Цели:
- ознакомить учащихся с органом зрения; расширять знания учащихся о бережном отношении к глазам;
- заботиться о безопасности и здоровье глаз;
- научить правилам сохранения и улучшения зрения.
Оборудование: таблица по окружающему миру «Путь света в глазном яблоке», фотографии, иллюстрации.
ХОД УРОКА
То, что мы знаем, ограничено, а то, чего не знаем, бесконечно.
Пьер Симон Лаплас
I. Оргмомент
Учитель просит прочитать на доске выражение и объяснить его.
– Мы очень многое еще не знаем и поэтому хотим
получить новые знания об окружающей
действительности и о самих себе, ведь это так
интересно.
– Сегодня на уроке вы узнаете, как человек
воспринимает окружающий мир. Тему урока вы
узнаете чуть позже.
II. Проверка домашнего задания. Повторение
– А сейчас давайте проверим, как вы усвоили
тему «Наш организм. Кожа».
Каждой группе даётся задание, ребята его
выполняют, затем рассказывают о результатах
работы.
- 1-я группа: Назвать какими свойствами обладает кожа. Рассмотреть кожу под лупой, увидеть маленькие отверстия и волоски и рассказать для чего они служат.
- 2-я группа: Провести опыт с закрытыми глазами с лежащими на столе предметами (мягкая игрушка, пенал, мел). Описать предметы и назвать их.
- 3-я группа: Кожа выполняет ряд жизненно важных функций. Вспомните их и заполните таблицу.
- 4-я группа: Кожа чрезвычайно чувствительна. Небрежное отношение к ней ведёт к различным повреждениям. Расскажите о повреждениях кожи и о мерах по оказанию помощи.
III. Формирование новых знаний.
– Я предлагаю вам отгадать загадку и вы узнаете чему будет посвящён наш урок:
Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора.(Глаза)
Человека окружает удивительный мир. О
происходящем в окружающей среде мы получаем
через органы чувств – зрения, слуха, осязания,
вкуса, обоняния и др.
Глаз-орган зрения. Примерно 80% всей информации мы
получаем с помощью зрения, например о цвете,
форме, расстоянии между предметами, о размерах,
что можно брать, до чего можно дотронуться. Орган
зрения состоит из глазного яблока и
вспомогательного аппарата – брови, веки,
ресницы, слезная железа, слезные канальцы, мышцы,
нервы и кровеносные сосуды.
Сейчас мы все вместе поиграем в игру «Что бы было, если бы…»
По цепочке учащиеся задают вопрос, при котором из строения глаза удаляется одна часть.
Природа заботливо оберегает глаз. Потечёт со
лба пот – его остановит густая изгородь бровей.
Ветер понесёт в лицо пыль – её задержит плотный
частокол ресниц. На каждом глазу 80 ресниц, каждая
из которых живёт примерно 100 дней. А если
несколько пылинок сядут на роговицу, их тотчас
слизнёт непрерывно мигающее веко. Человек мигает
каждые 6 секунд. Ежедневно около 11500 раз. А за всю
жизнь – 250 млн. раз. С внутренней стороны веки
влажные. Они работают как «дворники»
–стеклоочистители на смотровом стекле
автомобиля. Лёгкими прикосновениями веки всё
время обмывают поверхность роговицы, убирая с
неё пылинки. Если же в опасной близости от глаза
появится какой-нибудь предмет – веки
захлопнутся сами раньше, чем ты об этом
подумаешь.
Рассмотрите плакат на доске «Путь света в
глазном яблоке».
– С чем сравнивают глазное яблоко
– Посмотрите друг другу в глаза. Что вы видите?
Ответы: Посредине круглое цветное пятнышко. У одних оно коричневое, у других серое ,у других зелёное. Посредине чёрная точка.
– То, что вы увидели – цветное. Это – радужная
оболочка. А маленькая точка – это отверстие
называется зрачок. Через него лучи света
попадают внутрь глаза и рисуют уменьшенное
изображение того, на что направлен глаз. Зрение
людей меняется с возрастом, так как хрусталик
теряет свою эластичность, способность менять
свою кривизну.
Сейчас вы снова будете работать в группах,
разгадывать кроссворд, в выделенных клетках вы
прочитаете, как называется заболевание глаз,
при котором человек плохо видит на далёком
расстоянии.
