Интегрированный урок. Урок-путешествие в страну "Местоимение". Русский язык, 6-й класс. (Учебник русского языка, 6-й класс, авторы М.Т. Баранов и др.)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  • закрепить изученный материал по теме: “Местоимение как часть речи”,
  • работать над грамотностью письма,
  • обогащать словарный запас детей,
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся,
  • показать возможности преподавания русского языка (нестандартный урок - связь с туризмом).

Оборудование:

  • иллюстрации горных вершин, книги по туризму,
  • пластинка с песней Владимира Высоцкого “Вершина”,
  • проигрыватель,
  • рыбки (нарисованные),
  • компас,
  • рюкзак,
  • цветной мелок,
  • листы бумаги,
  • гитара;
  • учебники русского языка, авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. М. “Просвещение” 2007 г.

Оформление доски:

  • иллюстрация горных вершин,
  • число,
  • классная работа,
  • тема урока,
  • девиз урока,
  • словарь,
  • урок-путешествие в страну “Местоимение”,
  • нарисованный палаточный городок,
  • карта маршрута,
  • удочки,
  • кроссворд,
  • рыбки на волнах,
  • письмо по памяти.

План урока

Огрмомент (на партах лежат листочки)

a) Приветствие.

б) Наведение рабочего порядка.

2. Объявление темы и цели урока.

Тема нашего урока: Путешествие в страну местоимение. Мы должны закрепить изученный материал. И урок наш будет необычный. Мы с вами отправимся в замечательную страну “Местоимение”. Страна это большая, она занимает третье место, после существительного и глагола. Из 30 самых частых слов - 12 местоимений. Путешествовать мы будем, как настоящие туристы. Наш путь будет проходить через равнины, горы, реки. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам, бесстрашным, горячим сердцам молодым - все под силу. Девиз: “Ничто нам не трудно, бесстрашным, горячим сердцам молодым” (хором) Отправляясь в путешествие, мы возьмем рюкзак, компас, карту маршрута. В рюкзак мы должны положить местоимения, которые помогут нам преодолеть преграды.

3. а) Опрос по правилам.

  • Так что же такое местоимение?
  • Какие бывают местоимения по значению и грамматическим особенностям?

- Хорошо. В поход мы с вами готовы. Отправляясь в поход, туристы всегда берут с собой маршрутный лист. А для нас это будут рабочие тетради.

4. - Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока.

- Турист должен много знать, а как же нам обойтись без таких необходимых в походе слов, как: азимут, компас, гитара, здоровье? Итак, туристический словарь (записывают).

Азимут - объяснить лексическое значение (Угол между плоскостью меридиана точки наблюдения и вертикальной плоскостью, проходящей через эту точку и наблюдаемый объект).

Компас – прибор для определения сторон горизонта.

Задание: Составить предложение и разобрать его. Сделать синтаксический разбор. В предложении должно быть местоимение. Записать на доске: В свой поход ребята взяли компас и гитару.

Итак, в путь!

5. Наш маршрут проходит через библиотеку. Там столько много замечательных книг! Ночью они разговаривают друг с другом. И если внимательно прислушаться, можно услышать много интересного. Что вы услышали?

а) Проверка домашнего задания. Домашнее сочинение “Подслушанный разговор”

Однажды я пришел в библиотеку, чтобы взять новую книгу. С выбранной книгой я решил посидеть в читальном зале. Увлекшись чтением, не заметил, как ушла библиотекарь.

Когда дверь за ней закрылась, по всему помещению пронеслась струйка золотой пыли. И вдруг все книжки на полках запрыгали и заговорили. Онемев от страха, я спрятался под стол, а когда увидел, что страшного ничего нет, осмелел и стал наблюдать за происходящим.

Книга, под названием “Преследователь”, бегала и стреляла из воображаемого пистолета. Книга “Собрание стихов Пушкина” подходила ко всем и говорила: “Мой первый друг, мой друг бесценный!” В библиотеке поднялся шум: книги хохотали, прыгали, бегали и даже дрались. Затем все замолчали. Самые умные стали вести научные споры. Но, как только часы пробили шесть утра, они одновременно вернулись на полки, и всё успокоилось. Через некоторое время пришла библиотекарь. Я тихонько выполз из-под стола и быстро побежал домой.

Теперь я знаю, что книги живые. Они воспитывают и учат нас, поэтому и обращаться с ними нужно бережно.

Задание: Назвать местоимения в домашнем сочинении.

6. - Дорога становится все труднее и труднее. Теперь нам нужен настоящий

инструктор по туризму. Представляю руководителя нашего школьного туристического кружка “Крокус”.

