1. Комплексная целевая программа “Здоровье”. Пояснительная записка.
Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, т.е. осуществление комплексного подхода к проблеме имеет прямое отношение к перспективному обучению. Приоритетное направление деятельности школы – сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как состояние физического, психического и социального благополучия. Только здоровый человек, выйдя из стен школы, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к современной жизни в обществе. Вопросы обеспечения социальной адаптации ребенка, адекватного образования, развития его физических, психологических и нравственных качеств остаются одними из главных проблем современного общества. Чтобы учебно-воспитательный процесс перешел на качественно новый уровень, педагогический коллектив школы в своей повседневной работе придерживается следующих принципов:
- от каждого по возможностям;
- создание максимума условий для реализации способностей, склонностей, интересов учащихся;
- формирование индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся и педагогов для продуктивности и продолжительности их жизнедеятельности и будущего потомства;
- формирование адаптивных механизмов личности субъектов образовательно-воспитательного процесса.
Педагогический коллектив школы определил на перспективу главную задачу комплексной целевой программы "Здоровье":
ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЕЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАК ОДНОГО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСПЕХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ В ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
Комплексная целевая программа "Здоровье" призвана создавать условия для самореализации школьника, его раскрытия, используя методы диагностики и наблюдения, возможностей и способностей каждого ребенка, где главным принципом является гуманистический характер образования и воспитания, приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности. Содержание программы диктуется задачами индивидуально-правового, интеллектуального и физического развития, т.е. задачам формирования всего, что объединяется понятием "мир человека".
Комплексная целевая программа “Здоровье” находится в состоянии непрерывного развития, поэтому в процессе работы претерпевает ряд изменений, дополнений, подвергается корректировке. В ходе работы совершенствуются сами педагоги, их деятельность, ищутся новые формы, побуждается инициатива, будятся сомнения, но никто не остается равнодушным, так как в центре внимания – ребенок, его настроение, его здоровье, его радость.
Охватывая все элементы обеспечения социальной адаптации ребенка и развития его физических, психологических и нравственных качеств, комплексная целевая программа "Здоровье" реализует одновременно несколько взаимосвязанных функций:
- Нацеливает педагогический коллектив школы на правильный выбор педагогической технологии, как в процессе обучения, так и воспитания по отношению к ребенку, имеющему психологические или физиологические проблемы.
- Побуждает руководителей школы, классных руководителей (воспитателей), учителей-предметников к многоаспектному, многомерному, разностороннему, объемному видению решения этой проблемы.
- Нацеливает различных специалистов (учителей-предметников, воспитателей, педагогов дополнительного образования, медицинской службы, Центра содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, общественных организаций) на совместные действия.
2. Основные направления деятельности:
Анализ физического и психоэмоционального состояния учащихся классов повышенного уровня и общеобразовательных классов – комплексная диагностика, направленная на оценку уровня здоровья учащихся, их индивидуальных морфо-функциональных, психофизиологических и психологических особенностей, эффективности адаптации к процессу обучения; формирование “групп риска” развития дезадаптивных состояний.
Валеологическое сопровождение образовательного процесса – организация и проведение мероприятий, направленных на повышение адаптационных возможностей организма неспецифической резистентности учащихся, повышение физической и умственной работоспособности, оптимизацию психоэмоционального состояния, гигиеническая оценка условий и режима обучения в образовательном учреждении.
Коррекционно-развивающее – коррекционная работа с учащимися, имеющими факторы риска нарушения здоровья и школьной дезадаптации.
Воспитательно-образовательное – разработка и реализация образовательных программ, направленных на формирование индивидуальной ценности здоровья, теоретических основ и практических навыков здорового образа жизни у учащихся.
Консультативное – оказание консультативной помощи участникам образовательного процесса и родителям учащихся по вопросам сохранения здоровья, применения средств и способов его укрепления.
Организационно-методическое – методическая помощь администрации и педагогам образовательного учреждения по внедрению в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Планируемый результат:
Повышенная сопротивляемость организма детей и подростков к различным заболеваниям, высокий и средний уровни работоспособности школьников, продуктивности их обучения.
Цель комплексной целевой программы “Здоровье”:
Обеспечение комплекса условий для удовлетворения потребностей участников образовательного процесса в создании укрепляющей среды для работы и учебы в стенах школы, обеспечение равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющей средой, формирование разумной системы потребностей, и в первую очередь, потребности в здоровом образе жизни. Здоровье рассматривать как состояние физического, психологического и социального благополучия.
3. Заключение.
Комплексная целевая программа “Здоровье” направлена на обеспечение комплекса условий для удовлетворения потребностей участников образовательного процесса в создании укрепляющей среды для работы и учебы в стенах школы, обеспечение равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющей средой, формирование разумной системы потребностей, и в первую очередь, потребности в здоровом образе жизни.
Комплексная целевая программа “Здоровье” – это перспективная программа. Планируем реализовать её в течение трёх лет, с 2006 по 2009 учебные годы. На первом этапе педагоги изучили литературу по данной теме, определили направления и задачи, выстроили систему мероприятий, направленных на реализацию комплексной целевой программы “Здоровье”.
Комплексная целевая программа “Здоровье” находится в состоянии непрерывного развития, поэтому в процессе работы претерпевает ряд изменений, дополнений, подвергается корректировке. Она нацеливает педагогический коллектив школы на правильный выбор педагогической технологии, как в процессе обучения, так и воспитания по отношению к ребенку, имеющему психологические или физиологические проблемы, побуждает руководителей школы, классных руководителей (воспитателей), учителей-предметников к многоаспектному, многомерному, разностороннему, объемному видению решения этой проблемы, нацеливает различных специалистов (учителей-предметников, воспитателей, педагогов дополнительного образования, медицинской службы, Центра содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, общественных организаций) на совместные действия.
Программа реализуется с 2006 учебного года. Презентовалась на педагогическом совете и была рекомендована для реализации.
Литература
- Министерство Здравоохранения Российской Федерации. Министерство Образования Российской Федерации.
- Барков Л.В. Валеологические аспекты образования. К., 1995.
- Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. М., 2004.
- Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А. Все цвета, кроме чёрного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. М., издательский центр “Вентана – Граф”, 2002.
- Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2002.
- Дубровина И.В. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., 2002.
- Информационное письмо Министерства Российской Федерации от 21 мая 2004 года № 14-51-140/13. “Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования – на основную”.
- Нормативно-правовые документы, обеспечивающие защиту прав ребёнка в образовательном учреждении.
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 года № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства Образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2004 года № 01-130/07-01 “О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков”.
- Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 139 от 4 апреля 2003 года “Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений”.
- Приказ Министерства образования Российской Федерации “Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования – на основную”.
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 15 мая 2000 года № 1418 “Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению здоровью обучающихся, воспитанников образовательного учреждения”.
- Приказ от 31.05.2002 № 176/2017 “О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации”.
- Федеральный закон об основных правах ребёнка в Российской Федерации.