- Русский язык является одним из самых сложных для изучения языков. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте высказывания о русском языке.
- “Дивишься драгоценности нашего языка: что низвук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг”. Н.В.Гоголь
- “Богатый, звучный, живой отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии”. П.Мермие
- Действительно, русский язык уникален, в нем все важно: и произношение слова, и его написание, и лексическое значение, и порядок в предложении, и его морфемный состав.
Он, наш язык, подобен легкой паутинке, нити ее незримы, но попробуй, потяни за одну из них – сразу изменишь весь узор. Но! Если вы научились не только знать, понимать его, но и чувствовать, то перед вами открывается такой уникальный мир, что уходить из него уже не хочется.
До сегодняшнего дня вы смотрели в замочную скважину, а сегодня получите в руки ключ, который называется лингвистический анализ текста. Тема нашего урока: “Лингвистический анализ текста”.
- А какова практическая цель нашего занятия?
- Подготовка к ЕГЭ.
- У каждого на столе текст. Прочитайте его и подумайте, как можно озаглавить.
Текст.
Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь а потом горячее солнце как-то сразу стремительно ворвалось вошло в силу весна пот…ряла свою кротость и бледность и все вокруг на глазах стало пре…бражаться не по дням а по часам. Стали распахивать пр…вращать в ч…рный бархат жнивья зазеленели полевые межи сочнее стала мурава на дворе гуще и веселее засинело небо быстро стал одеваться сад свежей мягкой даже на вид зеленью запахли серые кисти с…рени и уже по…вилось множество ч…рных мета…ически блестящих синевой крупных мух на (темно_ зеленой глянц…витой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях грушах еще видны были ветви их едва тронула мелкая сероватая и особе(н; нн)о мягкая листва но эти яблони и груши всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями уже закудрявились млечным снегом и с каждым днем этот цвет становился все белее все гуще и все благовоннее.
М.А.Алексеев.
- Приход весны.
- Какова идея текста?
- Стремительная радость весеннего обновления.
- Как автору удалось донести до нас эту радость?
На этот вопрос мы ответим после лингвистического анализа текста.
Работать будем в парах и группе.
! Прежде, чем вы приступите к работе, обратите внимание на текст.
- Есть ли в нем абзацы?
- Нет.
- Почему?
- Автор хочет показать стремительность и неразделимость процесса наступления весны.
- Тогда скажите, к какому стилю относится данный текст?
- К художественному.
- Определите тип речи?
- Соединение повествования и описания.
Работа в группах.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Лексика и фразеология | Орфография и морфология | Синтаксис и пунктуация |
1 группа.
Что значит выражение “обломный дождь”? Какова его роль? Почему автор его употребляет?
Толкование слов “кротость” и “благовоние”. Подберите к ним синонимы и антонимы.
Найдите в тексте фразеологизм. Какова его роль?
Художественно-изобразительные средства, используемые в тексте. Какова их роль?
Обломный дождь – внезапный, сильный, мощный, обламывающий ветви деревьев. Он хлынул с такой силой, как и весна разом потеряла кротость и бледность.
Кротость – незлобливость, покорность, смирение.
Синонимы: послушание, отсутствие кичливости, ровный нрав.
Антонимы: злоба, непокорность, непослушание, кичливость, буйство, отсутствие спокойствия.
Благовоние – аромат, приятный запах.
Антонимы: неприятный запах, зловоние.
Не по делам, а по часам – быстро, молниеносно, стремительно, мгновенно.
Эпитеты
Цветовые | Эмоциональные |
черный бархат темно-зеленая листва глянцевитая листва сероватая листва млечным снегом Рисуют картину в красках, передают настроение. |
свежая, мягкая зелень горячие пятна света горячее солнце мягкая листва Передают позицию автора; тепло и мягкость, яркость и нежность – все это радует душу. |
Олицетворение
- солнце вошло в силу
- весна потеряла кротость и бледность
- веселее засияло небо
- сад стал одеваться
- листва тронула ветви
- закудрявились яблони и груши
Природа становится живой и говорящей, создание поэтической картины живой природы.
Аллитерация
Выделение [р], [p’], [л], [л’] создает образ бурлящего потока жизни.
- Как вы думаете, какой весенний месяц описывает автор?
- Начало мая (последнее предложение).
Вывод: Лексические особенности текста подчинены идее: автор показывает стремительную неизбежность весеннего обновления.
2 группа.
- Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их, сгруппируйте.
- Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?
- Обозначьте вид глаголов. Какие из них преобладают? Объясните такое видовое соотношение.
- Найдите имена прилагательные в сравнительной степени. Какова их роль?
- Найдите наречия в сравнительной степени. Какова их роль?
1. Безударные гласные, проверяемые
ударением:
потеряла (потеря)
2. Непроверяемые гласные и согласные:
- преображаться
- сирени
- металлически
3. о,ё после шипящих в корне и суффиксе:
- черный
- глянцевитый
4. н и нн в суффиксе:
- особенно
5. пре- и при-:
- превращать
6. Написание сложных прилагательных:
- темно-зеленой
Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?
- Существительные (39), обозначающие предмет. Автор показывает, что изменяется весной (солнце, весна, межи, мурава, сад, зелень, листва, деревья, яблони, груши и т.д.).
Прилагательные и причастия (24) помогают ярче передать те обновления в природе, которые бывают весной.
Глаголы (19) – действие предмета.
Глаголы совершенного вида чередуются с глаголами несовершенного вида. Преобладают глаголы совершенного вида которые передают стремительность действий, законченность процесса. При помощи глаголов несовершенного вида автору важно показать, что действие происходит здесь и сейчас.
Прилагательные и наречия в сравнительной степени.
Прилагательные | Наречия |
стала сочнее мурава цвет становился белее, гуще, благовоннее |
засинело гуще и веселее |
Помогают передать цвет травы, неба, ветвей, чтобы мы могли себе ярче представить весеннее обновление. |
Вывод: Морфологические особенности текста тоже помогают раскрыть идею.
3 группа.
- Расставьте знаки препинания, объясните их.
- Выделите основы предложений.
- Найдите все виды осложнения предложений.
- Проанализируйте первое предложение по структуре. Чем оно отличается от остальных?
- Какова роль однородных членов предложения и обособленных определений, выраженных причастными оборотами?
- Для чего в тексте используются повторы?
2 человека у доски.
Первое предложение по структуре простое, так как оно является аккордом, вступлением. Все остальные предложения сложные, но связаны они только сочинительной и бессоюзной связью. Здесь нет подчинительной связи, потому что автору важно показать стремительность, последовательность действий.
Однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства “расширяют” рамки прихода весны.
Повторы:
- потом прошла
- потом вошло
- мягкая зелень
- мягкая листва
- горячие пятна
- горячее солнце
усиливают процесс наступления весны.
Вывод: Через синтаксические и пунктуационные особенности автор доносит до читателя стремительные весенние потоки. Он даже не хочет делать пауз ( не повествует простыми предложениями, кроме первого). Все на одном дыхании, неразрывно едино.
Итак, у нас в руках ключ, с помощью которого мы сможем написать сочинение-миниатюру. Это ваше домашнее задание.