Руководитель кружка:

- А ну-ка, всем не унывать и только весело шагать!

Физминутка

Кто шагает с рюкзаком?
Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком?
Мы, туристы!
Нас вперед ведут Дороги!
Наш девиз: “Всегда вперед!”
Эй, ребята, тверже шаг!
Что турист берет в дорогу?
Песню, ложку и рюкзак!

Руководитель туристического кружка:

- Вот мы у подножья горы, удивительная картина открывается нашему взору.
Стихотворение А.С. Пушкина “Кавказ” (читать наизусть)

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне....

Учитель:

Друзья, нас ждут испытания. Взялись за ручки. (Работа в тетрадях)

Задание: записать местоимения и объяснить разряд, правописание.

Повторяющиеся местоимения записать один раз.

Выборочный диктант.

Великий русский поэт А.С. Пушкин писал своему другу Дельвигу:

1)

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил, когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный, твой колокольчик огласил.

Проверка работы.

- Продолжаем работать дальше.

2) (Из девиза). Ничто нам не трудно, бесстрашным, горячим сердцам молодым!

Объяснить: ничто.

3) Некто шел по какой - то дороге и нашел нечто, (неопределенные).

4) Не с кем было поговорить, (отриц.)

5) Дорогой Антон Семёнович! Вчера прочитал Вашу книжку. (10 мест)

7. Руководитель туристического кружка:

Можно подниматься в горы. Вперед, к вершинам! Поможет нам В.С. Высоцкий, известный актер, бард. Звучит песня “Вершина”.

Мы с вами на вершине, по традиции, на покоренной вершине, туристы оставляют письмо для будущих покорителей гор.

8. Учитель:

Взяли ручки. Письмо по памяти. Указать местоимения.

Ты по стране идёшь, и нет такой преграды,
Чтобы тебя остановить могла.
Перед тобой смолкают водопады,
И отступает ледяная мгла.
(М. Исаковский)

Проверка работы

9. Руководитель туристического кружка:

Начинаем спуск. Мы устали. Пора и отдохнуть. На обед приготовим уху. Рыбаки, на рыбалку!

На рыбках:

1. Когда руки бывают тремя местоимениями? (Когда они вы мы ты)

2. Какой остров называет местоимение? Когда говорит о своей величине? (Ямал).

3. Какие местоимения пишутся с дефисом?

Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно.

4. В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?

Если ни и не отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.

Ни у кого. Не с кем

5. Какое местоимение не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа? (Возвратное – себя)

6. Шарада

Мой первый слог найдёшь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом – столик школьный твой.(пар-та).

10. Учитель:

Взаимопроверка (по правилам). Листочки по отрядам.

А вы, ребята, побеседуйте друг с другом. Поделитесь впечатлениями и поставьте друг другу оценки.

  • 1 отряд: § 68, 69, 70
  • 2 отряд: § 71, 72, 73
  • 3 отряд: § 74, 75.

11. Руководитель туристического кружка:

Ребята, у нас очень необычная рыба, чтобы она попала в котелок, надо отгадать задание. Уха была замечательная. Все к костру!

12. Учитель:

Творческая работа:

Попробуем себя в поэзии. Даю первую строчку, а вы придумайте стихотворения. Желательно, чтобы в них были местоимения.

1 отряд.

Сидим мы дружно у костра
Под куполом небес,
Смеркается… и в тишине
Нам тихо шепчет лес.

2 отряд

Как хорошо, что стало тепло,
Солнце смотрит в наше окно,
Птицы летят в родные края,
С радостью всем о весне говорят!

3 отряд

Солнце светит нам прямо в окно,
Птицы летят в родные края,
Вся зеленеет наша земля.

а) Проверка работы (читают свои варианты).

б) Запись в тетради (лучшее – один учащийся на доске).

13. Руководитель туристического кружка:

Снова в путь. Осталось совсем немного.

Учитель: Ребята, перед нами последнее испытание. Если мы с ним справимся, то попадем в стану “Местоимение”.

Кроссворд – шарада.

В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.

  1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?
  2. Сколько личных местоимений в слове семья?
  3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.
  4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.
  5. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Ответы: 1- яма, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда. Местоимение.

Руководитель туристического кружка:

Ура! Победа.

14. Оценки.

15. Домашнее задание

16. Учитель: Наше путешествие закончилось. Примите телеграмму: “Дорогие ребята! Всем спасибо за урок. Любовь Дмитриевна”.

  1. И хотя в настоящей телеграмме не ставят знаки препинания (чтобы меньше стоила), вы поставьте все знаки по правилам.
  2. Объяснить знаки препинания.

17. Итог урока.