Народные праздники

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Выполнить работу на тему “Народные праздники”

Задачи:

обучающие:

  • дать представление о языческих богах древних славян.
  • познакомить с народными праздниками, обычаями и традициями наших предков.

Развивающие:

  • развивать творческое воображение;
  • совершенствовать навыки изображения человека в движении.

Воспитывающая:

  • воспитывать интерес к традициям русского народа.

Оборудование:

Для учащихся:

  • баночка с водой,
  • краски, кисти,
  • альбом,
  • карандаш,
  • ластик.

Для учителя:

Словарные слова: Изображения людей в народных костюмах.

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности. Сообщение темы.

2. Вводная беседа.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Праздник – душа народа… многолитный образ России.

Жизнь людей в далеком прошлом зависела от природы. Высушит солнце посевы – пропал урожай; пойдут дожди- сгинет трава на лугах – жди зимой голода. Застанут человека в дороге трескучие морозы, снегопады или пыльные бури- собьется с пути, заблудится и погибнет. И люди наделяли природу великой силой, обожествляли её, пытались расположить к себе, задобрить. Уверенность, убеждённость в чем- то называется верой. Вера в силы природы и поклонение многим богам называли язычеством.

Одним из богов был Перун – Бог грома и молнии, властелин плодородного дождя. Изображали его с серебряной головой и золотыми усами. Память о нём, сохранилась и до наших дней в названии горы, растении (Перуница) и в загадках.

Богом солнца был Даждьбог, в некоторых местах его называли Ярилом, от слова ярко (светит), ярко (палит). Восход солнца встречали молитвой, обнажая голову. Чтили живой огонь, считая, что он зажжён от солнца. При выселении в новое жилище огонь в очаге не разжигали заново, а переносили из старого дома.

Преклонялись и земле, изображая её в виде женской фигуры или головы животного, имя которой было Мокошь (т. е мокрая). Её ласково называли “земля матушка”. Чтилась именно сырая земля, влажная земля, потому что она даёт обильные урожаи. До наших дней дошли обряды целовать землю, хранить гордость родной земли.

Люди населяли духами всё живое. Дуб считался священным деревом Перуна. Одним из почитаемых деревом была берёза, она посвящалась духам добра.

Покой дома охраняли добрые духи – домовые, берегини.

Считалось, что в воде жили водяные духи и русалки – девушки с рыбьими хвостами. Они затягивали в воду неосторожных.

В лесу хозяйничал маленький зелёный леший, который мог заставить заблудиться даже самого опытного охотника. Люди приносили дары лешему, чтобы охота удалась.

Из верований возникли народные праздники.

Русский человек умел не только трудиться, но и хорошо отдохнуть.

Загадка:

Тает снежок,
Ожил мужичёк,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)

Масленица- праздник проводов зимы и встречи весны. На масленицу катали горящее колесо- символ солнца. Праздник проходил весело: разъезжали на санях, сжигали чучело масленицы.

“А мы масленицу повстречали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
На широк двор зазывали
Да блинами заедали.”

Есть художник Борис Михайлович Кустодиев, который в своих работах передавал всю красоту народных праздников.

Праздник отмечали всем селом, деревней или городом. На масленицу устраивали ярмарки.

Основным занятием на праздниках и гуляниях было чаепитие. Накрывали богатый стол с различными угощениями, пили чай с баранками и пряниками, то есть весело проводили время. А как же на праздник не нарядиться? Люди надевали свои самые нарядные костюмы.

Коляда. Старинный рождественский и святочный обряд- хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения и денег.

Зимой в конце декабря колядовали. По домам ходили ряженные с песнями и прибаутками. Хозяева должны были одаривать пришедших. Если хозяева скупились и подарки были скудные, то Ряженые грозились накликать на дом беду.

Загадка:

Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рож поспевает.
Когда это бывает? (Летом)

Праздник Ивана Купалы. Именем Купалы олицетворялось с древних времён летнее плодородие природы. В честь него проводилось два главных традиционных обряда: купание в реке и прыжки через костёр.

3. Инструктаж выполнения работы

  1. Поэтапное выполнение работы.
  2. Выбор сюжета.
  3. Компоновка рисунка на листе.
  4. Работа в цвете.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Практическая работа

Выполнение работы самостоятельно.

6. Итог урока

Педагог:

Что вы знали до урока о народных праздниках? Что вы узнали нового о традициях и обрядах? Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

7. Рефлексия занятия