Занятие элективного курса "География населения мира" по теме "Человечество составляют народы, или Этномозаика"

Разделы: География


Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация Power Point, диск «Карта мира 2005» ООО «Фирма ИНГИТ»

1. Вступление 

Человечество – живой, многоцветный мир отдельных народов, пребывающих в непрерывном движении: одни народы появляются, другие исчезают. История бесстрастно свидетельствует, что многие некогда знаменитые этносы (финикийцы, скифы, половцы) давно ушли в небытие, другие народы, исчисляя свой возраст тысячелетиями, здравствуют и поныне, третьи – сложились по историческим меркам недавно.

У каждого народа своя судьба, свой неповторимый путь, своя культура. Девиз, под которым будет проходить наш урок: «Каждый из народов – это испытание особого образа жизни, слагающегося из привычек, обычаев, из законов и морали, из искусства и всего того, что мы зовём национальной культурой.
Культура разных народов отличается друг от друга постольку, поскольку у разных народов действия, направленные на удовлетворение одних и тех же потребностей, выполняются  часто по-разному». [1]
Мы с вами садимся за стол на стул, ложимся спать, кладем голову на подушку. Всё это для нас настолько естественно, что кажется, по-иному и быть не может. Но у многих народов Востока во время еды принято сидеть на ковре. Малаец, укладываясь спать, подставляет себе под шею деревянную скамейку особой формы, а некоторые индийцы – под колени мягкий валик, а зулусы спят, стоя на одной ноге.
Национальные особенности находят выражение и в пище, жилище, одежде. В традиционном обществе одежда, украшения, прическа, макияж как страницы личного дела или паспорта отвечают на вопросы: пол, возраст, семейное положение, должность в племени, материальное благосостояние. Например, у  воинов тутси шкура хищников и конская грива – свидетельство их храбрости (см. Приложение, слайд 1).
Перьями украшают себя разные народы обеих Америк. В массовом сознании европейцев индеец до сих пор человек с перьями на голове и такой наряд посвящённому о многом расскажет (слайд 2). Как и татуировка на теле папуасов Новой Зеландии  (слайд 3).
Чаще всего о материальном положении могут рассказать губы, ноздри, уши. В них вставляют разные предметы, при выборе форм и материалов нет предела фантазии. Девочкам народности сурма в Эфиопии вставляют в нижнюю губу глиняный круглый диск. Чем больше диск, тем больше приданое девушки (слайд 4). Женщины-масаи не могут показаться  на людях без массивных стеклянных украшений  в ушах – знаков семейного положения и достатка (слайд 5).[10]
Можно обсуждать  представления о красоте у разных народов, проявление национальных особенностей в  поведении, пищевые пристрастия народов, примеров очень много.
Кстати о еде. Вкус пищи – всегда еще и вкус культуры. Само представление о вкусном и невкусном, съедобном и несъедобном определяется рамками культуры. И брезгливость африканца или индуса к иным европейским деликатесам, ничуть не меньше, чем у западного человека к экзотической для него еде. Перефразировав можно сказать:  скажи мне, что ближе твоему желудку – мясо тюленей, маринованный ручейник, фуа – гра или сыр пармезан и я скажу откуда ты родом. Этот принцип по-прежнему работает.
Из вступления вы уже, наверно, поняли, что главной целью занятия будет знакомство с разнообразием народов Земли.

2. Задания «Этномозаика»

 Задание 1

А теперь представьте, на Международную географическую олимпиаду приехали участники из Омана, Индонезии, Японии, Мексики, из Великобритании – шотландцы, из Нигера – туареги. Встречающим в толпе пассажиров нужно найти участников олимпиады, известно, что одеты они в национальные костюмы. [3]

1 команда встречает делегации из Японии и Нигера;
2 команда – из Омана, Мексики;
3 команда – из Индонезии, шотландцев.

Сменяются слайды с изображением народов в национальных костюмах, команды выбирают согласно заданию, подписывают название народа на интерактивной доске и кратко объясняют свой выбор.

Состав участников олимпиады был известен ребятам заранее, и у них была возможность уточнить особенности национального костюма всех этих народов.

Задание 2

Те же, кто не смог приехать в этом году, прислали свои заявки на участие в следующей олимпиаде. Назовите, какие народы, из каких стран станут участниками следующей олимпиады по географии? (слайды 6–11)

1 команда рассматривает следующие заявки:

1. Говорят, что именно природные условия сформировали уникальное сочетание качеств характера этого народа, представителей, которого считают лучшими солдатами мира, но в то же время определяют и их недостатки – дистрофию. Эти солдаты прославились, защищая Великобританию уже более сотни лет во всех ее войнах. А началась эта служба с того, что когда-то они смогли остановить англичан в горах своей родины, устояв против ружей и пушек. Для многих пенсия, выплачиваемая ветеранам – единственное средство к существованию, вот и уходят каждый год уроженцы этой страны на службу. Кто этот народ, как влияют географические условия на черты характера этих людей? [11]

Рис.1

Рис. 1

2. Этот народ вместе с басками многие этнографы считают одним из древнейших в Европе. Когда-то христиане, они в подавляющем большинстве сменили свою веру, покоренные после долгой борьбы за независимость во главе со своим национальным героем. Самоназвание этого народа значительно отличается от русского и связано с символом их родины. Интересны тем, что из-за трудовой миграции спустя сто лет составили значительное национальное меньшинство в соседних с их родиной странах и сейчас требуют самоопределения. Половозрастная структура этого народа значительно отличается в силу целого ряда причин от своих соседей. С северными и восточными соседями традиционно не ладят, к западным массово бегут, нелегально работают на территории южных. Что это за народ, чем он отличается от своих соседей, в чем заключаются половозрастные отличия и каково их происхождение, объясните их отношения с соседями? [11]

