Интегрированный урок в 1-м классе курсов "Окружающий мир" и "Технология" с использованием информационно-коммуникационных технологий

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Повторить отличительные особенности лиственных и хвойных деревьев.
  • Закрепить отличительные особенности насекомых птиц и рыб.
  • Закрепить умение учащихся работать по схеме в технике “оригами”.
  • Развивать умение учащихся работать в паре.
  • Развивать познавательный интерес учащихся.
  • Развивать фантазию и творческое воображение.
  • Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование.

  • Учебник “Окружающий мир” 1 класс, автор Плешаков А. А.
  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Проекционный экран.
  • Таблички: “Рыбы”, “Птицы”, “Насекомые”
  • Рисунок Муравья Вопросика.
  • Карточки с изображением животных: бабочка, божья коровка, стрекоза, щука, карась, карп, сова, снегирь, синица.
  • Звуковая композиция на DVD-диске “Звуки природы. Лес”.
  • “Красная книга” г. Москвы.
  • Плакат “Береги природу”.
  • Игра с исп. компьютера “Чей листик?”
  • Аудиовизуальная композиция на DVD-диске “Птицы Москвы и Московской области”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Закройте глаза и попробуйте представить себе то, что сейчас вы услышите.

Включаю звуковую композицию “Звуки природы. Лес”.

- Что вы, услышали? (Шум деревьев, пение птиц, жужжание насекомых)

- Где же мы, оказались? (В лесу).

2. Повторение изученного.

- Давайте вспомним, какие деревья растут в лесу? (Лиственные и хвойные).

- Назовите известные вам лиственные деревья.

- Назовите известные вам хвойные деревья.

- Чем лиственные деревья отличаются от хвойных? (У лиственных – листья, у хвойных – иголки).

Показ рисунка Муравья.

- Ребята, вы узнаёте нашего гостя? Кто это? (Муравей Вопросик).

- Он сегодня пришёл к нам, чтобы узнать, чему вы научились за это время. И его первое задание такое: угадайте, с какого дерева листик.

Игра с исп. компьютера “Чей листик?”

Дети “прикрепляют” листочки к соответствующим деревьям.

- Молодцы, вы успешно справились с заданием муравья.

- Но в лесу есть не только деревья, там ещё обитает много разных животных.

3. Работа с учебником.

-Возьмите учебник и внимательно рассмотрите обложку. Назовите животных, изображённых здесь. (Свиристель, кузнечик, шмель, бабочка).

-На какие две группы их можно разделить? (Птицы и насекомые).

Вешаю на доску таблички с надписями “Птицы”, “Насекомые”. Открываю доску.

На доске – карточки с изображением животных: бабочка, божья коровка, стрекоза, щука, карась, карп, сова, снегирь, синица.

- Правильно. Посмотрите на доску. Выберите из этих карточек только птиц.

Один ученик выбирает и прикрепляет нужные карточки под надписью “Птицы”

- Правильно. Давайте их назовём. Каких ещё птиц вы знаете?

- Теперь выберите только карточки с изображением насекомых

Один ученик выбирает и прикрепляет нужные карточки под надписью “Насекомые”

- Правильно. Давайте их назовём. Каких ещё насекомых вы знаете?

- Ой, посмотрите на нашего муравья Вопросика, чему же он так удивился? Я поняла – на доске-то остались ещё карточки с какими-то животными. Кто догадался, в какую группу их можно объединить? (Рыбы).

Вешаю на доску над оставшимися карточками табличку “Рыбы”.

- Давайте их назовём. Каких ещё насекомых вы знаете?

- Назовите основные отличительные признаки каждого вида. (Рыбы – чешуя, птицы – оперение, насекомые – шесть ног).

Физкультминутка-игра “Пол, окно, потолок”.

Не поворачивая головы и не двигаясь с места, дети глазами находят различные предметы и объекты в классе.

4. Практическая работа.

- На уроке технологии мы с вами познакомились с новым понятием – “оригами”.

