Диагностико-аналитическая деятельность завуча

Разделы: Администрирование школы


    Результативная работа заместителя директора по учебной работе возможна в том случае, если он хорошо знает профессиональные возможности членов своего педагогического коллектива и умело использует в организации современные технологии, позволяющие развивать и стимулировать профессиональный рост педагогического коллектива.

    Без хорошо организованной диагностико – аналитической работы невозможно проектировать участие педагогов в научно – исследовательской работе школы, развивать профессиональные умения педагогов, построить систему повышения профессионального мастерства учителя и творческого роста учителей. Для того чтобы работа носила системный характер необходимо уделять большое внимание изучению профессионального потенциала педагогов школы. Для этого изучаются подходы к организации урока учителем, традиции урочной работы, степень подготовки учителя к уроку, коммуникативная культура педагога и другие аспекты.

    Таким образом, с течением времени возникла необходимость создать методический паспорт учителя нашей школы. Методический паспорт учителя – это своеобразный паспорт методического мастерства педагога школы.

    Работая над его созданием, прежде всего мне хотелось получить целостное представление о каждом педагоге (рассчитан он на 5 лет). А также сократить бумажный поток документации, в котором практически утопает сегодняшний завуч. И одновременно избежать формализма в работе школьной администрации. Методический паспорт стал нашим помощником во всем. Во – первых, 5 лет – срок между аттестациями педагога и учреждения в целом. Во – вторых, в нем собирается вся нужная информация для анализа педагогической деятельности отдельного педагога и школы в целом. Методический паспорт – это брошюра, которая у каждого школьного МО имеет свой цвет. Структура его такова:

Раздел 1общие сведения об учителе – Фамилия, Имя, Отчество педагога, Специальность по диплому, дата рождения, образование, вуз и дата окончания, стаж работы, стаж работы в данной школе, педагогический стаж, квалификационный разряд, категория и год прохождения последней аттестации, награды и год получения.

Раздел 2творческое досье (тема самообразования, прохождение курсов повышения квалификации с указанием удостоверяющих документов), реализация темы самообразования (мероприятия, доклады, исследовательские и проектные работы, публикации, обобщение опыта работы с указанием тем, уровня мероприятия; для публикаций - № издания, страница, название издания), прохождение КПК с указанием удостоверяющих документов и форм проведения аттестации.

Раздел 3 – успешность педагогической деятельности (применение современных технологий, результаты олимпиад, научно – практических конференций, деятельность классного руководителя)

Раздел 4 – программный банк (учебная нагрузка по годам – количество учебных часов, спецкурсов и другое).

Раздел 5 – контроль за ЗУН учащихся (результаты контрольных работ, срезов, уровень их проведения, результаты промежуточной и итоговой аттестации по предметам).

Раздел 6 – итоги успеваемости по классам (семестры, год, экзамены).

Раздел 7 – прохождение программного материала, теоретическая и практическая часть.

Раздел 8 – мониторинг успеваемости учителя за год.

Раздел 9 – самоанализ работы за год (заполняется учителем в конце каждого учебного года).

    Методический паспорт педагога позволяет адекватно оценить результаты профессионального роста и позитивных изменений в деятельности каждого члена педагогического коллектива.

    Достоинства моего нововведения оценили руководители школ нашего города и района и используют его в своей деятельности.

    Сегодня, когда уже недостаточно, как ранее, сводить качество образования к привычным процентам успеваемости и другим формальным показателям, осознанное управление школой возможно только при наличии полной, оперативной и достоверной информации о результатах деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, степени и характера воздействий объективных факторов среды. Потому-то так важно создание системы мониторинга. Признание ценности человеческой индивидуальности, процессы гуманизации и стандартизации в области образования требуют качественных изменений традиционной системы инспектирования и внутришкольного контроля. Наиболее актуально в настоящее время оценивать такие параметры качества образования, как уровни реализации индивидуальных возможностей учащихся, удовлетворенности образовательных запросов детей и их родителей, объективности оценки усвоенных знаний, умений и навыков. И, наконец, уровень выполнения требований государственного образовательного стандарта.

    В конце каждого семестра (уже 4 года) мы проводим диагностирование учебного процесса. Диагностико – технологическое управление учебным процессом позволяет определить рейтинг каждого учащихся в пределах класса, школы, выявить “трудные” предметы для каждого класса, определить индекс качества класса, наметить задачи для коррекции результатов на предстоящий семестр для учащихся, учителей – предметников, классных руководителей, родителей, администрации школы.

Классные руководители по завершению семестра заполняют диагностические ведомости следующего вида:

ФИ учащегося Русский язык Литература География Химия
Иванов 4 4 4 5
Петров 4 4 4 3
Сидоров 3 4 3 3
Улядаров 5 4 4 3
Федоров 4 4 4 4
Юрков 4 4 5 5
Яковлев 3 4 4 3

Далее результаты обрабатываются (вручную или в Exel) и таблица приобретает следующий вид:

ФИ учащегося Русский язык Литература География Химия Итог
Иванов 1 1 1 1 4
Петров 1 1 1 0 3
Сидоров 0 1 0 0 1
Улядаров 1 1 1 0 3
Федоров 1 1 1 1 4
Юрков 1 1 1 1 4
Яковлев 0 1 1 0 2
  5 7 6 3 21

Далее результаты ранжируются, и таблица приобретает следующий вид:

ФИ учащегося Литература География Русский язык Химия Итог
Иванов 1 1 1 1 4
Федоров 1 1 1 1 4
Юрков 1 1 1 1 4
Улядаров 1 1 1 0 3
Петров 1 1 1 0 3
Яковлев 1 1 0 0 2
Сидоров 1 0 0 0 1
  7 6 5 3 21

Выше линии – освоенная зона, в которой не должно быть нулей (пробелов в ЗУН учащихся), ниже – проблемная, над которой предстоит работа.

Определен рейтинг учащегося, определен “трудный предмет – в данном случае химия.

Просчитываем индекс качества

ИК = 21/7•4 = 0,7

0,8-0,9 – высокий уровень

0,6-0,7 – средний уровень

0,4-0,5 – негативное отношение к учебе

Первые два нуля – задания на следующий семестр для учащегося, для родителей, предметников, для классных руководителей – каждый делает свою работу.

Диагностические листы с результатами вкладываются в каждый классный журнал, вывешиваются в классном уголке.

    Увидев однажды материалы по применению данной диагностики в одном из методических журналов (В.Н. Зайцев “Практическая дидактика”), обсудив с коллегами, мы решили его опробировать, и результаты нас радуют. Реально повышается качество знаний, увеличилось число учащихся с повышенной мотивацией к учению, увеличился процент поступлений выпускников в вузы. Работа продолжается: идет поиск новых форм мониторинга результативности учебного процесса.