Урок по трудовому обучению в 4-м классе "Работа с пластилином. Декоративная посуда"

Разделы: Начальная школа


Тема: Работа с пластилином. Декоративная посуда.

Цели:

  • обогащать художественные представления учащихся;
  • развивать умения конструировать различные художественные формы;
  • познакомить с историей посуды;
  • воспитывать положительное отношение к труду, культуру трудовых
  • процессов;
  • воспитывать взаимопомощь.

Оборудование: пластилин или глина, баночка с водой, тряпочка, картон, иллюстрации с изображением сервиза, декоративной посуды, клеёнки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку

Игра « Проверь друга»

Учитель называет то, что нужно для работы на уроке, а ученики проверяют наличие этого друг у друга.

II. Повторение правил рабочего человека. Сообщение темы

На доске прикреплены слоги вразброс:

Лож-ка,  вил-ка, та-рел-ка, ско-во-ро-да, каст-рю-ля, чаш-ка, блюд-це, но-жик, са-хар-ни-ца, ко-фе-вар-ка и т. д.

– Соберите слова.

– Как назвать эти предметы одним словом? (Посуда)

– Сегодня мы будем говорить с вами о посуде.

III. Беседа

– Какая бывает посуда? (Декоративная)

– Какое значение в жизни имеет декоративно-прикладное искусство? (Окружает нас в повседневной жизни, делает её красивее)

– Просто ли сделать вещь красивой?

– Надо ли соблюдать определённые требования, законы?

– Какие же основные требования  необходимо соблюдать в данном искусстве?

– Вспомните закономерности, отличающие художественные вещи?

  • Все части предмета должны быть соразмерны, т.е. пропорциональны друг другу.

  • Большое значение имеют линии, образующие контуры предмета и его частей.

  • Определённый материал.

  • Цвет изделия.

  • Уместность украшения.

– Как эти закономерности соблюдаются при изготовлении декоративной посуды?

– Из чего вы дома пьёте чай?

– Нарисуйте свою чашку, из которой вы дома пьёте чай. Вам её купила мама?

– По какому принципу она её вам выбирала? (На свой вкус)

– А теперь нарисуйте чашку, которую вы бы хотели купить сами.

– А сейчас вы вылепите из пластилина чашку, которую придумали для себя.

Но прежде, чем вы начнёте работать, повторим правила работы с пластилином или глиной.

IV. Самостоятельная работа

Дети лепят чашку.

Выставка работ.

V. Физминутка

На доске –  изображение сервиза.

– Как можно назвать эти предметы? (Сервиз)

– Что такое сервиз?

– Можно ли эти изображения назвать сервизом?

– Какие предметы входят в сервиз? (Сахарница, молочник,  чашка, блюдце…)

– Какие требованию существуют к сервизам?

  • один цвет;
  • форма;
  • рисунок или тема;
  • материал.

– Можно ли сервиз отнести к декоративной посуде? Почему?

– Вы сегодня будете мастерами, и каждому из вас поступил заказ на изготовление сервиза для сказочного героя, а вот для какого, вы узнаете из конвертов. (Можно загадать загадки о сказочных героях)

Учитель раздаёт конверты с именами сказочных героев.

– Какая посуда должна быть у сказочных героев? (волшебная, красочная)

Повторение ТБ при работе с глиной или пластилином.

Объяснение хода работы.

– Дети открывают конверты и читают имена сказочных героев.

– Кто к вам пришёл? (Мальвина, Снежная королева, пират, Бармалей, доктор Айболит.)

– Какая посуда должна быть у снежной королевы?

– Какая посуда должна быть у Мальвины?

– Какая посуда должна быть у пирата?

Самостоятельное выполнение работы.

  1. Передача общего строения предмета;
  2. Уточнение общего строения;
  3. Проработка основных деталей;
  4. Оформление (индивидуальная помощь)

Выставка работ.

VI. Итог урока

– Что интересного вы сегодня делали на уроке?

– Где можно применить эти предметы?

– Чьи работы заслуживают наибольшего одобрения?

– Понравился ли вам этот вид декоративного искусства?

VII. Домашнее задание: подобрать иллюстрацию с изображением сервиза.