Цели.
- Повторить отличительные особенности лиственных и хвойных деревьев.
- Закрепить отличительные особенности насекомых птиц и рыб.
- Закрепить умение учащихся работать по схеме в технике “оригами”.
- Развивать умение учащихся работать в паре.
- Развивать познавательный интерес учащихся.
- Развивать фантазию и творческое воображение.
- Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование.
- Учебник “Окружающий мир” 1 класс, автор Плешаков А. А.
- Компьютер.
- Проектор.
- Проекционный экран.
- Таблички: “Рыбы”, “Птицы”, “Насекомые”
- Рисунок Муравья Вопросика.
- Карточки с изображением животных: бабочка, божья коровка, стрекоза, щука, карась, карп, сова, снегирь, синица.
- Звуковая композиция на DVD-диске “Звуки природы. Лес”.
- “Красная книга” г. Москвы.
- Плакат “Береги природу”.
- Игра с исп. компьютера “Чей листик?”
- Аудиовизуальная композиция на DVD-диске “Птицы Москвы и Московской области”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Закройте глаза и попробуйте представить себе то, что сейчас вы услышите.
Включаю звуковую композицию “Звуки природы. Лес”.
- Что вы, услышали? (Шум деревьев, пение птиц, жужжание насекомых)
- Где же мы, оказались? (В лесу).
2. Повторение изученного.
- Давайте вспомним, какие деревья растут в лесу? (Лиственные и хвойные).
- Назовите известные вам лиственные деревья.
- Назовите известные вам хвойные деревья.
- Чем лиственные деревья отличаются от хвойных? (У лиственных – листья, у хвойных – иголки).
Показ рисунка Муравья.
- Ребята, вы узнаёте нашего гостя? Кто это? (Муравей Вопросик).
- Он сегодня пришёл к нам, чтобы узнать, чему вы научились за это время. И его первое задание такое: угадайте, с какого дерева листик.
Игра с исп. компьютера “Чей листик?”
Дети “прикрепляют” листочки к соответствующим деревьям.
- Молодцы, вы успешно справились с заданием муравья.
- Но в лесу есть не только деревья, там ещё обитает много разных животных.
3. Работа с учебником.
-Возьмите учебник и внимательно рассмотрите обложку. Назовите животных, изображённых здесь. (Свиристель, кузнечик, шмель, бабочка).
-На какие две группы их можно разделить? (Птицы и насекомые).
Вешаю на доску таблички с надписями “Птицы”, “Насекомые”. Открываю доску.
На доске – карточки с изображением животных: бабочка, божья коровка, стрекоза, щука, карась, карп, сова, снегирь, синица.
- Правильно. Посмотрите на доску. Выберите из этих карточек только птиц.
Один ученик выбирает и прикрепляет нужные карточки под надписью “Птицы”
- Правильно. Давайте их назовём. Каких ещё птиц вы знаете?
- Теперь выберите только карточки с изображением насекомых
Один ученик выбирает и прикрепляет нужные карточки под надписью “Насекомые”
- Правильно. Давайте их назовём. Каких ещё насекомых вы знаете?
- Ой, посмотрите на нашего муравья Вопросика, чему же он так удивился? Я поняла – на доске-то остались ещё карточки с какими-то животными. Кто догадался, в какую группу их можно объединить? (Рыбы).
Вешаю на доску над оставшимися карточками табличку “Рыбы”.
- Давайте их назовём. Каких ещё насекомых вы знаете?
- Назовите основные отличительные признаки каждого вида. (Рыбы – чешуя, птицы – оперение, насекомые – шесть ног).
Физкультминутка-игра “Пол, окно, потолок”.
Не поворачивая головы и не двигаясь с места, дети глазами находят различные предметы и объекты в классе.
4. Практическая работа.
- На уроке технологии мы с вами познакомились с новым понятием – “оригами”.
- В какой стране появилось это искусство? (В Японии).
- Что обозначает это слово? (Оригами – в переводе с японского языка означает – сложенная бумага).
- На наших уроках технологии мы с вами учились складывать бумагу различными способами, учились работать со схемами. А сегодня вы изготовите модель одного из видов животных, используя технику “Оригами”,
- Сейчас мы будем работать в парах.
- Давайте повторим главное правило работы в паре. (Помогаем друг другу, не мешаем никому).
- Поделки у вас будут разные. Это бабочка, рыбка и птица.
На каждой парте лежит схема изделия. Положите ёё на середину парты, рассмотрите. Поднимите руки те ученики, у кого схема рыбки? <рисунок 1> Птички? <рисунок 2> Бабочки? <рисунок 3> (Дети по очереди поднимают руки).
- Вдвоём с соседом внимательно изучите схему и выполните своё изделие. Приступаем к работе.
Работа в парах по рядам: бабочка, рыбка, птица.
- Закончили работу. Посмотрите на доску.
На доске висит плакат “Береги природу!”
На нём изображено озеро, лужайка с цветами и деревья.
- Прочитайте название нашего плаката. Как вы его понимаете?
- Почему необходимо беречь природу?
- Посмотрите, наш муравей Вопросик растерян. Он мне только что прошептал, что, оказывается, наш красивый плакат не закончен. А, может быть, мы сможем его завершить? Как? (Нашими работами)
- Куда мы поселим наших рыбок? (В озеро). Куда мы поселим птиц? (На деревья). Куда мы поселим бабочек? (На лужайку).
- Давайте закончим плакат.
Оформление плаката. Вывешиваются все работы детей.
Физкультминутка.
У оленя дом большой, он сидит, глядит в окно.
Зайка по полю бежит, в дверь ему стучит.
Тук-тук, дверь открой – там, в лесу, охотник злой.
Зайка-зайка забегай, лапу мне давай.
- Молодцы! Муравей Вопросик очень доволен, что мы спасли зайку от злого охотника. Посмотрите, как он улыбается.
5. Беседа с учащимися.
- Как называется город, в котором мы живём?
- На территории города Москвы обитает очень много различных видов животных. Только одних насекомых насчитывается около 500 видов: стрекозы, божьи коровки, светлячки, осы и т д) В реках, прудах, водохранилищах нашего города обитает около 20 видов рыб: язь, лещ, карп, налим, сом. В лесах живут более 100 видов птиц: сова, филин, сокол и. д. И многие из этих видов нуждаются в охране, потому что их осталось очень мало.
- Как вы думаете, почему так происходит? (Животным становится негде жить).
- Почему им становится негде жить? (Люди вырубают леса, загрязняют воду и воздух).
- Все исчезающие виды животных нашего города занесены в специальную “Красную книгу города Москвы”. (Показ).
- Как вы думаете, почему она так называется? (Это сигнал бедствия. Красный цвет – цвет опасности).
- А сейчас давайте посмотрим изображения и послушаем голоса нескольких птиц, занесённых в Красную книгу г. Москвы
Показ аудиовизуальной композиции на DVD-диске “Птицы Москвы и Московской области”: кукушка, соловей, дятел.
6. Итог урока.
- Ребята, муравью Вопросику очень понравилось, как вы сегодня работали, но особенно понравился наш плакат. А, как вы думаете, чем? (Он напоминает, что нужно беречь природу).
- Что мы должны беречь и охранять? (Лес, воду, воздух).
- Как люди могут это делать? (Не мусорить в лесу, не вырубать его, предприятия не должны загрязнять отходами воду и воздух).
- Какие виды животных нуждающихся в охране мы уже знаем? (Рыб, птиц, насекомых).
- Повторим их отличительные признаки (Рыбы – чешуя, птицы – оперение, насекомые – шесть ног).
- Молодцы. Вы сегодня отлично поработали.