Желание любого учителя – заинтересовать ученика, привить любовь к своему предмету, не оставить ни одного учащегося равнодушным на уроке. Современная методика обучения химии включает различные методические приемы, направленных на развитие у учащихся познавательного интереса к изучению, - использование занимательных экспериментальных и нестандартных задач, технических средств обучения. Большую помощь в развитии творчества и эмоциональных качеств учащихся, может оказать художественная литература, которая способствует так же осуществлению межпредметной связи. Методика использования художественной литературы разнообразна: к фрагментам литературных произведений можно обращаться при объяснении нового материала, в качестве упражнения при опросе или в процессе обобщения и повторения пройденной темы. Задания могут быть различными – найти ошибку в объяснении явления, которое дано автором произведения, или ответить на вопрос, о каком явлении идет речь, осуществить цепочку превращений и т.д.
Примеры использования художественных произведений на уроках.
При изучении темы «Закон сохранения массы веществ» с целью создания проблемной ситуации я зачитываю отрывок из письма М. Ломоносова к Эйлеру «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования».
Вопрос: Какое открытие зафиксировано в этих словах?
В восьмом классе изучение темы «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева» можно начать стихотворениями С. Щипачева, Н. Глазкова, или В. Чивилихина, обратив внимание учащихся на величие данного открытия.
Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.Н. Глазков
Значение периодического закона заключено в словах А.Е. Ферсмана.
«Будут появляться, и умирать новые теории, блестящие сообщения будут сменять наши понятия, величайшие открытия будут сводить на нет прошлые и открывать невиданные по новизне и широте горизонты – все это будет приходить, и уходить, Периодический закон Д.И. Менделеева будет всегда жить, развиваться и совершенствоваться».
Одной из интересных тем в восьмом классе является тема: «Вода. Свойства воды». Её можно объяснить, используя материал литературных произведений.
1. Физические свойства.
«Коммунисты – подпольщики занимались саботажем в организованных немцами мастерских. Отремонтированную немцами водокачку, оставили наполненной водой, а ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись и полопались, вся система пришла в негодность, все нужно было начинать сначала»
А. Фадеев «Молодая гвардия»
Вопрос: Какие физические свойства воды использовали подпольщики?
2. Химические свойства.
Ты знаешь, газ мельчайший, водород,
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.С Щипачев
Вопрос: Какой процесс описан в данном четверостишии?
Записать уравнение реакции.
3. Значение воды.
«Вода!
У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобою во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты нам возвращаешь силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.
Ты – величайшее богатство в мире».
Антуан Де Сент – Экзюпери. «Планета людей».
Вопрос: Как вы понимаете слова героя произведения?
От значения воды необходимо перейти к вопросам экономного ее расходования и бережного отношения к ней, особо подчеркнув о загрязнении воды и возможных при этом последствиях.
Нам снится немая, как камень Земля.
И небо, нагое без птицы,
И море без рыб и без корабля,
Сухие, пустые глазницы.«Предупреждение» А. Тарковский
«Химической энциклопедией» можно назвать роман Ж. Верна «Таинственный остров». Для учителя открывается возможность построить урок по не любимым учащимися темам производства неорганических и органических веществ интересно и эмоционально. Выдержки из этого романа можно использовать при изучении:
- Получение железа и его сплавов. (чугун и сталь)
- Обработка стали.
- Получение серной кислоты.
- Получение стекла.
- Получение глицерина и нитроглицерина.
- Получение мыла.
Большую помощь художественная литература оказывает при опросе учащихся. На основе фактов, взятых из фантастической или приключенческой литературы, можно составить расчетные и экспериментальные задачи. Такие задания помогают определить уровень усвоения материла учащимися, их эрудированность. При опросе по теме: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» можно использовать отрывок из романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов»
«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился, угольная кислота выделилась, и получилось именно, то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды.
Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимавший её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».
Задания:
- Составить и осуществить цепочку превращений.
- Решить задачу.
