Проект: Профессионально-прикладная направленность физического воспитания школьников в классах с углубленным изучением предметов ФВиС ОБ.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Создатели системы профильного обучения обоснованно подчеркивают, что школьников необходимо заранее подготовить к осознанному определению профиля обучения, сообразуя их с возрастными особенностями. (4 слайд)

Выбор профиля основывается:

45%-за компанию, 25%-интуитивно,20%- настояли родители,10%- будущая профессия.

По данным научных исследований, в ряду мотивов поступления в вуз на факультеты ФВИС: 65%-абитуриентов изъявляют желание совершенствоваться в избранном виде спорта, 10%- сюда было легче поступать, 35%- не имеют осознанного желания работать в отрасли физической культуры и спорта.(5 слайд)

Концепция профильного обучения в области физической культуры предполагает:

(6 слайд)

  • отбор и профессиональная ориентация школьников на физкультурно-педагогическую деятельность;
  • профессиональное самоопределение учащихся в соответствии с выбранным профилем
  • формирование устойчивой профессиональной мотивации на педагогическую деятельность.

(7 слайд)

Цели профильного обучения в области физическая культура преследуют:

  1. Обеспечение углубленного изучения образовательной области «Физическая культура».
  2. Формирование интереса к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и разработка систем допрофессионального образования учащихся в области физическая культура в рамках профильной дифференциации обучения.
  3. Расширение возможности социализации учащихся ; обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием и решение проблем перехода от одной ступени обучения к другой в системе непрерывного образования.
  4. Обеспечение повышения уровня общей физической подготовленности учащихся, внедрение здорового образа жизни.
  5. Внедрение в учебный процесс инновационной технологии обучения, физического воспитания и спортивной подготовки учащихся.
  6. Создание условий для самореализации и самоутверждения личности для овладения профессией и включения молодого человека в систему профессионального непрерывного образования в области физической культуры в соответствии с его интересами, способностями и возможностями.

(слайд 8)

Принципы построения рабочего учебного плана школы, реализующей профильное обучение в области физической культуры в 10-11-х классах, основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Во-первых:

Это обеспечит возможность для адаптации структуры и содержания образования на старшей ступени школы к потребностям высшего образования.

Во-вторых:

Введение профильного обучения означает переход к многокомпонентной структуре учебного плана, дифференциации содержания образования на три типа курсов (базовые, профильные, элективные курсы),имеющие разные функции, что приближает образование школьное к вузовскому.

В – третьих:

Усиление преемственности школьного и вузовского образования.

(слайд 9)

Поэтому базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности.

(слайд 10)

Обязательными для изучения на базовом уровне для классов спортивно-педагогического профиля являются следующие базовые предметы:

  • Русский язык
  • Литература
  • Математика
  • История
  • Физика
  • Химия
  • Обществознание
  • Иностранный язык
  • ИВТ
  • УПК

(слайд 11)

Профильные общеобразовательные предметы обеспечивают углубленное изучение предметов:

  • Физическая культура.
  • Валеология
  • Биология.
  • Основы безопасности жизнедеятельности.

Немалую роль в обеспечении преемственности образования играет введение в школьное образование элективных курсов (12 слайд)

Элективные курсы- обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Перечень и содержание элективных курсов определяются самой школой. Элективные курсы реализуются за счёт школьного компонента учебного плана. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. При этом примерное соотношение объёмов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50*30*20.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение модели организации профильного обучения. (слайд 13)

Таким образом,можно выделить две модели профильного обучения:

1. Модель внутришкольной профилизации:

  • общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным и многопрофильным
  • создавать профильные классы учебное учреждение, может при наличии квалифицированного персонала и учебно-материальной базы.(спортивно-педагогический, спортивно-прикладной, оборонно-спортивный)
  • в спортивных классах наряду с физической подготовкой происходит целенаправленное накопление знаний о будущей профессии и формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии в области физической культуры.
  • решение о создании спортивного профильного класса принимает учредитель по представлению от администрации и органа самоуправления школы. При этом обязательным условием введения того или иного профиля должно стать предварительное изучение мнения старшеклассников и их родителей.

2. Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений:

В данной модели профильное обучение учащихся старших классов в области физической культуры осуществляется за счёт целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций.

Первый вариант: объединение нескольких школ вокруг одной, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом.

Второй вариант: кооперация школы с учреждениями дополнительного образования, среднего и профессионального высшего физкультурно-педагогического образования.

(слайд 14)

Осуществление перехода к профильному обучению возможно при наличии ряда педагогических, ресурсных, организационных условий, созданных в общеобразовательном учреждении.

Итак,рассмотрим их:

1. Педагогические условия. (слайд15)

  • Наличие опыта работы по программам углубленного изучения предмета «Физическая культура»
  • Наличие опыта предоставления учащимся выбора (курсов, программ, заданий, форм контроля)
  • Знание учащимися своих познавательных возможностей и интересов, понимание смысла своего образования и его взаимосвязи с будущей профессиональной карьерой и жизненным личным успехом.
  • Наличие опыта диагностики познавательных интересов и возможностей учащихся, их склонности к профессиям в сфере физической культуры и спорта.

2. Ресурсные условия: (16 слайд)

  • Обеспечение равного доступа к получению образовательных услуг (в том числе и дополнительных) для всех желающих учащихся
  • Наличие квалифицированных педагогических кадров, имеющих опыт инновационной деятельности.
  • Учебно-методическое обеспечение (наличие программ и учебно-методических пособий по профильным предметам и элективным курсам, готовность учителя адаптировать их к профильному и базовому уровням).
  • Связь с учреждениями среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры, а также учреждениями дополнительного образования спортивной направленности, которые могут содействовать реализации профильного обучения.
  • Материально-техническое обеспечение программ профильного обучения (наличие учебно-спортивной базы, современного спортивного оборудования и инвентаря, предметных кабинетов и т.д.)

3. Организационные условия: (17 слайд)

  • Наличие опыта организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы.
  • Разработка механизма комплектования 10-х профильных классов.
  • Наличие внутренних нормативных документов ( приказов, распоряжений, положений, договоров, и т.д) для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Приложение 1 (Психологический анализ учебно-воспитательного процесса в оборонно-спортивном классе.)

Приложение 2 (Оборонно-спортивный класс.)

Приложение 3 (Профессионально-прикладная направленность физического воспитания школьников в классах с углубленным изучением предмета.)