Тема: Работа с пластилином. Декоративная посуда.
Цели:
- обогащать художественные представления учащихся;
- развивать умения конструировать различные художественные формы;
- познакомить с историей посуды;
- воспитывать положительное отношение к труду, культуру трудовых
- процессов;
- воспитывать взаимопомощь.
Оборудование: пластилин или глина, баночка с водой, тряпочка, картон, иллюстрации с изображением сервиза, декоративной посуды, клеёнки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку
Игра « Проверь друга»
Учитель называет то, что нужно для работы на уроке, а ученики проверяют наличие этого друг у друга.
II. Повторение правил рабочего человека. Сообщение темы
На доске прикреплены слоги вразброс:
Лож-ка, вил-ка, та-рел-ка, ско-во-ро-да, каст-рю-ля, чаш-ка, блюд-це, но-жик, са-хар-ни-ца, ко-фе-вар-ка и т. д.
– Соберите слова.
– Как назвать эти предметы одним словом? (Посуда)
– Сегодня мы будем говорить с вами о посуде.
III. Беседа
– Какая бывает посуда? (Декоративная)
– Какое значение в жизни имеет декоративно-прикладное искусство? (Окружает нас в повседневной жизни, делает её красивее)
– Просто ли сделать вещь красивой?
– Надо ли соблюдать определённые требования, законы?
– Какие же основные требования необходимо соблюдать в данном искусстве?
– Вспомните закономерности, отличающие художественные вещи?
Все части предмета должны быть соразмерны, т.е. пропорциональны друг другу.
Большое значение имеют линии, образующие контуры предмета и его частей.
Определённый материал.
Цвет изделия.
Уместность украшения.
– Как эти закономерности соблюдаются при изготовлении декоративной посуды?
– Из чего вы дома пьёте чай?
– Нарисуйте свою чашку, из которой вы дома пьёте чай. Вам её купила мама?
– По какому принципу она её вам выбирала? (На свой вкус)
– А теперь нарисуйте чашку, которую вы бы хотели купить сами.
– А сейчас вы вылепите из пластилина чашку, которую придумали для себя.
Но прежде, чем вы начнёте работать, повторим правила работы с пластилином или глиной.
IV. Самостоятельная работа
Дети лепят чашку.
Выставка работ.
V. Физминутка
На доске – изображение сервиза.
– Как можно назвать эти предметы? (Сервиз)
– Что такое сервиз?
– Можно ли эти изображения назвать сервизом?
– Какие предметы входят в сервиз? (Сахарница, молочник, чашка, блюдце…)
– Какие требованию существуют к сервизам?
- один цвет;
- форма;
- рисунок или тема;
- материал.
– Можно ли сервиз отнести к декоративной посуде? Почему?
– Вы сегодня будете мастерами, и каждому из вас поступил заказ на изготовление сервиза для сказочного героя, а вот для какого, вы узнаете из конвертов. (Можно загадать загадки о сказочных героях)
Учитель раздаёт конверты с именами сказочных героев.
– Какая посуда должна быть у сказочных героев? (волшебная, красочная)
Повторение ТБ при работе с глиной или пластилином.
Объяснение хода работы.
– Дети открывают конверты и читают имена сказочных героев.
– Кто к вам пришёл? (Мальвина, Снежная королева, пират, Бармалей, доктор Айболит.)
– Какая посуда должна быть у снежной королевы?
– Какая посуда должна быть у Мальвины?
– Какая посуда должна быть у пирата?
Самостоятельное выполнение работы.
- Передача общего строения предмета;
- Уточнение общего строения;
- Проработка основных деталей;
- Оформление (индивидуальная помощь)
Выставка работ.
VI. Итог урока
– Что интересного вы сегодня делали на уроке?
– Где можно применить эти предметы?
– Чьи работы заслуживают наибольшего одобрения?
– Понравился ли вам этот вид декоративного искусства?
VII. Домашнее задание: подобрать иллюстрацию с изображением сервиза.