Открытый урок по труду по теме "Работа с бумагой. Плетение. Плетень и подсолнух"

Разделы: Начальная школа


Тема: Работа с бумагой. Плетение. «Плетень и подсолнух».

Цели урока:

  • Учить навыку планирования.
  • Учить навыку контроля и самоконтроля.
  • Учить навыку самоанализа.
  • Учить экономно использовать бумагу.
  • Учить работать с линейкой.
  • Развивать глазомер.
  • Развивать фантазию и воображение.
  • Создать ситуацию успеха на уроке.

План:

  1. Рабочее место в порядке?
  2. Какая тема урока?
  3. Осторожно – ножницы и клей!
  4. Каковы детали поделки?
  5. План выполнения работы.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Поделки – чудо и хороши!

Оборудование: клеёнка, цветная бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш, тряпочка, инструкционная карта (индивидуальная и общая), образец поделки, иллюстрация подсолнуха и плетня.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Повернулись.
– Проверьте своё рабочее место. У вас на столе должны лежать: цветная бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш и тряпочка.
– Все готовы к уроку? Сели.

II. Вводная беседа и выявление темы и задач урока

(1). – Работать будем по плану.
Ознакомьтесь с ним. (Дети читают его про себя.)
(2). – С каким материалом мы работали на прошлых 5-ти уроках? (С бумагой.)
– Какую технику осваивали? (Плетение.)
– Лучшие поделки этих уроков на выставке.
– Сегодня мы завершим работу с бумагой по технике плетения.
– А какую поделку мы будем изготавливать из бумаги с помощью техники плетения, вы постараетесь определить сами после выполнения следующего задания.
(3). – Работать будете в группах, как сидите.
– У каждой группы своё задание, которое находится в конверте.
– Раскройте конверты и прочитайте своё задание.
– Какое задание у первой группы? (отвечает 1 человек из группы) (Собери из слов загадку и отгадай её.)
– Какое задание у второй группы? (Собери из слов загадку и отгадай её.)
– У третьей группы? (Собери из слов пословицу  и объясни её значение.)
– У четвёртой группы? (Собери из четверостиший стихотворение и выразительно прочитай его.)
– Задание понятно? Приступайте к выполнению. Время 1,5 минуты.
– Время истекло. Проверяем.
– Какая загадка получилась у 1-й группы? (1 человек читает загадку и сразу отгадку, а учитель вывешивает рисунок и слово.) (Сто один брат, все в один ряд вместе связаны стоят. Плетень.)
– Кто может объяснить лексическое значение слова «плетень»? (Плетень – это изгородь из сплетённых прутьев или веток.)
– Молодцы.
– Какая загадка получилась у 2-й группы? (Жёлтый Демид весь день на солнышко глядит. – Подсолнух.)
– Какое лексическое значение слова «подсолнух»? (Подсолнух – это растение, которое любит солнце и поворачивается за ним.)
– Ребята, а в «Толковом словаре» Владимира Даля так сказано о подсолнухе: «Подсолнечник или подсолнух – южное растение, по-другому солнечник или солнух или солноверть». (Учитель вывешивает на доску эти слова.)
– Какую пословицу составила 3-я группа? (При солнышке тепло, при матери добро.) (Если светит солнце, всем на земле тепло, светло; так и при матери хорошо, спокойно, радостно, так как она заботится о своих детях.)
– А теперь 4-я группа прочитает стихотворение.

Под солнцем подсолнух
Сегодня расцвёл.
Собрал на цветок свой
Букашек и пчёл.
Гудит и жужжит
Неспокойный народ.
Как будто подсолнух
Сам песню поёт.

Елена Неменко

– О чём это стихотворение? (О подсолнухе, насекомых.)
– Кто же догадался, какую поделку будем изготавливать? (Если не скажут, обратить внимание на рисунки и слова на доске. Плетень и подсолнух.)

– Верно. Тема нашего урока. Работа с бумагой. Плетение. «Плетень и подсолнух». (Открываю тему на доске.)
– А как вы думаете, какая задача нашего урока? (1). Аккуратно выполнить поделку «Плетень и подсолнух» с помощью техники плетения. 2). Увидеть свою поделку на выставке.)
– Вы согласны с задачами урока? (Да.)
– Хорошо. Приступим к выполнению задач.
(4). – Ребята, на что похож подсолнух? (На солнышко на ножке.)
– Солнце – это тепло, это радость. И пословица у нас звучала: «При солнышке тепло, при матери добро».
– Я думаю, что сегодня на нашем уроке будет тёплая, душевная атмосфера.
– Желаю вам успеха.
– Встали. Отдохнём.

Физминутка для тела под музыку «Подсолнух» (Приложение 1)

– Сели.

III. Практическая работа

(1). – Так как нам предстоит работать с ножницами и клеем, давайте вспомним правила работы с ними.
– Как правильно работать с ножницами?  (1. Не оставлять ножницы на столе в раскрытом виде. 2. При вырезании ножницы держать в одном направлении острыми концами от себя. 3. Передавая ножницы, держать их за острые концы.)
– Как правильно работать с клеем?  (1. Не оставлять клей открытым. 2. Не наносить на деталь слишком много клея. 3. Если клей попал на кожу, вытереть её тряпкой, а в конце работы вымыть руки.)
(2). – Рассмотрим образец поделки. (Вывешиваю его на доску.)

