Система работы по созданию здоровьесберегающей среды

Разделы: Школьная психологическая служба


1. Комплексная целевая программа “Здоровье”. Пояснительная записка.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, т.е. осуществление комплексного подхода к проблеме имеет прямое отношение к перспективному обучению. Приоритетное направление деятельности школы – сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как состояние физического, психического и социального благополучия. Только здоровый человек, выйдя из стен школы, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к современной жизни в обществе. Вопросы обеспечения социальной адаптации ребенка, адекватного образования, развития его физических, психологических и нравственных качеств остаются одними из главных проблем современного общества. Чтобы учебно-воспитательный процесс перешел на качественно новый уровень, педагогический коллектив школы в своей повседневной работе придерживается следующих принципов:

  • от каждого по возможностям;
  • создание максимума условий для реализации способностей, склонностей, интересов учащихся;
  • формирование индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся и педагогов для продуктивности и продолжительности их жизнедеятельности и будущего потомства;
  • формирование адаптивных механизмов личности субъектов образовательно-воспитательного процесса.

Педагогический коллектив школы определил на перспективу главную задачу комплексной целевой программы "Здоровье":

ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЕЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАК ОДНОГО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСПЕХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ В ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

Комплексная целевая программа "Здоровье" призвана создавать условия для самореализации школьника, его раскрытия, используя методы диагностики и наблюдения, возможностей и способностей каждого ребенка, где главным принципом является гуманистический характер образования и воспитания, приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности. Содержание программы диктуется задачами индивидуально-правового, интеллектуального и физического развития, т.е. задачам формирования всего, что объединяется понятием "мир человека".

Комплексная целевая программа “Здоровье” находится в состоянии непрерывного развития, поэтому в процессе работы претерпевает ряд изменений, дополнений, подвергается корректировке. В ходе работы совершенствуются сами педагоги, их деятельность, ищутся новые формы, побуждается инициатива, будятся сомнения, но никто не остается равнодушным, так как в центре внимания – ребенок, его настроение, его здоровье, его радость.

Охватывая все элементы обеспечения социальной адаптации ребенка и развития его физических, психологических и нравственных качеств, комплексная целевая программа "Здоровье" реализует одновременно несколько взаимосвязанных функций:

  1. Нацеливает педагогический коллектив школы на правильный выбор педагогической технологии, как в процессе обучения, так и воспитания по отношению к ребенку, имеющему психологические или физиологические проблемы.
  2. Побуждает руководителей школы, классных руководителей (воспитателей), учителей-предметников к многоаспектному, многомерному, разностороннему, объемному видению решения этой проблемы.
  3. Нацеливает различных специалистов (учителей-предметников, воспитателей, педагогов дополнительного образования, медицинской службы, Центра содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, общественных организаций) на совместные действия.

2. Основные направления деятельности:

Анализ физического и психоэмоционального состояния учащихся классов повышенного уровня и общеобразовательных классов комплексная диагностика, направленная на оценку уровня здоровья учащихся, их индивидуальных морфо-функциональных, психофизиологических и психологических особенностей, эффективности адаптации к процессу обучения; формирование “групп риска” развития дезадаптивных состояний.

Валеологическое сопровождение образовательного процесса организация и проведение мероприятий, направленных на повышение адаптационных возможностей организма неспецифической резистентности учащихся, повышение физической и умственной работоспособности, оптимизацию психоэмоционального состояния, гигиеническая оценка условий и режима обучения в образовательном учреждении.

Коррекционно-развивающее – коррекционная работа с учащимися, имеющими факторы риска нарушения здоровья и школьной дезадаптации.

Воспитательно-образовательное – разработка и реализация образовательных программ, направленных на формирование индивидуальной ценности здоровья, теоретических основ и практических навыков здорового образа жизни у учащихся.

Консультативное – оказание консультативной помощи участникам образовательного процесса и родителям учащихся по вопросам сохранения здоровья, применения средств и способов его укрепления.

Организационно-методическое методическая помощь администрации и педагогам образовательного учреждения по внедрению в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Планируемый результат:

Повышенная сопротивляемость организма детей и подростков к различным заболеваниям, высокий и средний уровни работоспособности школьников, продуктивности их обучения.

Цель комплексной целевой программы “Здоровье”:

Обеспечение комплекса условий для удовлетворения потребностей участников образовательного процесса в создании укрепляющей среды для работы и учебы в стенах школы, обеспечение равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющей средой, формирование разумной системы потребностей, и в первую очередь, потребности в здоровом образе жизни. Здоровье рассматривать как состояние физического, психологического и социального благополучия.

3. Заключение.

Комплексная целевая программа “Здоровье” направлена на обеспечение комплекса условий для удовлетворения потребностей участников образовательного процесса в создании укрепляющей среды для работы и учебы в стенах школы, обеспечение равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющей средой, формирование разумной системы потребностей, и в первую очередь, потребности в здоровом образе жизни.

Комплексная целевая программа “Здоровье” – это перспективная программа. Планируем реализовать её в течение трёх лет, с 2006 по 2009 учебные годы. На первом этапе педагоги изучили литературу по данной теме, определили направления и задачи, выстроили систему мероприятий, направленных на реализацию комплексной целевой программы “Здоровье”.

Комплексная целевая программа “Здоровье” находится в состоянии непрерывного развития, поэтому в процессе работы претерпевает ряд изменений, дополнений, подвергается корректировке. Она нацеливает педагогический коллектив школы на правильный выбор педагогической технологии, как в процессе обучения, так и воспитания по отношению к ребенку, имеющему психологические или физиологические проблемы, побуждает руководителей школы, классных руководителей (воспитателей), учителей-предметников к многоаспектному, многомерному, разностороннему, объемному видению решения этой проблемы, нацеливает различных специалистов (учителей-предметников, воспитателей, педагогов дополнительного образования, медицинской службы, Центра содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, общественных организаций) на совместные действия.

Программа реализуется с 2006 учебного года. Презентовалась на педагогическом совете и была рекомендована для реализации.

Литература

  1. Министерство Здравоохранения Российской Федерации. Министерство Образования Российской Федерации.
  2. Барков Л.В. Валеологические аспекты образования. К., 1995.
  3. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. М., 2004.
  4. Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А. Все цвета, кроме чёрного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. М., издательский центр “Вентана – Граф”, 2002.
  5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2002.
  6. Дубровина И.В. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., 2002.
  7. Информационное письмо Министерства Российской Федерации от 21 мая 2004 года № 14-51-140/13. “Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования – на основную”.
  8. Нормативно-правовые документы, обеспечивающие защиту прав ребёнка в образовательном учреждении.
  9. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 года № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
  10. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства Образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2004 года № 01-130/07-01 “О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков”.
  11. Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 139 от 4 апреля 2003 года “Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений”.
  12. Приказ Министерства образования Российской Федерации “Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования – на основную”.
  13. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 15 мая 2000 года № 1418 “Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению здоровью обучающихся, воспитанников образовательного учреждения”.
  14. Приказ от 31.05.2002 № 176/2017 “О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации”.
  15. Федеральный закон об основных правах ребёнка в Российской Федерации.