- Определить массу негашеной извести, образующейся при разложении известняка массой 300г., в котором массовая доля некарбонатной примеси составляет 20%.
В девятом классе во время опроса по разделу «Неметаллы» учащимся можно дать следующие задания.
Тема «Азот и его соединения».
Урок «Оксиды азота».
«Что за проклятый газ? У меня стоит шум в голове. Я, право, чувствую себя как после пяти дюжин кружек пива: заплетается язык и земля качается под ногами».
А.П. Казанцев «Пылающий остров»
Вопросы:
Какой оксид азота вызывает такую реакцию организма? Как он называется?
Особенно интересно подбирать выдержки литературных произведений, содержащие научную ошибку.
«Воздух состоит из азота и кислорода. Соединение этих двух газов, до сих пор проходивших с большим трудом, и есть горение воздуха».
А.П. Казанцев «Пылающий остров»
Вопросы:
Верно ли это утверждение? Как называется данный процесс? Где и когда он протекает в природе?
Урок «Соли аммония».
Для особо увлеченных химией учеников можно использовать литературные произведения с более сложными заданиями. В повести Д. Свифта «Путешествие Гулливера» при описании Академии Лагадо есть такое место «в его распоряжении были две большие комнаты, наполненные удивительными диковинами, и пятьдесят помощников. Одни сгущали воздух в вещество сухое и осязаемое, извлекая из него селитру».
Вопрос:
Как из воздуха получить селитру?
Записать уравнения реакций, используя дополнительно катализаторы, допускается нагревание.
Тема «Подгруппа кислорода».
Урок «Кислород. Свойства кислорода».
«Если, пусть на короткий срок каким-то чудом над древним городом Майя, был поврежден защитный слой атмосферы, предохраняющий Землю от смертоносных космических излучений, то все живое под брешью должно было погибнуть: животные, растения, люди…»
А.П. Казанцев «Пылающий остров»
Вопросы:
Как называется защитный слой Земли?
Какие вещества разрушают защитный слой?
Урок «Получение кислорода».
«И, наконец, искусное устройство для поглощения выдыхаемого углекислого
газа, и регенерации кислорода».
А. Маклин
Вопрос:
Какое соединение используется в работе такого устройства?
Записать уравнение реакции.
Урок «Производство серной кислоты».
«На поворотах Келасури намывала маленькие песчаные косы. Они горели под солнцем, как золотой песок. В первый раз, попав на Келасури, я намыл из этого берегового песка горсть темно-золотых чешуек – веселых и невеселых. Но через час они почернели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне объяснили, что это «не золото, а серный колчедан».
К. Паустовский «Бросок на юг».
Задание:
Осуществить превращение, описанное в романе.
Урок «Соединения серы».
…Тогда услышал я, о, диво, запах скверный
Как будто тухлое разбилось яйцо
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
Я, нос себе, сжав, отворотил лицо.
Вопросы:
О каких соединениях серы написано в стихотворении А.С. Пушкина?
Какими физическими свойствами обладают эти соединения?
В художественной литературе много материала для украшения уроков по органической химии. Это описание физических свойств, веществ, действия их на организм человека и области применения. В произведениях детективного жанра К. Дойла, А. Кристи, А. Маклина чаще всего встречается описание действия хлороформа на живые организма и применение его в криминальных целях.
Систематическое использование литературных произведений побуждает учащихся самим сочинять стихи, сказки, внимательнее читать и находить отрывки из произведений, где даны описания физических и химических процессов или явлений.
Творческие работы учащихся.
1. Название, какого химического элемента надо подставить, чтобы получились новые слова:
2. Какие химические элементы «спрятались» в словах: Титания, бородавка, бахрома, оцинковка, железобетон, поселенье, половодье?
3. Загадка.
В синем небе он живет
Дружит с углеродом,
А на Земле он идет
В паре с водородом.
Река, море, океан – ими образованы
И природой человеку для житья дарованы.
Это – важный компонент
Для всего живого.
И ты даже на Луне не найдешь такого.