– Из каких деталей она состоит? (Плетень, подсолнух, крынка или горшок.)
– А чтобы украсить (разнообразить) нашу поделку, какими предметами её можно дополнить? (– Вспомните стихотворение, которое звучало в начале урока. Кто прилетел в гости к подсолнуху? Бабочки, пчелы.)
– Постарайтесь не упустить (учесть) этот момент при изготовлении своей поделки.
– Какого цвета плетень? Почему? (Коричневый с жёлтым. Эти цвета похожи на цвет прутьев и веток, из которых делают плетень.) (Из чего делали плетень? – Из веток. – Какого они цвета? – Коричневый, желтый, зелёный.)
– А ещё какого цвета может быть плетень? (Коричневый с зелёным.)
– Какого цвета подсолнух? (Оранжевый.)
– А ещё какого цвета он может быть? (Жёлтый.)
(3). – В ваших учебниках «Уроки творчества» [1] на стр. 61 есть рисунок этой поделки.
– Откройте стр. 61 и рассмотрите рисунок.
(4). – Составим план изготовления плетня.
– Смотрим на инструкционную карту. (Вывешиваю карту на доску.) (Приложение 2)
– И так перед вами прямоугольный лист бумаги. С чего начнём работу? (1. Сложу основу пополам по длине. 2. Отступи от края 2 см, проведи линию, начерти вертикальные полоски шириной 1 см, разрежь. 3. Разверни лист, сверху сделай разрезы до конца.)
– Посмотрите в учебник. Почему полоски у плетня сверху подрезаны через одну?  (1. Для красоты. 2. Особенности изготовления плетня.)
– Посмотрите на доску. Я предлагаю вам подрезать полоски по этой горизонтальной линии, чтобы всё было ровно. (Показ на горизонтальную линию №2.)
– Что ещё необходимо для изготовления плетня? (Полоски.)
– Они у вас уже нарезаны. Как будете вплетать полоски? (Кирпичиком. №4)
– И последний этап. (№5 Приклей отстающие полоски с обратной стороны.)
(5). – Составим план изготовления подсолнуха.
– Из каких деталей состоит подсолнух? (Из лепестков, сердцевины, стебля, листа.)
– Смотрим на инструкционную карту.
– Какой первый этап изготовления подсолнуха? (№1 Обведи шаблоны и вырежи.)
– Как выполнить разметку сердцевины? (№2 Согни круг пополам, найди середину.)
– Дальше. (№3 От края отступи 7 мм и проведи дугу.)
– Ребята, 7 мм отступите не по линейке, а приблизительно, «на глазок».
– Какой следующий этап. (№4 Сделай разметку по линии сгиба 5 мм шириной и разрежь.)
– Нам необходимы ещё полоски. Они у вас уже заготовлены.
– Как будете вплетать полоски? (№5 Вплетай полоски через одну.)
– И последний этап. (№6 Приклей середину к основе.)
– На какую деталь будете наносить клей? (На основу, то есть – на лепестки.)
– Лист и стебель приклеите к подсолнуху.
(6). – В каждой группе есть консультанты. Это дети, которые хорошо освоили технику плетения, и к которым вы можете обратиться за помощью в случае затруднения.
– Кому сложно запомнить последовательность выполнения работы, могут обратиться к индивидуальным картам – помощницам. Они лежат у меня на столе.

– Кому нужны индивидуальные карты – помощницы, – встаньте и возьмите их с моего стола.
– Приготовим руки к работе.

Физминутка для пальчиков

– Встали.

Пальчик толстый и большой
За подсолнухом пошёл.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий.
Он сбивает зёрна метко.
Безымянный – поедает.
А мизинчик  – господинчик
В землю зёрнышки сажает.

(Не садясь.)

– Работать будете в парах.
– Найдите глазами себе пару в своей же группе.
– Протяните друг другу руки. Опустите.
– Договоритесь между собой, кто изготавливает плетень, а кто – подсолнух. Затем соедините вместе две детали в одну поделку.
– Подумайте, какого цвета будет ваша деталь.
– В конце урока лучшие работы консультанты вывесят на доску.
– Время работы 15 минут. Желаю вам успеха.

IV. Самостоятельная работа учащихся

(Работа в парах. Время 15 минут.)

V. Итог урока

– Практически у всех получились хорошие поделки.
– Лучшие – на доске.
– Почему именно эти работы попали на выставку? (1. Аккуратные.  2. Точно выполнена разметка. 3. Полоски ровно вплетены.)
– Ребята, у которых поделки не попали на выставку, ещё раз рассмотрите свои работы. Какие недочёты вы в них видите? (1. Не очень аккуратные. 2. Много клея. 3. Не точно выполнена разметка. 4. Неправильно вплетены полоски.)
– Но вы не расстраивайтесь. При изготовлении следующих поделок вы постарайтесь учесть эти недостатки. И тогда ваша поделка обязательно попадёт на выставку.
– А какое применение можно найти вашим поделкам? (1. Подарить родным, друзьям. 2. Повесить у себя дома.)
– Вы довольны своей работой?
– Я думаю, что задачи урока мы выполнили.
– За урок ставлю оценку 5 (список детей).
– Все остальные получают 4.
– Урок окончен.
– Всем спасибо. До свидания.

Литература: Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова «Уроки творчества».