Рис.2

Рис. 2

2 команда узнает следующие народы:

1. Греческий писатель Никос Казантзакис писал, что в качестве составных частей национальный характер жителей этой страны вобрал в себя «кельтскую мечтательность, пиратскую храбрость викингов и дисциплину норманнов».
Американский писатель Генри Стил Комманджер писал, что «при всём консерватизме и флегматичности…(жители этой страны) – самый авантюристичный из народов. И, прокладывая пути в неведомое, они несли во все уголки Земли свой образ жизни, даже свой послеобеденный чай».
Согласно старинной поговорке, парламент этой страны «может всё, что захочет, он бессилен лишь превратить мужчину в женщину».
Стала крылатой фраза одного из министров этой страны: «У нас нет вечных союзников, ни постоянных противников – у нас есть лишь постоянные интересы. [6]

Рис.3

Рис. 3

2. Название этого народа происходит от греческого слова, переводимого как «кулак»; об их малом росте писал еще Гомер.
Несмотря на все попытки вывести этот народ из девственного леса на «свет божий», они предпочитают оставаться дома, в нижнем палеолите.
Образ жизни этих людей мало изменился  с тех далёких времён: огонь добывают трением, жарят пишу на термитовом масле, мужчины пользуется луком с тетивой из слоновьих кишок, готовя яд для своих стрел из 15 компонентов разных растений, по их тропам не может двигаться ни один человек, т.к. это не тропы вовсе, (этот народ) часто передвигается «без ног» – цепляется за лианы, как обезьяны.
С какими особенностями мест обитания этого народа связан их исключительно малый рост? Что угрожает их первобытной цивилизации? [9]

Рис. 4

Рис. 4

3 команде достаются следующие портреты:

1. В 1675г. глава русского посольства в этой стране писал о ней: «Учение их и грамоту и как почитают, из сего можно познать, что ни одного человека нет, который был бы неучён и неграмотен… Не отыщешь и между мужиками, который до 15-летнего возраста грамоте не обучен бы и который бы писать не умел. И так в (этой стране) не смотрят благородия, ибо у них благороднейший есть, который учёнейший, хотя от простых людей родился».
В средние века в этой стране первое имя человек получал при рождении, второе ему давал учитель в школе, третье – официальное – он получал после сдачи экзамена. Тем же, кто сдавал экзамены, согласно народной поговорке, требовались «резвость скакуна, упрямство осла, неразборчивость вши и выносливость верблюда».
Эта страна славится своей кухней, и народная пословица утверждает, что для повара годится всё, кроме Луны  и её отражения в воде».
В языке этой страны слова «рис» и «пища» – синонимы и о человеке, потерявшем  работу, говорят: «Он  разбил свою чашку с рисом». [6]

Рис. 5

Рис. 5

2. Бесписьменный язык этого народа относится нило-сахарской языковой семье. В отличие от девушек, которые бреются наголо, высокорослые воины носят на голове косички. Их тело украшают шрамы по числу поверженных врагов или убитых на охоте диких животных. Основу рациона питания этого народа составляет «коктейль» из крови и молока. [7]

Рис. 6

Рис. 6

3. Задание «Разминка»

Отнести страны к одной из групп: одно, многонациональные. Источник информации – карта «Народы мира» [5]

 1 команда:

Индия, Бельгия
Индонезия, Египет

2 команда:

Исландия, Нигерия
Чад, Италия

3 команда:

Мали, Германия
Россия, Франция

4. Задание «Национальные конфликты»

В эпоху глобализации, которая охватила все сферы жизни современного общества:  экономику, культуру, политику, мир, казалось бы, должен стать целостным и неделимым. Но в тоже время возрастает стремление стран, народов к самоопределению, что делает мир всё более неустойчивым и малопредсказуемым. В 90-е годы ООН приняла в свои члены более 20 новых государств. Национальные эмоции, которые в зависимости от конкретных обстоятельств, приобретают формы обоснованного национального самоутверждения или агрессивного национализма приводят к драматическим конфликтам практически на всех континентах. [2]  Каждой команде предложено разобраться  в одном из этнических конфликтов по плану:

1. регион
2. страны
3. народы
4. суть конфликта

Для  выполнения этого задания заранее рекомендована книга «География для школьников и абитуриентов: политическая карта мира» [4]

Рассказ сопровождается демонстрацией карты электронного атласа на интерактивной доске, где с помощью маркера выделяются страны-участники конфликта.

1 команда – проблема Курдистана;
2 команда – конфликт в Сербии;
3 команда – этнический конфликт тутси и хуту.

Список литературы:

  1. Бромлей Ю, Подольный Р. Человечество – это народы. – М.,1990.
  2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 10-11 кл.: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2007.
  3. Смирнова В.М. Дидактические материалы по экономической и социальной географии мира: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996.
  4. Холина В.Н., Наумов А.С. География для школьников и абитуриентов: политическая карта мира: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2004.
  5. Газета «География». М., 2003. № 31.
  6. Газета «География». М., 2003. № 41.
  7. Газета «География». М., 2006. № 14.
  8. Журнал «ГЕО». М., 2003. № 1.
  9. Журнал «ГЕО». М., 2003. № 5.
  10. Журнал «ГЕО». М., 2006. № 3.
  11. www.future4you.ru.  Проект “Познание и творчество”. Российские открытые заочные конкурсы – олимпиады.