Цели:
- закрепить изученный материал по теме: “Местоимение как часть речи”,
- работать над грамотностью письма,
- обогащать словарный запас детей,
- способствовать развитию творческих способностей учащихся,
- показать возможности преподавания русского языка (нестандартный урок - связь с туризмом).
Оборудование:
- иллюстрации горных вершин, книги по туризму,
- пластинка с песней Владимира Высоцкого “Вершина”,
- проигрыватель,
- рыбки (нарисованные),
- компас,
- рюкзак,
- цветной мелок,
- листы бумаги,
- гитара;
- учебники русского языка, авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. М. “Просвещение” 2007 г.
Оформление доски:
- иллюстрация горных вершин,
- число,
- классная работа,
- тема урока,
- девиз урока,
- словарь,
- урок-путешествие в страну “Местоимение”,
- нарисованный палаточный городок,
- карта маршрута,
- удочки,
- кроссворд,
- рыбки на волнах,
- письмо по памяти.
План урока
Огрмомент (на партах лежат листочки)
a) Приветствие.
б) Наведение рабочего порядка.
2. Объявление темы и цели урока.
Тема нашего урока: Путешествие в страну местоимение. Мы должны закрепить изученный материал. И урок наш будет необычный. Мы с вами отправимся в замечательную страну “Местоимение”. Страна это большая, она занимает третье место, после существительного и глагола. Из 30 самых частых слов - 12 местоимений. Путешествовать мы будем, как настоящие туристы. Наш путь будет проходить через равнины, горы, реки. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам, бесстрашным, горячим сердцам молодым - все под силу. Девиз: “Ничто нам не трудно, бесстрашным, горячим сердцам молодым” (хором) Отправляясь в путешествие, мы возьмем рюкзак, компас, карту маршрута. В рюкзак мы должны положить местоимения, которые помогут нам преодолеть преграды.
3. а) Опрос по правилам.
- Хорошо. В поход мы с вами готовы. Отправляясь в поход, туристы всегда берут с собой маршрутный лист. А для нас это будут рабочие тетради.
4. - Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока.
- Турист должен много знать, а как же нам обойтись без таких необходимых в походе слов, как: азимут, компас, гитара, здоровье? Итак, туристический словарь (записывают).
Азимут - объяснить лексическое значение (Угол между плоскостью меридиана точки наблюдения и вертикальной плоскостью, проходящей через эту точку и наблюдаемый объект).
Компас – прибор для определения сторон горизонта.
Задание: Составить предложение и разобрать его. Сделать синтаксический разбор. В предложении должно быть местоимение. Записать на доске: В свой поход ребята взяли компас и гитару.
Итак, в путь!
5. Наш маршрут проходит через библиотеку. Там столько много замечательных книг! Ночью они разговаривают друг с другом. И если внимательно прислушаться, можно услышать много интересного. Что вы услышали?
а) Проверка домашнего задания. Домашнее сочинение “Подслушанный разговор”
Однажды я пришел в библиотеку, чтобы взять новую книгу. С выбранной книгой я решил посидеть в читальном зале. Увлекшись чтением, не заметил, как ушла библиотекарь.
Когда дверь за ней закрылась, по всему помещению пронеслась струйка золотой пыли. И вдруг все книжки на полках запрыгали и заговорили. Онемев от страха, я спрятался под стол, а когда увидел, что страшного ничего нет, осмелел и стал наблюдать за происходящим.
Книга, под названием “Преследователь”, бегала и стреляла из воображаемого пистолета. Книга “Собрание стихов Пушкина” подходила ко всем и говорила: “Мой первый друг, мой друг бесценный!” В библиотеке поднялся шум: книги хохотали, прыгали, бегали и даже дрались. Затем все замолчали. Самые умные стали вести научные споры. Но, как только часы пробили шесть утра, они одновременно вернулись на полки, и всё успокоилось. Через некоторое время пришла библиотекарь. Я тихонько выполз из-под стола и быстро побежал домой.
Теперь я знаю, что книги живые. Они воспитывают и учат нас, поэтому и обращаться с ними нужно бережно.
Задание: Назвать местоимения в домашнем сочинении.
6. - Дорога становится все труднее и труднее. Теперь нам нужен настоящий
инструктор по туризму. Представляю руководителя нашего школьного туристического кружка “Крокус”.
Руководитель кружка:
- А ну-ка, всем не унывать и только весело шагать!
Физминутка
Кто шагает с рюкзаком?
Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком?
Мы, туристы!
