учителем, традиции урочной работы, степень подготовки учителя к уроку, коммуникативная культура педагога и другие аспекты.
Таким образом, с течением времени возникла необходимость создать методический паспорт учителя нашей школы. Методический паспорт учителя – это своеобразный паспорт методического мастерства педагога школы.
Работая над его созданием, прежде всего мне хотелось получить целостное представление о каждом педагоге (рассчитан он на 5 лет). А также сократить бумажный поток документации, в котором практически утопает сегодняшний завуч. И одновременно избежать формализма в работе школьной администрации. Методический паспорт стал нашим помощником во всем. Во – первых, 5 лет – срок между аттестациями педагога и учреждения в целом. Во – вторых, в нем собирается вся нужная информация для анализа педагогической деятельности отдельного педагога и школы в целом. Методический паспорт – это брошюра, которая у каждого школьного МО имеет свой цвет. Структура его такова:
Раздел 1 – общие сведения об учителе – Фамилия, Имя, Отчество педагога, Специальность по диплому, дата рождения, образование, вуз и дата окончания, стаж работы, стаж работы в данной школе, педагогический стаж, квалификационный разряд, категория и год прохождения последней аттестации, награды и год получения.
Раздел 2 – творческое досье (тема самообразования, прохождение курсов повышения квалификации с указанием удостоверяющих документов), реализация темы самообразования (мероприятия, доклады, исследовательские и проектные работы, публикации, обобщение опыта работы с указанием тем, уровня мероприятия; для публикаций - № издания, страница, название издания), прохождение КПК с указанием удостоверяющих документов и форм проведения аттестации.
Раздел 3 – успешность педагогической деятельности (применение современных технологий, результаты олимпиад, научно – практических конференций, деятельность классного руководителя)
Раздел 4 – программный банк (учебная нагрузка по годам – количество учебных часов, спецкурсов и другое).
Раздел 5 – контроль за ЗУН учащихся (результаты контрольных работ, срезов, уровень их проведения, результаты промежуточной и итоговой аттестации по предметам).
Раздел 6 – итоги успеваемости по классам (семестры, год, экзамены).
Раздел 7 – прохождение программного материала, теоретическая и практическая часть.
Раздел 8 – мониторинг успеваемости учителя за год.
Раздел 9 – самоанализ работы за год (заполняется учителем в конце каждого учебного года).
Методический паспорт педагога позволяет адекватно оценить результаты профессионального роста и позитивных изменений в деятельности каждого члена педагогического коллектива.
Достоинства моего нововведения оценили руководители школ нашего города и района и используют его в своей деятельности.
Сегодня, когда уже недостаточно, как ранее, сводить качество образования к привычным процентам успеваемости и другим формальным показателям, осознанное управление школой возможно только при наличии полной, оперативной и достоверной информации о результатах деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, степени и характера воздействий объективных факторов среды. Потому-то так важно создание системы мониторинга. Признание ценности человеческой индивидуальности, процессы гуманизации и стандартизации в области образования требуют качественных изменений традиционной системы инспектирования и внутришкольного контроля. Наиболее актуально в настоящее время оценивать такие параметры качества образования, как уровни реализации индивидуальных возможностей учащихся, удовлетворенности образовательных запросов детей и их родителей, объективности оценки усвоенных знаний, умений и навыков. И, наконец, уровень выполнения требований государственного образовательного стандарта.
В конце каждого семестра (уже 4 года) мы проводим диагностирование учебного процесса. Диагностико – технологическое управление учебным процессом позволяет определить рейтинг каждого учащихся в пределах класса, школы, выявить “трудные” предметы для каждого класса, определить индекс качества класса, наметить задачи для коррекции результатов на предстоящий семестр для учащихся, учителей – предметников, классных руководителей, родителей, администрации школы.
Классные руководители по завершению семестра заполняют диагностические ведомости следующего вида:
ФИ учащегося | Русский язык | Литература | География | Химия |
Иванов | 4 | 4 | 4 | 5 |
Петров | 4 | 4 | 4 | 3 |
Сидоров | 3 | 4 | 3 | 3 |
Улядаров | 5 | 4 | 4 | 3 |
Федоров | 4 | 4 | 4 | 4 |
Юрков | 4 | 4 | 5 | 5 |
Яковлев | 3 | 4 | 4 | 3 |
Далее результаты обрабатываются (вручную или в Exel) и таблица приобретает следующий вид:
ФИ учащегося | Русский язык | Литература | География | Химия | Итог |
Иванов | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Петров | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 |
Сидоров | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Улядаров | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 |
Федоров | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Юрков | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Яковлев | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 |
5 | 7 | 6 | 3 | 21 |
Далее результаты ранжируются, и таблица приобретает следующий вид:
ФИ учащегося | Литература | География | Русский язык | Химия | Итог |
Иванов | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Федоров | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Юрков | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Улядаров | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 |
Петров | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 |
Яковлев | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
Сидоров | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
7 | 6 | 5 | 3 | 21 |
Выше линии – освоенная зона, в которой не должно быть нулей (пробелов в ЗУН учащихся), ниже – проблемная, над которой предстоит работа.
Определен рейтинг учащегося, определен “трудный предмет – в данном случае химия.
Просчитываем индекс качества
ИК = 21/7•4 = 0,7
0,8-0,9 – высокий уровень
0,6-0,7 – средний уровень
0,4-0,5 – негативное отношение к учебе
Первые два нуля – задания на следующий семестр для учащегося, для родителей, предметников, для классных руководителей – каждый делает свою работу.
Диагностические листы с результатами вкладываются в каждый классный журнал, вывешиваются в классном уголке.
Увидев однажды материалы по применению данной диагностики в одном из методических журналов (В.Н. Зайцев “Практическая дидактика”), обсудив с коллегами, мы решили его опробировать, и результаты нас радуют. Реально повышается качество знаний, увеличилось число учащихся с повышенной мотивацией к учению, увеличился процент поступлений выпускников в вузы. Работа продолжается: идет поиск новых форм мониторинга результативности учебного процесса.