Урок обучения грамоте. Звуки [н], [н'], согласная буква Н. С.Маршак. "Цирк"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить с согласными звуками [н], [н’], буквой Н.
  2. Уточнить термины, связанные с понятием согласный, звонкий (глухой), твердый (мягкий). Работать над правильным использованием этих терминов в речи.
  3. Повторить употребление большой буквы в словах, предложении.
  4. Развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей.

Оборудование урока:

  1. индивидуальные листочки с нотками,
  2. цветные карандаши, “звуковички”,
  3. арена цирка,
  4. рисунки зверей-артистов,
  5. дворец букв.

Ход урока

I. Повторение изученного. Включение детей в учебную деятельность

(На доске дворец букв, дети стучат кулачком по парте) <Рисунок 1>

img1.JPG (18461 bytes)

- Кто, кто в нашем дворце живет?

- Во дворце живут буквы.

Учитель:

- Какие?

- Гласные и согласные.

(Учитель показывает на изученные буквы во дворце букв, вызванный ученик отвечает).

- Я гласная буква А, обозначаю гласный звук [а], могу быть ударным и безударным.

- Я согласная буква Т, обозначаю согласные глухие звуки [т], [т’];

[т] – согласный глухой твердый

[т’] – согласный глухой мягкий

- Я согласная буква Р, обозначаю согласные звонкие звуки [р], [р’];

[р] – согласный звонкий твердый

[р’] – согласный звонкий мягкий

- Молодцы! Буквы довольны вашей работой и ждут новой встречи с вами.

- А вы ждете этой встречи?

- Да!

- Мы готовы к встрече, мы готовы к новым открытиям, к новым знаниям.

- Есть ли свободные квартиры в нашем дворце букв, ребята?

- Да.

- Давайте поселим в наш дворец еще одну букву.

II. Знакомство со звуками [н], [н’] и буквой Н.

(У детей на парте листочек с нотками, карандаши: красный, синий, зеленый, простой).

- Отгадаем загадку:

На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.

- Что это?

- Ноты. (Дети переворачивают листочки, где нарисован нотный стан и ноты).

(Дети работают на листочках, учитель на доске). <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>

img2.JPG (16637 bytes)

img3.JPG (20696 bytes)

img4.JPG (23258 bytes)

img5.JPG (19614 bytes)

- Произнесите слово. (Ноты).

- Сколько гласных слышим? (Два гласных - [о], [ы]. Значит в слове два слога).

- Какой слог ударный? (Первый слог ударный).

- Произнесите 1 слог. ([но]).

- Какой звук слышим в начале? ([н]).

- Какой он? (Согласный).

- Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду).

- Какой это согласный? Проверим. (Дети ладошками закрывают ушки, произносят звук [н]). <Рисунок 6>

img6.JPG (22782 bytes)

- Согласный звонкий.

-[н], [но] Согласный звонкий…. . ?

- В слове ноты звук [н] твердый, т. к. за [н] слышим [о], [но], звучит твердо.

- [н] – согласный звонкий твердый.

- Летом в парке мы любим кататься на маленькой лошадке… (Пони).

- Сколько гласных в слове? (Два - [о], [и], значит два слога).

- Какой слог ударный? (первый слог ударный).

- Произнеси второй слог.

- [н’и]

- Какой звук слышим вначале слога? ([н’])

- Он какой? (Согласный)

- Какой согласный? (Согласный звонкий)

-[н’и], [н’]

- Он согласный звонкий мягкий, т. к. за [н’] слышим [и’], [н’и].

- О каких звуках мы говорили?

- [н], [н’]

- Можно увидеть звуки? (Да. Нужен знак - буква)

- Согласные звонкие звуки [н], [н’] обозначим согласной буквой Н (эн).

(У детей на листочках:)

- На что похожа буква Н?
На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.

- Поселим букву Н в наш дворец. Живи буква Н во дворце букв. (Учитель вставляет карточку с буквой). <Рисунок 7>

- Представьте нового жильца.

- Я согласная буква Н, обозначаю согласные звуки [н], [н’];

[н] – согласный звонкий твердый

[н’] – согласный звонкий мягкий

- С кем дружат согласные буквы? (С гласными)

- Почему? (Образуют слоги).

