Урок по гражданско-правовому курсу, 4-й класс (1–4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока:

  1. Расширить знания и представления детей об образовательном процессе, участниках образования, документах;
  2. Учить любить школу, развивать старательность в делах, трудолюбие, аккуратность, воспитывать внимательное отношение друг к другу.

Ход урока

1. Организационный момент. Тема. Цель.

- Скажите, какой праздник отмечается 12 декабря? (День конституции).

- А что такое конституция? (основной закон)

Да, это закон, по которому живет наше государство. В нем записаны основные права и обязанности гражданина России.

Вот и сегодня темой нашего урока является право на образование.

И мы сегодня поговорим об этом праве, посмотрим какое место занимает в жизни человека образование, для чего оно человеку.

2. Актуализация знаний.

- Скажите, а когда начинается учебный год? (1 сентября)

- И как же этот день мы все с вами называем? (Днем знаний)

- А с какого возраста ребята идут в школу? (с 7 лет)

3. Новая тема.

- А вы знаете почему?

Вот именно поэтому 7-летние дети идут в школу в 1 класс, чтобы получить знания о научных открытиях, разных странах, жизни и достижениях людей.

Сначала, как и вы, ребята идут заниматься в начальную школу и учатся там с 1 по 4 класс, затем переходят в основную школу, в которой учатся с 5 по 9 класс. Видите, это как – бы две ступеньки. После окончания начальной школы ученик получает только оценки в дневник, и с ними переходит в среднее (основное) звено.

А вот уже после окончания 9 класса, ребята сдают государственные экзамены и после получают первый в своей жизни документ об образовании – это аттестат.

С ним можно продолжить обучение в средней школе или поступить в лицей и получить там профессию. Многие ученики продолжают образование в 10-11 классах и получают документ об окончании средней школы.

- А куда могут пойти ребята после окончания школы?(пойти в институт, колледж, идти в армию или пойти работать).

Право на образование имеют все дети: ведь начальное и основное образование в нашей стране – бесплатное. Это очень не просто для нашей страны.

- Почему это не просто? (потому что надо построить новые школы, купить новую мебель, оборудование для кабинетов, а еще подготовить учителей по всем предметам).

Учение не прекращалось даже во время войны, когда не хватало самого необходимого - тетрадей, книг, карандашей, ручек. Ребята писали на обрывках газет. Было очень тяжело.

В нашей стране принят «Закон об образовании». В нем записано все о школе, и о праве на образование.

- Что же означает право на образование для каждого ребенка?

Вот какие возможности есть у тебя:

Возможности школьника:

  • записаться в любую школу (по выбору),
  • учиться бесплатно,
  • учиться на родном языке,
  • приобрести хорошее образование,
  • получить документ об образовании.

В школе все ученики имеют разные права:

Права школьника:

  • право на образование,
  • право на уважение достоинства,
  • право на свободу мнения,
  • право на информацию и др.

В каждой школе есть Устав т.е. свод правил, по которым живут ученики, учителя и все работники школы. Он является главным документом школы, заверенный печатями и подписями директора и др.

Иногда между учениками в классе возникают споры, а из – за них обиды и огорчения. Было бы очень замечательно, если бы в каждом классе был свой Устав.

- Вот вам и домашние задание: составьте, разработайте устав нашего класса.

- А что есть такого в каждой школе, чтобы училось ребятам легко и интересно? (библиотеки, кружки)

Во всех школах есть библиотеки. Можно брать книги, читать сколько хочешь, только не забывать возвращать эти книги вовремя и пользоваться ими аккуратно.

А еще вы сказали, что работают и кружки. Так вы получаете новые знания, учитесь общаться друг с другом.

В памяти ребенка навсегда останутся книги которые он прочитал в детстве, стихи которые он выучил в детстве, эти знания останутся с вами на всю жизнь. Знания, ум, интересы – это то, что нельзя купить ни за какие деньги. Даже мама и папа не могут их подарить или предать по наследству. Их можно приобрести только собственным трудом.

Познавать мир – самое интересное занятие на свете. При этом совершенно не важно какая у тебя профессия.

- А кого уважают в жизни по вашему мнению? (того, кто хорошо делает свое дело).

- Правильно. Хорошо чинит телевизоры, лечит больных, хорошо тренирует спортсменов, строит дома, шьет платье. Чем бы человек ни занимался в жизни – можно делать свое дело хорошо, талантливо, красиво, а можно плохо и бездарно.

Ваш труд – это учеба. Учиться из – под «палки» т.е. лениво, неохотно, а значит трудно. Чтобы одолеть лень не хватает силы воли, как герою этого стихотворения. (декламация стихотворения учеником)

Я шел к столу, чтоб сесть за стол
И выполнить уроки,
Но… два метра не дошел,
Как повернули ноги.
Опять иду, чтоб сесть за стол,
И вновь свернули ноги.
Когда б я до стола дошел,
То сделал бы уроки.

4.Физминутка.

Бывают в школьной жизни и смешные моменты, как в наших частушках.

У Дениса нет терпенья,
Он урок не доучил.
И за полстихотворенья
Полчетверки получил.

Я сидела-рисовала
Малевала бабочку.
Только крылья не влезают
Ни в какую рамочку.

Мой дневник, как верный друг
Для меня старался.
Я не выучил урок –
Дома он остался.

Дал списать я на контрольной
Все задачки Женечке
И теперь у нас в тетрадке
У обоих двоечки.

Вова вертится в буфете
Пробирается вперед.
Пожалейте, Вову, дети,
Дайте Вове бутерброд.

5. Закрепление знаний.

- Кто больше всего радуется вашим успехам? (родители).

- А кто больше всего расстраивается, видя ваши неудачи?

Потому, что родители знают: когда человек хорошо образован, он везде нужен. Его приглашают на высокооплачиваемую работу, а если он решит начать свое дело ему будет легче решать проблемы.

- Зачем нужно человеку учиться? (устроиться в жизни на хорошую работу, общаться с другими людьми, жить интересно)

Вот и народная мудрость нас учит:

  1. Ученье – свет, а неученье – тьма.
  2. От солнышка тепло, а от знаний добро.
  3. И сила уму уступает.
  4. Век живи – век учись

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Но каждый ребенок не только имеет право на образование.

- Какие обязанности есть у каждого школьника?

А вот какое образование будет у него – хорошее или не очень. От кого это зависит?

Мы с вами проводили анкетирование. И все ребята ответили на этот вопрос. Из 13 человек – 5 человек ответили, что оно зависит от учителей, папы и мамы. А вот 8 человек – от самого себя.

- Как вы думаете, чей ответ был более правильным? Почему?

Потому, что учиться можно везде: в городе, деревне, в большой школе, маленькой. Везде есть учебники, словари, книги.

Было бы желание стать умным, образованным человеком, хорошим специалистом, знать иностранные языки, владеть компьютером. И тогда ты будешь заниматься любимым делом.

6. Итог урока.

- Подведем итого урока.

- Зачем, для чего каждому ребенку необходимо учиться?

- Какие у тебя есть права и обязанности в школе?

Закончить урок песней «Чему учат в школе».