Пейзаж (изображение группы деревьев зимой)

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  • Знакомство с жанром пейзажа.
  • Развитие наблюдательности, внимания, умения выбирать прекрасное в окружающей действительности.
  • Развитие навыков рисования отдельных деревьев.
  • Вопросы перспективы, художественного образа в пейзаже.
  • Развитие любви к родной природе.
  • Эстетическое воспитание.

Оборудование урока:

Репродукции с картин известных художников. Детские рисунки. Свои собственные работы. Вода, краски, кисти, простые карандаши, гуашь белая, воск.

 

1 Организационный момент. Проверить готовность детей к уроку. Что лежит слева (альбом), справа (краски, баночка).

- Дети! Посмотрите, как прекрасен зимний лес!

Пред вами картина, изображающая природу. Такая картина будет называться пейзажем! А художник, который рисует пейзаж, называется художником- пейзажистом.

Повторить хором слова “пейзаж” и “пейзажист”.

И так: пейзаж - это образ конкретной природы.

Пейзаж - это самостоятельный жанр в изобразительном искусстве.

Существует несколько разновидностей пейзажа.

  • Городской
  • Сельский (деревенский)
  • Былинно-сказочный
  • Фабрично-заводской
  • Фантастический и т.д.

Дать анализ картин известных художников.

- Посмотрите, как художник И. И. Шишкин раскрывает красоту зимнего леса!

Художник не только рассказывает нам, что видел, но и показывает, как прекрасно все в природе.

Все деревья разные: одни стройные, другие кривые; одни толстые, другие тонкие. Снег лежит на сучках, на стволах.

Настроение пейзажа определяется отношением больших масс земли к небу!

Белого снега нет! Снег - серый, голубой, сиреневый… Снег - темнее белого листа бумаги.

Вот какие открытия мы сделали с вами.

Художник, рисуя акварелью, никогда не применяет белой краски. Роль белой краски выполняет белая бумага.

Дети! Нарисовать такой пейзаж очень трудно: нужно долго учится… Поэтому, предлагаю нарисовать пару деревьев укутанных снегом.

Давайте вместе с вами с закрытыми глазами (под музыку Свиридова “Зимняя дорога”) вспомним самые интересные места в лесу, на опушке, в карьерах…

Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”.

Представим эти места зимой вечером, утром и т. д.

Компоновку пейзажа начинают с больших масс земли и неба.

Художник никогда не допускает, чтобы горизонт делил лист пополам.

Обратить внимание:

  • Наличие горизонта.
  • Небо до горизонта! Сверху - темней, к горизонту- светлей.
  • Ствол дерева не доводят до низа листа.
  • Ель – сине-зеленая, темная.
  • Лес в дали – сиреневатый, чуть темней неба.

Лес зимой таинственный, заснеженный…

На протяжении урока следить, чтобы:

  1. Дети рисовали без линейки.
  2. Рисовали тонкими линиями.
  3. Чем ближе дерево к зрительному ряду, тем изображение его крупней и выразительнее.
  4. Чтобы ребята избегали черной (открытой) краски.

Показать выполнение пейзажа на листе бумаги карандашом, красками.

Самостоятельная работа учащихся, в ходе которой учитель помогает ребятам, советует, подсказывает в индивидуальной форме.

В конце урока подвести итог. Выставка детского рисунка. Анализ работ.

Обратить внимание на наличие линии горизонта. Все изображения предметов по мере удаления к горизонту будут меньше и меньше… это закон перспективы.