ХОД УРОКА
– Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю всем вместе построить “Новый дом”. А помощниками будут любимые мелодии, игры, герои. Улыбнулись, собрали пальцы в кулачки. Стучим слегка, проговаривая песенку “Мы построим новый дом” (Приложение, рис. 1). Болгарская ступица поможет правильно спеть терцовую попевку, можно показывать от любой ступени. Накапливаем ритмические и интонационные навыки. Ложками стучит ведущий, остальные – движения в воздухе карандашом или рукой показывают протяженность каждого звука мелодии. Все вместе удары образуют ритмический рисунок.
Слушаем, поём красиво, чисто “Мы построим новый дом”. Для чего? (Чтобы дом был красивый, уютный и жили в нем знакомые мелодии.)
– Ребята, давайте вспомним названия нот и пригласим их в наш дом. Есть умная песенка-загадка. Напомните, как она называется? (“Где живут ноты”.)
– Чтобы надежнее запомнить, где они живут, мы будем петь с ручными знаками. Левая рука повернута к себе на уровне груди, а указательный палец правой руки показывает местоположение
1. Рассказать с рукой как интересный рассказ (Приложение, рис. 2)
– Для чего запоминаем написание нот? (Чтобы петь по нотам, играть по нотам, смотреть по нотам, сочинять. Это нотная грамота.)
- С какими направлениями движения мелодии мы повстречались? (Восходящее, нисходящее, на одном звуке.)
- А что напоминает рука? (Нотоносец, [нотный стан].)
2. Выбираем ведущего по желанию, он дирижёр. Учитель – за инструментом. Концертмейстер. Слушаем вступление, смотрим на дирижёра, готовим руку и исполняем с текстом распевно песенку-загадку “Где живут ноты”. Спасибо. Вы очень выразительно пели.
– Ребята, какие ноты вы запомнили? (Ля – в окошко глядит.)
– А какой герой помогает запомнить ноту ля? (Лягушонок.)
– А друзья есть у него? (Си – сидит на третьей линейке. А если они друзья, у них и песенка есть общая “Лягушонок и синичка”.)
– Кто продолжит эту историю? Молодцы! Конечно, ля и си знакомы с принцессой соль. Где она живет? (В замке короля. Он обнимает её вторую линейку. Соль носит корону, улыбается. Она любит гулять по лесу. В лукошко собирает ягоды и приносит гостинцы для ля и си.)
- Откройте, пожалуйста, тетрадь для слушания. Посмотрите на портрет соль. Все по-разному её изобразили. Исполняем мягко, напевно песенку “Принцесса соль”.
– Ребята, приглашайте эти мелодии в наш новый дом. (Прикрепить кирпичики.)
– На следующих уроках мы пригласим остальные ноты и их героев в наш дом. Он будет достраиваться.
– Ребята, присядем на крылечке нового дома. Я приготовила для вас загадки. Внимательно слушайте, выбирайте ответ на карточках и стройте дом.
Читаю выразительно.
Гром рычит, гремит, грохочет
Над притихшею землёй.
Грозный гром наверно, хочет,
Чтобы мы ушли домой.
…………………………
Поет колыбельную мама дочурке,
Тихо-тихонечко очень поет.
Хвалю детей. Закрепляем динамические знаки.
Если этот знак встречаем?
Громко музыку играем.
А этот знак нам говорит?
Тихо музыка звучит.
– Ребята, соль всех приглашает на поляну. Оглянитесь вокруг. (Золотая осень, красиво, свежо.)
– Для чего принцесса пригласила? (Играть, прыгать, веселится.)
– Слышите, она уже поет английскую народную песню? Наигрываю мелодию. Как она называется? (Вновь солнышко смеется.)
– Правильно. Поет солист. Остальные – слушая, произвольно двигаются. И на фермату замирают.
– Молодцы! Очень внимательно слушали мелодию в исполнении солиста. Эта песня-игра помогла в постройке нового дома.
– Гости обещали приехать на новоселье, посмотреть на новый дом, познакомится с другими жильцами. Ох, и большая семья. Догадались, о какой песне я говорю? (Да, “Семейка” – украинская народная песня.)
– Как зовут всех родственников? (Дети перечисляют, рассказывают, какими они их видят.)
– А как можно спеть эту песню, чтобы гости запомнились? (Выразительно, на дыхании, чисто.)
Исполняем одноголосно и каноном.
– Ждем дядьку Ермолая, а их все нет.
– Мы все приготовили? (Да, дом уютный, в нем радостно и много любимых мелодий.)
– Что ж, пирог мы испекли, подождем. Устраивайтесь поудобнее. Ребята, а какую считалку вы помните про длительности нот?
– Они бывают короткими, длинными. Восьмые, четвертные, половинные.
Ритмическая игра.
Вот восьмые побежали.
Раз и два и раз и два.
Рядом четверти шагали.
Раз и два и раз и два.
Половинки лишь вздыхали.
Раз и два и раз и два.
А) Всем вместе простучать ритм.
Б) Разделится на 3 группы, проговаривать, использовать шумовые инструменты. Восьмые – ложки, карандаш. Четвертные – хлопки. Половинные – бубен, нога.
Вот такие интересные ритмические истории рассказали нам длительности.
– Ребята, слышите? Стучат. Ой, а что же вы мокрые, грязные, заплаканные?
Разделить детей на 2 группы: гости, хозяева. Хозяева задают вопрос, гости –отвечают. Показывают, что потеряли, как сильно замерзли. В каждой группе свой ведущий. Пение с фортепиано, с записью “Игра в гостей”.
Вносят пирог.
Итог урока:
– Какая запомнилась мелодия? С какими героями, играми радостно было встретится в “новом доме”. Смотрим на новый дом с встроенными кирпичиками.
Наглядность – активизирует внимание. Наглядности доступны, видны, понятны, ярки. Пособия помогают быстро усваивать новый материал и закреплять пройденный “дотетрадный” период.
Перечень сборников:
- А.Барабошкина. Сольфеджио 1 класс ДМШ. Москва, “Музыка” 1986г.
- П.Вейс . Ступеньки в музыку. Пособие по сольфеджио для подготовительного класса ДМШ. Москва, “Сов. Композитор” 1980г.
- М.Котляревская-Крафт . Сольфеджио 1 класс ДМШ. Учебное пособие. Ленинград 1987г. “Музыка”.
- М.Котляревская-Крафт. Сольфеджио 1 класс ДМШ. Ленинград 1991г. “Музыка”. “Учебное пособие”.
- М.И.Купрюшкина “Сказки о путешествие в нотной стране”. Кемерово 1999г.
- Л.С.Синяева. Наглядные пособия на уроках сольфеджио “классика XXI”, 2000г.