III. Чтение слогов (Азбука с. 52 )

- Прочтите слоги 1 столбика (По, то, ро, но, го)

- Какой согласный звук в каждом слоге? (Твердый)

- Почему? (Твердость согласного звука обозначены буквой о. Ставим над буквой синюю точку).

- Прочитайте слоги, где согласные звуки мягкие. (ти, пи, ри, ги, ни)

- Мягкость согласного звука обозначена буквой И. (Ставлю зеленую точку);

- Вспомните имена учеников нашего класса. Назовите имена, где есть звук [н]. (Дарина, Марианна, Айнур, Айназ, Амирхан, Альбина).

- Имена, где звук [н’]. (Леонид, Никита, Даниял, Николай).

- Молодцы!

- Прочитайте буквосочетания из двух слогов?

- Какие буквосочетания являются словами? (они, ори)

ФИЗМИНУТКА

- Если слышу в слове звуки [н], [н’] – хлопаю в ладоши.

- Если нет – приседаю.

Учитель называет слова, дети выполняют упражнения. (Нитки, кот, сосна, парта, Наташа, пенал, доска, ручка, книга, карандаш, ученик).

IV. Работа с предложением. (Азбука с. 52)

- Найдите на странице азбуки слово из трех слогов;

- Ирина;

- Проверим. И – ри – на. В слове три гласных, три слога.

- Как можно назвать девочек? (Подружки);

- Прочитаем предложение;

- Ирина, Инга, Инна – подружки;

- Одинаковый ли звук обозначает буква Н в словах предложения? (Да);

- [н] – согласный звонкий твердый. (ставим синюю точку);

- Почему слова напечатаны с большой буквы? (Это имена собственные, имена девочек);

- Начало предложения – большая буква;

- Подчеркните букву;

- Ирина, Инга, Инна – подружки.

V. Работа с текстом. Чтение отрывков из стихотворения С. Маршака “Цирк” (Азбука с. 53)

- Буквы, жители дворца, довольны вашей работой на уроке. Они приглашают Вас (звучит музыка) в цирк. (На доске нарисована арена, по ходу чтения учитель прикрепляет на доску рисунки артистов).

- Кто автор?

- Самуил Яковлевич Маршак. 120 лет со дня рождения мы будем отмечать в ноябре. Его стихи читают и перечитывают. Это известный детский поэт. (На доске портрет писателя);

- Прочитаем название (Цирк);

- О чем будем читать?

- Посмотрите на рисунки в азбуке, кто выступает в цирке? (Тюлень, пингвин);

- Что они умеют делать? (Ответы детей);

- Давайте узнаем, как об этом рассказывает Самуил Маршак. (Дети читают произведение про себя); <Рисунок 8>

img8.JPG (23776 bytes)

- Кто выступает в цирке?

- Что они умеют делать? (Чтение вслух с комментированием непонятных слов, работа над содержанием); <Рисуно 9>, <Рисунок 10>

img9.JPG (21643 bytes)

img10.JPG (26151 bytes)

- Кто такие жонглеры?

- Кого называют атлетами?

- Что организовали звери?

- А кто в этом оркестре пингвин?

- Кто вам больше всего понравился, запомнился?

- Вот они наши артисты! (Учитель показывает на доску, где по ходу чтения к доске прикреплялись рисунки); <Рисунок 11>

- Аплодисменты артистам! Молодцы!

- А теперь они наши слушатели. Прочитаем для них стихотворение. (Дети читают выразительно отрывок для зрителей-артистов у доски).

VI. Рефлексия урока.

- Какая буква поселилась сегодня в нашем дворце?

- Назовите артистов цирка, в названии которых есть буква [н]. Дайте характеристику звукам.

- Тюлени – [н’] – согласный звонкий мягкий;

- Слон - [н] - согласный звонкий твердый;

(кони, пони, пингвин, еноты…)

- А как я сегодня работал на уроке?

- Раскрасим наши нотки… <Рисунок 12>, <Рисунок 13>

- зеленая нотка. Я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял.
- желтая нотка. Я могу лучше работать на уроке. У меня не все получалось на уроке.
- красная нотка. Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь.

Дети выбирают цвет, раскрашивают нотки на листочке.

VII. Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок, нарисовать иллюстрацию.