Нас вперед ведут Дороги!
Наш девиз: “Всегда вперед!”
Эй, ребята, тверже шаг!
Что турист берет в дорогу?
Песню, ложку и рюкзак!
Руководитель туристического кружка:
- Вот мы у подножья горы, удивительная картина
открывается нашему взору.
Стихотворение А.С. Пушкина “Кавказ” (читать
наизусть)
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне....
Учитель:
Друзья, нас ждут испытания. Взялись за ручки. (Работа в тетрадях)
Задание: записать местоимения и объяснить разряд, правописание.
Повторяющиеся местоимения записать один раз.
Выборочный диктант.
Великий русский поэт А.С. Пушкин писал своему другу Дельвигу:
1)
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил, когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный, твой колокольчик огласил.
Проверка работы.
- Продолжаем работать дальше.
2) (Из девиза). Ничто нам не трудно, бесстрашным, горячим сердцам молодым!
Объяснить: ничто.
3) Некто шел по какой - то дороге и нашел нечто, (неопределенные).
4) Не с кем было поговорить, (отриц.)
5) Дорогой Антон Семёнович! Вчера прочитал Вашу книжку. (10 мест)
7. Руководитель туристического кружка:
Можно подниматься в горы. Вперед, к вершинам! Поможет нам В.С. Высоцкий, известный актер, бард. Звучит песня “Вершина”.
Мы с вами на вершине, по традиции, на покоренной вершине, туристы оставляют письмо для будущих покорителей гор.
8. Учитель:
Взяли ручки. Письмо по памяти. Указать местоимения.
Ты по стране идёшь, и нет такой преграды,
Чтобы тебя остановить могла.
Перед тобой смолкают водопады,
И отступает ледяная мгла.
(М. Исаковский)
Проверка работы
9. Руководитель туристического кружка:
Начинаем спуск. Мы устали. Пора и отдохнуть. На обед приготовим уху. Рыбаки, на рыбалку!
На рыбках:
1. Когда руки бывают тремя местоимениями? (Когда они вы мы ты)
2. Какой остров называет местоимение? Когда говорит о своей величине? (Ямал).
3. Какие местоимения пишутся с дефисом?
Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно.
4. В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?
Если ни и не отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.
Ни у кого. Не с кем
5. Какое местоимение не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа? (Возвратное – себя)
6. Шарада
Мой первый слог найдёшь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом – столик школьный твой.(пар-та).
10. Учитель:
Взаимопроверка (по правилам). Листочки по отрядам.
А вы, ребята, побеседуйте друг с другом. Поделитесь впечатлениями и поставьте друг другу оценки.
- 1 отряд: § 68, 69, 70
- 2 отряд: § 71, 72, 73
- 3 отряд: § 74, 75.
11. Руководитель туристического кружка:
Ребята, у нас очень необычная рыба, чтобы она попала в котелок, надо отгадать задание. Уха была замечательная. Все к костру!
12. Учитель:
Творческая работа:
Попробуем себя в поэзии. Даю первую строчку, а вы придумайте стихотворения. Желательно, чтобы в них были местоимения.
1 отряд.
Сидим мы дружно у костра
Под куполом небес,
Смеркается… и в тишине
Нам тихо шепчет лес.
2 отряд
Как хорошо, что стало тепло,
Солнце смотрит в наше окно,
Птицы летят в родные края,
С радостью всем о весне говорят!
3 отряд
Солнце светит нам прямо в окно,
Птицы летят в родные края,
Вся зеленеет наша земля.
а) Проверка работы (читают свои варианты).
б) Запись в тетради (лучшее – один учащийся на доске).
13. Руководитель туристического кружка:
Снова в путь. Осталось совсем немного.
Учитель: Ребята, перед нами последнее испытание. Если мы с ним справимся, то попадем в стану “Местоимение”.
Кроссворд – шарада.
В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.
- Какие два местоимения мешают движению на дорогам?
- Сколько личных местоимений в слове семья?
- Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.
- Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.
- Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.
Ответы: 1- яма, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда. Местоимение.
Руководитель туристического кружка:
Ура! Победа.
14. Оценки.
15. Домашнее задание
16. Учитель: Наше путешествие закончилось. Примите телеграмму: “Дорогие ребята! Всем спасибо за урок. Любовь Дмитриевна”.
- И хотя в настоящей телеграмме не ставят знаки препинания (чтобы меньше стоила), вы поставьте все знаки по правилам.
- Объяснить знаки препинания.
17. Итог урока.