Этот нужный элемент
Лишь на Земле встречается,
А теперь скажите мне,
Как он называется?
4. Сказка.
Жил – был Азот. Жил, не тужил, увлекался химией, а еще врачам помогал: лечил туберкулез легких, заболевания позвоночника. Всем был хорош Азот, да только был у него один недостаток, из-за которого все считали его гордецом, не любил Азот общаться с другими элементами, а, если и соглашался, то только на определенных условиях. Так, с металлами он общался при высокой температуре, а с Водородом и вовсе лишь под давлением и в присутствии катализатора. И только с одним элементом сдружился Азот – с Литием.
Вот однажды собрались элементы и стали решать, как же поступить с Азотом. Долго думали и, наконец, постановили: исключить Азот из Периодической системы Д.И. Менделеева, если он не изменит своего поведения. А так как Азот и не думал менять свой характер, ему вскоре сообщили решение Совета элементов. Тогда Литий выступил в защиту своего друга.
Азот – жизненно важный элемент. Его нельзя исключить из Периодической системы.
Что же в нем такого особенного? – поинтересовался Водород.
Все основные части клеток тканей живых организмов построены из белковых молекул, в состав которых входит Азот, – объяснил Водороду Литий.
- Что же, - почесал в затылок Водород, теперь я вижу, что ты имеешь полное право гордится собой, брат Азот.
Так был восстановлен мир в царстве химических элементов – Периодической системе Д.И. Менделеева.
5. Откуда произошла Таблица Кислот?
Жили - были четыре подружки - кислоты: Серная, Соляная, Угольная и Сернистая.
Серная была очень хитрая: ни запаха, ни цвета не имела, старалась не выделяться из толпы подружек, а сама в то же время потихоньку поглощала влагу из Воздуха и других газов. Характер у неё был жгучий. Кожу, Ткани и Древесину она при встрече тут же обугливала, а при встрече с Водой начинала кипеть и брызгаться. Опасная была кислота.
Вторая подружка - кислота Соляная - имела такой же резкий характер, как и запах. С водой общаться любила, но при этом выделяла молекулы газа, которые притягивали водяные пары, поэтому Соляная кислота начинала «дымиться» во время общения.
Угольная и Сернистая кислоты были лучшими подружками, они разлагались на воду и оксид - это их сближало.
Скучно было жить кислотам. И решили они найти себе ещё друзей и для этого кинули клич, чтобы все, кому нужны друзья - кислоты, присоединялись к ним. Всех, кто откликнулся, они вносили в список, и вскоре их стало так много, что основали они целое государство, которое назвали Таблицей Кислот.
Ильина Янина, 11 «б» класс.
6. Углеводороды.
На земле есть вещества органические и во всех них живет углерод. Органические начинаются с углеводородов, которые делятся на предельные, непредельные, ароматические, циклические, а названье их определяет связь и водород. Если водорода в два раза больше углерода, то вещество алкенов вещают. Алкены присоединяют воду, галогены, водород. Если их смешать с бромной водой, то обесцветиться вода, дибромэтаном станет она. А ещё этилен присоединяет водород (а тот хитренький народ), и получается алкан под названием этан. У алканов друзей много: реагируют и с хлором, но отнюдь не быстро, а по цепному механизму. А еще алкан горит, да и не бесследно. Много теплоты сулит с кислородом верным. Из метана при температуре высокой получается углеводород особый - ацетилен. Так мы к алкином перешли заодно. Есть и у них особая реакция под названием - тримеризация: ацетилен тоже умен, в результате получается бензол. А в молекулах его - ароматическое кольцо. Если ж интересно, не ленись, найди все в книге. Станет и тебе известно о роли углеводородов в мире.
Маша Липатова 11 «б»
Список литературы:
- А. Фадеев «Молодая гвардия».
- А. Де Сент – Экзюпери «Планета людей».
- Л. Буссенар «Похитители бриллиантов».
- А. Казанцев «Пылающий остров».
- К. Паустовский «Бросок на юг».