- В какой стране появилось это искусство? (В Японии).

- Что обозначает это слово? (Оригами – в переводе с японского языка означает – сложенная бумага).

- На наших уроках технологии мы с вами учились складывать бумагу различными способами, учились работать со схемами. А сегодня вы изготовите модель одного из видов животных, используя технику “Оригами”,

- Сейчас мы будем работать в парах.

- Давайте повторим главное правило работы в паре. (Помогаем друг другу, не мешаем никому).

- Поделки у вас будут разные. Это бабочка, рыбка и птица.

На каждой парте лежит схема изделия. Положите ёё на середину парты, рассмотрите. Поднимите руки те ученики, у кого схема рыбки? <рисунок 1> Птички? <рисунок 2> Бабочки? <рисунок 3> (Дети по очереди поднимают руки).

- Вдвоём с соседом внимательно изучите схему и выполните своё изделие. Приступаем к работе.

Работа в парах по рядам: бабочка, рыбка, птица.

- Закончили работу. Посмотрите на доску.

На доске висит плакат “Береги природу!”

На нём изображено озеро, лужайка с цветами и деревья.

- Прочитайте название нашего плаката. Как вы его понимаете?

- Почему необходимо беречь природу?

- Посмотрите, наш муравей Вопросик растерян. Он мне только что прошептал, что, оказывается, наш красивый плакат не закончен. А, может быть, мы сможем его завершить? Как? (Нашими работами)

- Куда мы поселим наших рыбок? (В озеро). Куда мы поселим птиц? (На деревья). Куда мы поселим бабочек? (На лужайку).

- Давайте закончим плакат.

Оформление плаката. Вывешиваются все работы детей.

Физкультминутка.

У оленя дом большой, он сидит, глядит в окно.
Зайка по полю бежит, в дверь ему стучит.
Тук-тук, дверь открой – там, в лесу, охотник злой.
Зайка-зайка забегай, лапу мне давай.

- Молодцы! Муравей Вопросик очень доволен, что мы спасли зайку от злого охотника. Посмотрите, как он улыбается.

5. Беседа с учащимися.

- Как называется город, в котором мы живём?

- На территории города Москвы обитает очень много различных видов животных. Только одних насекомых насчитывается около 500 видов: стрекозы, божьи коровки, светлячки, осы и т д) В реках, прудах, водохранилищах нашего города обитает около 20 видов рыб: язь, лещ, карп, налим, сом. В лесах живут более 100 видов птиц: сова, филин, сокол и. д. И многие из этих видов нуждаются в охране, потому что их осталось очень мало.

- Как вы думаете, почему так происходит? (Животным становится негде жить).

- Почему им становится негде жить? (Люди вырубают леса, загрязняют воду и воздух).

- Все исчезающие виды животных нашего города занесены в специальную “Красную книгу города Москвы”. (Показ).

- Как вы думаете, почему она так называется? (Это сигнал бедствия. Красный цвет – цвет опасности).

- А сейчас давайте посмотрим изображения и послушаем голоса нескольких птиц, занесённых в Красную книгу г. Москвы

Показ аудиовизуальной композиции на DVD-диске “Птицы Москвы и Московской области”: кукушка, соловей, дятел.

6. Итог урока.

- Ребята, муравью Вопросику очень понравилось, как вы сегодня работали, но особенно понравился наш плакат. А, как вы думаете, чем? (Он напоминает, что нужно беречь природу).

- Что мы должны беречь и охранять? (Лес, воду, воздух).

- Как люди могут это делать? (Не мусорить в лесу, не вырубать его, предприятия не должны загрязнять отходами воду и воздух).

- Какие виды животных нуждающихся в охране мы уже знаем? (Рыб, птиц, насекомых).

- Повторим их отличительные признаки (Рыбы – чешуя, птицы – оперение, насекомые – шесть ног).

- Молодцы. Вы сегодня отлично поработали.