Цели и задачи:
- Знакомство с жанром пейзажа.
- Развитие наблюдательности, внимания, умения выбирать прекрасное в окружающей действительности.
- Развитие навыков рисования отдельных деревьев.
- Вопросы перспективы, художественного образа в пейзаже.
- Развитие любви к родной природе.
- Эстетическое воспитание.
Оборудование урока:
Репродукции с картин известных художников. Детские рисунки. Свои собственные работы. Вода, краски, кисти, простые карандаши, гуашь белая, воск.
1 Организационный момент. Проверить готовность детей к уроку. Что лежит слева (альбом), справа (краски, баночка).
- Дети! Посмотрите, как прекрасен зимний лес!
Пред вами картина, изображающая природу. Такая картина будет называться пейзажем! А художник, который рисует пейзаж, называется художником- пейзажистом.
Повторить хором слова “пейзаж” и “пейзажист”.
И так: пейзаж - это образ конкретной природы.
Пейзаж - это самостоятельный жанр в изобразительном искусстве.
Существует несколько разновидностей пейзажа.
- Городской
- Сельский (деревенский)
- Былинно-сказочный
- Фабрично-заводской
- Фантастический и т.д.
Дать анализ картин известных художников.
- Посмотрите, как художник И. И. Шишкин раскрывает красоту зимнего леса!
Художник не только рассказывает нам, что видел, но и показывает, как прекрасно все в природе.
Все деревья разные: одни стройные, другие кривые; одни толстые, другие тонкие. Снег лежит на сучках, на стволах.
Настроение пейзажа определяется отношением больших масс земли к небу!
Белого снега нет! Снег - серый, голубой, сиреневый… Снег - темнее белого листа бумаги.
Вот какие открытия мы сделали с вами.
Художник, рисуя акварелью, никогда не применяет белой краски. Роль белой краски выполняет белая бумага.
Дети! Нарисовать такой пейзаж очень трудно: нужно долго учится… Поэтому, предлагаю нарисовать пару деревьев укутанных снегом.
Давайте вместе с вами с закрытыми глазами (под музыку Свиридова “Зимняя дорога”) вспомним самые интересные места в лесу, на опушке, в карьерах…
Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”.
Представим эти места зимой вечером, утром и т. д.
Компоновку пейзажа начинают с больших масс земли и неба.
Художник никогда не допускает, чтобы горизонт делил лист пополам.
Обратить внимание:
- Наличие горизонта.
- Небо до горизонта! Сверху - темней, к горизонту- светлей.
- Ствол дерева не доводят до низа листа.
- Ель – сине-зеленая, темная.
- Лес в дали – сиреневатый, чуть темней неба.
Лес зимой таинственный, заснеженный…
На протяжении урока следить, чтобы:
- Дети рисовали без линейки.
- Рисовали тонкими линиями.
- Чем ближе дерево к зрительному ряду, тем изображение его крупней и выразительнее.
- Чтобы ребята избегали черной (открытой) краски.
Показать выполнение пейзажа на листе бумаги карандашом, красками.
Самостоятельная работа учащихся, в ходе которой учитель помогает ребятам, советует, подсказывает в индивидуальной форме.
В конце урока подвести итог. Выставка детского рисунка. Анализ работ.
Обратить внимание на наличие линии горизонта. Все изображения предметов по мере удаления к горизонту будут меньше и меньше… это закон перспективы.