Вопросы:
1. Дугообразные полоски волос над глазной
впадиной. (Брови)
2. Углубление в лицевой части черепа, в котором
помещается глазное яблоко. (Глазница)
3. Поднимание и опускание век. (Моргание)
4. Орган зрения. (Глаз)
5. Болезнь глаз. (Косоглазие)
6. Отверстие в центре радужной оболочки. (Зрачок)
7. Часть глаза в виде выпуклой линзы. (Хрусталик)
8. Подвижные кожные складки, защищающие глаза от
ветра и пыли. (Веки)
9. Прозрачная оболочка, которой покрыто глазное
яблоко. (Ресница)
10. Волоски на краях век. (Ресницы)
11. Дно глаза (Сетчатка)
12. Заболевание глаз, при котором удалённые
предметы видятся яснее, чем близкие. (Дальнозоркость)
– Близорукость развивается после длительного напряжения, неправильного освещения, неправильного режима труда. Близорукость и дальнозоркость исправляются специально подобранными очками или линзами. Первые очки появились в 1270 году.
IV. Физкультминутка
– Вы отлично потрудились, и настало время короткого, но такого необходимого отдыха.
Из-за парты встанем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Мы глаза слегка прикроем,
Душу-сердце приоткроем.
Раз – глубокий вдох, все вместе,
Два – покружимся на месте.
Три – всем классом мы присели,
Как на детской карусели.
Счёт – четыре, наклоняйся,
Ничему не удивляйся,
Потому что на счёт пять,
Будем делать вдох опять.
Шесть – попрыгаем на ножке,
Правой, левой понемножку.
Семь – улыбка на лице,
Очень красит вас. В конце
Нашей маленькой зарядки
Поморгайте быстро глазками,
А затем закройте их,
Посчитайте до пяти.
Повторите так пять раз.
На счёт восемь – потянулись,
В пояснице все прогнулись.
Девять – в окна посмотрели,
Десять – тихо, дружно сели.
V. Закрепление изученного материала
Вопросы
– С помощью какого органа мы видим различные
предметы?
– Что происходит с веками и ресницами, если
навстречу дует пыльный ветер?
– У вас на столах лежат рисунки, фотографии.
Рассмотрите и обсудите в группах их.
– Попробуйте сформулировать правила гигиены зрения.
Ответы:
- Не читать лёжа.
- Не смотреть на Солнце без солнцезащитных очков.
- Книгу и тетрадь при чтении или письме держать от глаз не ближе 30-35 см.
- Свет при чтении и письме должен падать с левой стороны.
- Не читать в движущемся транспорте.
- Смотреть телевизор или заниматься на компьютере не более 1-1,5 часа в день.
- От экрана телевизора находиться не ближе 2-3 м.
- Не тереть глаза руками. Соблюдать чистоту.
– А сейчас послушайте небольшое сообщение «Почему у кошек светятся глаза».
Ученик рассказывает:
Некоторые животные, например, кошки, хорошо видят почти в полной темноте, так как в их глазах присутствует много клеток, способных улавливать даже очень слабые лучи света и отражать их на сетчатке глаза. При этом кошачьи глаза светятся в темноте.
VI. Практическая работа
Выполнить задание 38 в рабочей тетради на с. 14.
– Прочитайте отрывок из сказки Г-Х. Андерсена «Снежная королева»:
«Жил был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось, все же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче и хуже. Однажды зеркало полетело на землю и разбилось вдребезги. Некоторые осколки, не больше песчинки, разлетелись по белу свету. Они попадали людям в глаза и так там и оставались. Человек с таким осколком начинал всё видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны…»
– Что в ней волшебного?
– Какие органы чувств помогают воспринимать мир
правильно?
VII. Итоги урока
Давайте подведём итог урока, что нового узнали за урок?
– Как узнали? Что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Какое значение имеет орган зрения для
жизни человека?
– Когда следует интересоваться остротой своего
зрения?
– Что нужно делать, если ваши глаза устали?
– Как нужно ухаживать за органом зрения?
VII. Рефлексия
– Возьмите листочки и отметьте на нём как работали вы.
- Мне было легко с ребятами работать в группе.
- Мне было трудно работать в группе.
- У меня отличное настроение.
- У меня хорошее настроение.
- Настроение так себе. Не очень.
- Доволен(а) своей работой.
- Могу работать лучше.
- Не испытывал(а) никаких затруднений.
- Испытывал(а) затруднения при работе.
- Испытывал(а) большие затруднения при работе.
IX. Домашнее задание:
- читать с.26-27 учебника, ответить на вопросы;
- попробуйте найти интересный материал про орган зрения, фразеологизмы с этим органом (например, «В мгновения ока – моментально, сразу же».)
X. Благодарность детям
– Большое спасибо вам, ребята, за то, что вы сегодня так здорово потрудились на уроке! Работали очень дружно в группах, находили общее решение поставленных вам проблем.