Урок-игра на тему "Планета законов Ньютона"

Разделы: Физика


Цели урока:

образовательная: систематизация знаний по теме “Основы динамики”;

развивающая: развитие физической и математической речи, расширение кругозора учащихся;

воспитательная: развитие коммутативных способностей учащихся, умения работать коллективно.

Задачи урока:

1) систематизация знаний о законе Всемирного тяготения, законах Ньютона, импульс тела, закон сохранения импульса;

2) совершенствование навыков решения качественных и количественных задач по данной теме;

3) формирование умения видеть проявления изученных закономерностей в окружающей среде;

4) отработка умений работать коллективно.

Тип урока: урок систематизации и совершенствования знаний, умений и навыков.

Оборудование: портрет Ньютона, выставка дополнительной литературы по теме, раздаточный материал (карточки с заданиями), протоколы оценок (командные, личные).

ХОД УРОКА

Перед уроком учащиеся изучают дополнительную литературу по данной теме. Класс делится на команды равные по силам, выбирают капитана, название, девиз.

Вводное слово учителя.

В школе Исаак Ньютон учился весьма посредственно. Это продолжалось до тех пор, пока его не обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что лучшая месть – отнять у него его место лучшего ученика. Что он и прекрасно сделал: в нем проснулись способности, и он затмил своего обидчика. Так из скромного английского школьника Ньютон превратился в великого физика и математика. Позже он скажет: “Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше. Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной”.

Именно поэтому наш урок будет проходить в виде игры.

1. Разминка.

Вопросы задаются каждой команде по очереди, за каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда затрудняется ответить, то вторая может помочь, заработав дополнительный балл.

– Назовите дату рождения Ньютона?

– Существует легенда, что свой самый первый закон Ньютон открыл после падения на его голову яблока. Что это за закон? Сформулируйте его.

– В какой области физики Ньютон работал в первые годы своей научной работы?

– Где похоронен Ньютон?

– В каком университете получал образование Ньютон?

– Как называется книга, в которой впервые были изложены знаменитые законы?

2. Невероятно, но факт.

Учащимся предлагается задание: текст, в котором описывается какое-либо явление. Задача команд – объяснить данное явление с помощью законов динамики (в данном задании выполняется такое условие как межпредметные связи). На подготовку команды получают 5 минут.

Задание 1. В народной былине Святогор-богатырь вздумал поднять Землю. Он искал, за что ухватиться, к чему приложить богатырские руки. Вскоре ему представился случай: он нашел “сумочку переметную”, которая “не скрянется, не сворохнется, не подымется”.

Слезает Святогор с добра коня,
Ухватил он сумочку обема рукама,
Поднял сумочку повыше колен:
И по колена Святогор в землю погряз,
А по белу лицу не слезы, а кровь течет.
Где Святогор угряз, тут и встать не мог.
Тут и ему было кончение.
Отчего погиб Святогор-богатырь?

Задание 2. Каракатица и многие другие головоногие моллюски движутся таким образом: забирают воду в жаберную полость через боковую щель и через особую воронку впереди тела, а затем энергично выбрасывают струю воды через упомянутую воронку. Объясните, на каком физическом явлении основано движение каракатицы?

3. Проверили, и доверили.

В начале урока (после орг. момента) команда выбирает лучшего исследователя, который получает экспериментальное задание. Пока он готовится, команда играет первые два конкурса.

Задание 1. Определите начальную скорость мяча, бросив его под углом к горизонту. Для этого измерьте дальность и время его полета.

Задание 2. Положите на край стола ластик. Столкните его щелчком пальца со стола и зафиксируйте место, где он ударился о пол. Измерьте высоту стола и дальность полета предмета, найдите скорость, которую вы сообщили ему при щелчке.

4. Конкурс “Решаем правильно”.

Учащимся предлагается на время решить задачи, кто больше и правильнее это сделает, тот получает максимальное количество баллов. (Задачи учитель подбирает по уровню класса.)

5. Блиц-опрос “Основные факты динамики”.

Команды по очереди отвечают на вопросы. Участник, правильно ответивший на вопросы, получает балл в личный зачет и в банк команды.

  1. Как движется тело, если на него не действуют другие тела?
  2. Что такое инерция?
  3. Сформулируйте закон инерции.
  4. Сформулируйте первый закон Ньютона?
  5. Сформулируйте второй закон Ньютона?
  6. Сформулируйте третий закон Ньютона?
  7. Какие системы называют инерциальными?
  8. Какие системы называют неинерциальными?
  9. Сформулируйте закон всемирного тяготения.
  10. Перечислите условия применимости закона всемирного тяготения.

Подведение итогов: подсчет баллов, награждение победителей.

Литература

  1. Перельман Я. И. Занимательная физика. Изд-е девятнадцатое. Изд-во “Наука”, М., 1975.
  2. Предметная неделя физики в школе / Н. П. Наволокова и др. Ростов-на-Дону, 2006.
  3. Ланина И. Я. 100 игр по физике. М., 1995.
  4. Физика. Справочник абитуриента / сост. И. Г. Власова. М., 1998.